Просмотр содержимого документа
«План урока по геометрии "Пиримида 11 класс"»
Урок геометрии в 11-м классе по теме "Пирамида"
Ерошенко Юлия Викторовна
учитель математики
МБОУ «СОШ с УИОП» г.Грайворона
Цели урока:
Обучающие:
изучить новый вид многогранников – пирамиды,
выйти на понятие правильной пирамиды,
рассмотреть задачи, связанные с пирамидой и с правильной пирамидой,
закрепление навыков построения сечений на примере пирамиды.
Развивающие:
развивать познавательный интерес через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования,
развитие технического, логического, образно-пространственного мышления учащихся.
Воспитательные:
развивать эмоционально-положительное отношение к изучению геометрии,
Слайд1 Фараон Джосер повелел создать для себя необычную гробницу, похожую на гигантскую каменную лестницу, по которой фараон после смерти должен был подняться на небо. Его замысел воплотил в жизнь великий египетский зодчий Имхотеп. Правившие после Джосера фараоны тоже строили себе ступенчатые пирамиды, пока фараону Снофру не пришла в голову мысль выстроить для своей гробницы не ступенчатую, а гладкую пирамиду.
Слайд2Вслед за Снофру Древним Египтом правил его сын, фараон Хуфу, или, как мы его привыкли называть, - Хеопс. За 23 года своего правления он сумел выстроить самую грандиозную и удивительную пирамиду, которую мы называем первым чудом света.
Пирамиды – самое грандиозное из всех чудес света. Построенная около 2600 г. до н.э., она имеет высоту 146 метров, состоит из 2300000 каменных блоков, каждый весом примерно 3 тонны.
Даже сегодня при современных машинах и механизмах выстроить такую громадную пирамиду было бы нелегко.
Но мы сегодня должны научиться строить пирамиды.
2. Актуализация знаний.
Термин «пирамида» заимствован из греческого «пирамис» или «пирамидос». Греки в свою очередь позаимствовали это слово из египетского языка. В папирусе Ахмеса встречается слово «пирамис» в смысле ребра правильной пирамиды. Другие считают, что термин берет свое начало от формы хлебцев в Древней Греции («пирос» - рожь). В связи с тем, что форма пламени напоминает образ пирамиды, некоторые ученые считали, что термин происходит от греческого слова «пир» - огонь.
Итак, тема урока “Пирамида”.
Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.
Что мы можем узнать о пирамиде? Познакомиться с понятием пирамида, ее видами, элементами, свойствами, решить простейшие задачи.
Итак, цель урока: изучить новый вид многогранников – пирамиды. Рассмотреть задачи, связанные с пирамидой.
- Опишите фигуры, изображенные на Слайде3 (основание, вершина, ребра)
- Что объединяет эти тела? (в основании n-угольник, боковые грани – треугольники).
- Как можно назвать эти тела? (пирамиды)
Итак, пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основание пирамиды; точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания – боковыми ребрами.
- Слайд4Дайте определение высоты пирамиды. (Высотой пирамиды называется перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания).
- Слайд5Что это за многогранник? Дайте определение тетраэдра (поверхность, состоящая из четырех правильных треугольников или многогранник, состоящий их четырех треугольников)
- Слайд6Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой.
- Слайд7Какие пирамиды могут быть правильными? (в основании лежит правильный треугольник – треугольная пирамида, в основании лежит квадрат - четырехугольная пирамида, в основании лежит правильный шестиугольник – шестиугольная пирамида)
- Слайд8Свойства боковых ребер и боковых граней правильной пирамиды. (Все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками)
Построим пирамиду Хеопса.
1. Постройка Великих пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина требовала огромных усилий всех свободных египтян. Их труд был настоящим чудом. Строители работали с большим энтузиазмом над возведением гробницы своего великого фараона. Они верили: фараон – сын бога, и после смерти он окажется среди богов. Если они выкажут ему подлинное уважение, он позаботится о них, простых людях, об их детях, внуках и правнуках.
Выкажем же и мы ему подлинное уважение. Построим пирамиду Хеопса.
Итак, что лежит в основании пирамиды Хеопса (квадрат)
- Как изображается квадрат на плоскости? (параллелограммом)
- Слайд9построим основание,
- отметим вершину параллелограмма,
- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.
2. Построим треугольную пирамиду.
- Слайд10Построим основание,
- отметим вершину параллелограмма,
- соединим вершину боковыми ребрами с вершинами основания.
3. Решение задач.
Слайд111. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, тангенс угла наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата.
Решение
1. AC Ç ВD = О
2. Пирамида правильная Þ SО ^ (АВС)
3. ОЕ çç АD Þ ОЕ ^ АD Þ
4. SЕ ^ СD (по теореме о 3 перпендикулярах)
Чему равен тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике? (отношению противолежащего катета к прилежащему катету)
5. D SОЕ – п\у tg E = SО : ОЕ = 1,2
6. ОЕ = 0,5АD =115м
7. SО = ОЕ • tg E = 1,2 • 115 = 138 м
Ответ: 138м
S
С
В
Е
А
О
230
D
Слайд122. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230м, высота пирамиды 138 м. Найти боковое ребро самой высокой египетской пирамиды.
Решение
1. AC Ç ВD = О
2. D АОD – п\у, р\б
по т. Пифагора АD2 = DО2+ОА2
2ОD2= 2302 = 52900
ОD2 = 26450
3. Пирамида правильная Þ SО ^ (АВС)
4. D SОD – п\у
по т. Пифагора DS2 = DО2+ОS2 = 26450 + 1382=
= 26450 +19044 = 45494
DS » 213 м
Ответ: 213м
S
С
В
А
О
230
D
- Слайд13Из чего состоит поверхность пирамиды? (из основания, и боковых граней)
- Чем является боковая грань? (треугольником)
Слайд143.Чему равна площадь поверхности правильного тетраэдра с ребром 1?
Решение
1. Sпов=4Sтр
2. Sтр = 0,5а2sin600
3. Sпов= 4 • 0,5а2sin600 =
Ответ:
Слайд154. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды Хеопса, сторона основания которой равна 230м и высота 138м.
Решение
1. Sб.пов=4Sтр
2. AC Ç ВD = О
3. Пирамида правильная Þ
SО ^ (АВС)
4. ОЕ çç СD Þ ОЕ ^ АD Þ
5. SЕ ^ АD (по теореме о 3 перпендикулярах)
6. ЕОS- п\у по т. Пифагора ЕS2 = ЕО2+ОS2 = 1152 + 1382 =
= 13225 +19044 = 32269
ЕS 180
7. ES - высота АSD
SАSD= 0,5 ЕS•АD 0,5 •180 • 230 20700 м2
8. Sб.пов=4Sтр 4 • 20700 82800 м2
Ответ: 82800 м2
S
С
В
138
О
230
Е
D
А
Слайд165. (устно) Боковое ребро правильной пирамиды вдвое больше ее высоты. Определите угол наклона бокового ребра к плоскости основания. (300)
Построение сечений пирамиды. Слайд17
Перед учащимися ставится задача, в ходе решения которой повторяются основные аксиомы и теоремы. Осуществляется пошаговая проверка построения сечения.
Слайд18 - На каких рисунках сечение построено не верно? (1, 3, 4)
Задачи Слайд19 - 23
Рефлексия.
Подведем итоги нашей совместной работы.
Выставление оценок. Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Какие знания пригодились? Что было сложного? Что понравилось на уроке?
5. Домашнее задание.
1). Если в правильной треугольной пирамиде высота H равна стороне основания a, то боковые ребра составляют с плоскостью основания углы в 600. Верно ли это утверждение?
2). Сторона квадрата равна 10 см. Доказать, что нельзя, используя его в качестве основания, построить правильную четырехугольную пирамиду с боковым ребром 7 см.
3). Доказать или опровергнуть утверждение: «если в пирамиде все ребра равны, то пирамида правильная».