План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Противоположные числа».
План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Противоположные числа».
Цели:
- образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и откладывать на координатной прямой;
- развивающие:
развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки; развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, ответственность и аккуратность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Противоположные числа».»
План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Противоположные числа».
Задача урока: формировать представление о противоположных числах, научить применять его на практике; актуализация знаний учащихся.
Цели:
- образовательные: закрепить понятие координатной прямой, ввести понятие числа противоположного данному, научить распознавать, записывать и откладывать на координатной прямой;
- развивающие:
развивать навыки самоконтроля, самостоятельной работы, самооценки; развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- воспитательные:
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах, ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового знания
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал ( практическая работа), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint,
Структура и ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые дети! Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:
«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.
2. Актуализация знаний
Прежде чем узнавать новое, нужно повторить уже изученное, поэтому поработаем устно:
а) Числа, используемые при счете предметов, называют…
- десятичными дробями;
- натуральными числами.
б) Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называется…
- координатным лучом;
- координатной прямой.
в) Отрицательные числа находятся на координатной прямой…
- справа от нуля;
- слева от нуля.
г) Нуль – число…
- положительное;
- нейтральное;
- отрицательное.
д) Какие числа расположены правее нуля?
е) Какие числа называются отрицательными?
з) Назовите число, которое не является ни положительным, ни отрицательным
и) Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
Что мы с вами повторили?
Мы с вами повторили, какая прямая называется координатной прямой, понятия натуральных чисел и отрицательных чисел.
3. Создание проблемной ситуации
Посмотрите на доску. Я начну фразу, а вы продолжайте, смело хором отвечайте.
Мужчина высокий и….
Рисунок черный и …
Собака большая и …
Вода горячая и ….
Мир, окружающий нас, интересен, но противоречив. Ещё в детстве вы читали сказки, в которых уживались добро и…(зло), теперь вы стали старше, учитесь в школе и получаете оценки: хорошие и…(плохие).
Жизнь состоит из …(противоположностей). В какой бы уголок мы не заглянули, всё равно увидим, что они уживаются рядом друг с другом. Вот, например, просто вода, но из крана она течёт горячая и …(холодная). А теперь попробуйте привести примеры противоположностей, «живущих» у вас дома.
Учащиеся приводят такие примеры. (Мужчина и женщина, горячая плита и холодный холодильник и др.).
А теперь давайте найдём противоположности в разных областях знаний.
География (север-юг, гора-впадина).
Русский язык (слова-антонимы: добро-зло, белый - чёрный).
История (война-мир, прогресс-регресс, импорт-экспорт).
Биология (левая рука - правая рука).
Вы догадались, каким математическим понятием мы с вами будем сегодня заниматься? Правильно. Как мы назовём тему нашего урока? «Противоположные числа».
Итак, мы видим, что в математике тоже есть свои противоположности: могу сложить или…(вычесть), разделить или…(умножить). Вот и вы столкнулись с противоположностями - противоположные числа.
Мне нужны 2 помощника. Встали спиной друг к другу. Сделали по 3 шага. На каком расстоянии в шагах они находятся от меня. Если рассматривать на координатной прямой, то каким координатам соответствуют мои помощники? Ещё раз напомните, в каком направлении двигались помощники? Значит числа 3 и -3 называются какими?
Все понятия противоположностей, которые мы с вами давали, субъективны и зависят от личного восприятия каждого человека. Одному вода кажется горячей, другому холодной, одному еда вкусна, другому – нет. В математике же, науке точной, всё должно быть строго и чётко. Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.
Два числа
называются
….,
если
они
отличаются ТОЛЬКО
……. .
Посмотрите на доску, кому соответствуют числа с противоположными координатами?
Числа 3 и -3 называются …(противоположными), т. к. они …(отличаются только знаком).
Назовите общее этих чисел. Их отличия.
Числа -2 и 5 отличаются знаком, они тоже являются противоположными, я права? (Нет, так как расстояния от нуля до этих чисел не равны).
А какое число противоположно 0?
Значит, как точно определить противоположные числа?
Два числа, которые отличаются только знаком, называются противоположными.
Приведите свои примеры.
4. Первичное закрепление (Приложение1)
Задание№1. На столах у учеников табличка с зашифрованным названием положительных и отрицательных чисел в древности.
Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.
-2 О -(-(-45)) Е 22 Щ -(-8,5) М -(-10) У 7 Д
- (-19) В -45 Е 17 Т 6,3 Г 3 Л - (-(-63)) К
-(-(-5)) И -(-63) С
-7
2
-3
-6,3
,
5
-8,5
-10
-22
45
-63
-17
-19
2
Д
О
Л
Г
,
И
М
У
Щ
Е
С
Т
В
О
5.Историческая справка (Приложение 3)
История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовали как «имущество» (прибыль), а отрицательные – как «долг», «убыток». Лишь в Древней Индии и Китае догадались вместо слов «долг в 10 юаней» писать просто «10 юаней», но рисовать их черной тушью.
Возникновение современных знаком «+» и « - » не совсем ясно. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.
Современные знаки «+» и «-» появились в Германии в последнее десятилетие 15 века в книге Видмана, которая была руководством по счету для купцов.
6. Физминутка
Я показываю упражнение, а вы выполните противоположное действие. Все сели. Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед и совсем мы не трясем. ( также другую руку) Встали, сели, встали, сели руки опустили, вместе вверх подняли и на стулья встали
Сели, не прыгаем на левой ноге: раз, два, три, четыре; на правой: раз, два, три, четыре.
Наклоны головы вверх-вниз,влево-право. Встали на стулья громко.
7. Закрепление нового материала
№ 2. Заполните пустые клетки: (Приложение 1)
a
4
0
-6
-a
-3
-5
-2
-1
Если число а положительное, то ему противоположное _______________________________________________________________
Если число а отрицательное, то ему противоположное _______________________________________________________________
Если число а=0, то ему противоположное, ______________________
№ 3. Кто быстрее:
Какое число противоположное числу -2? Можно записать –(-2)=2
Числу -1,6? Можно записать –(-1,6)=1,6
Какое число противоположное числу -m? Как это можно записать? -(…)=…
Чему равно число –(-(-(-5)))? Почему?
Чему равно число –(-(-(-(-10.32))))? Почему?
Вывод:
а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится _________________ число.
б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится __________________ число.
№ 4. Поставьте вместо пропусков такое число, чтобы получилось верное равенство
6. Сколько у каждого числа существует противоположных?
Итак, что мы сегодня повторили…..
Изучили……..
Закрепили…….
При наличии времени, читает сказку:
В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть … противоположными.
Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках
10. Домашнее задание: п.27 № 943; 944; 945 или придумать сказку про противоположные числа.
Приложение 1.
Задание №1. Перед вами табличка с зашифрованным названием положительных и отрицательных чисел в древности.
Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте слова.
-2 О -(-(-45)) Е 22 Щ -(-8,5) М -(-10) У 7 Д
- (-19) В -45 Е 17 Т 6,3 Г 3 Л - (-(-63)) К
-(-(-5)) И -(-63) С
-7
2
-3
-6,3
,
5
-8,5
-10
-22
45
-63
-17
-19
2
,
№ 2.Заполните пустые клетки:
a
4
0
-6
-a
-3
-5
-2
-1
Если число а положительное, то ему противоположное _______________________________________________________________
Если число а отрицательное, то ему противоположное _______________________________________________________________
Если число а=0, то ему противоположное, ______________________
№ 3. Кто быстрее:
Какое число противоположное числу -2? Можно записать –(-2)=
Какое число противоположное числу -1,6? Можно записать –(-1,6)=
Какое число противоположное числу -m? Как это можно записать? -(…)=…
Чему равно число –(-(-(-5)))? Почему?
Чему равно число –(-(-(-(-10.32))))? Почему?
Вывод:
а) Если перед числом стоит чётное количество минусов, то получится _________________ число.
б) Если перед числом стоит нечётное количество минусов, то получится __________________ число.
№ 4. Поставьте вместо пропусков такое число, чтобы получилось верное равенство
История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, просто не видели особого смысла. Положительные числа долго трактовали как «имущество» (прибыль), а отрицательные – как «долг», «убыток». Лишь в Древней Индии и Китае догадались вместо слов «долг в 10 юаней» писать просто «10 юаней», но рисовать их черной тушью.
Возникновение современных знаком «+» и « - » не совсем ясно. В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса, а когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса.
Современные знаки «+» и «-» появились в Германии в последнее десятилетие 15 века в книге Видмана, которая была руководством по счету для купцов.