План урока "В гостях у сказок Пушкина" по теме: "Все действия с десятичными дробями"
План урока "В гостях у сказок Пушкина" по теме: "Все действия с десятичными дробями"
На этом уроке закрепляются все действия с десятичными дробями: сложение и вычитание, умножение и деление. Для повышения интереса к уроку, он проводится в форме заочного путешествия по сказкам А.С. Пушкина. Урок сопровождается показом слайдов, на которых отображаются сюжеты соответствующие содержанию решаемых задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока "В гостях у сказок Пушкина" по теме: "Все действия с десятичными дробями" »
« В гостях у сказок А.С. Пушкина»
(обобщающее повторение темы «Действия с десятичными дробями» )
(урок разработан учителем математики Волоконской СОШ
им. А.В. Забояркина Большесолдатского района Курской обл.
Л.А. Лебедевой)
Цели урока: 1. Повторение правил действий с десятичными дробями, закрепление навыков выполнения этих действий.
2. Развитие навыков анализа условия задачи, сравнения величин, отыскания неизвестного, перевода из одних единиц измерения в другие.
3. Воспитание интереса к творчеству А.С. Пушкина, желания вновь встретиться с героями его произведений.
4.Дать учащимся некоторые приёмы ориентации на местности.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания (фронтально).
2. Устный счёт.
а) 2,5+ 0,2=
б) 2,7 : 3 =
в) 0,98 4 =
г) 3,6 -2 =
д) 1,6: 8 =
е) 0,2 * 6 =
ж) 1,2+3,12 =
з) 3,32+ 3,16=
(По мере необходимости при устном счёте повторяются правила действий с десятичными дробями.)
3.«В гостях у сказок А.С. Пушкина»
Учитель: Со сказками А.С. Пушкина вы встречались ещё до школы, когда вам читали их мамы, папы, бабушки. Вы могли видеть их экранизацию. Они учат нас добру и справедливости, дружбе и любви к Родине, к друг другу. Мы с помощью героев этих сказок сегодня повторим правила действий с десятичными дробями.
Первая из них, которой мы отправимся в гости, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеде». У нас на уроке присутствуют герои этой сказки. (К доске выходят 3 девочки одетые в костюмы того времени. Они садятся за прялки)
Задача №1
Учитель: « Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
Девицы. Старшая: «Все вместе мы напряли 42,7м нити.
Средняя: « Я напряла в 1,3 раза больше, чем старшая сестрица.»
Младшая: «А я напряла на 3,1 м больше, старшей сестрицы.»
Старшая: «Сколько метров нити напряла каждая из нас?»
( Условие задачи проектируется на экран)
Учитель: «Горькое испытание выпало на долю младшей сестрицы, ставшей царицей, и её сына Гвидона. Их заточили в бочку « и пустили в океан-так велел-де царь Салтан».
Словно горькая вдовица ,
Плачет, бьётся в ней царица,
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.»
Задача №2.
Утром рост царевича Гвидона был 0,65м, в полдень он стал в 2,2 раза больше, а к вечеру царевич подрос ещё на 0,5м. Каким стал рост царевича вечером?
Учитель: «Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет»
А плыли на этом корабле корабельщики, которые рассказали царю Салтану о князе Гвидоне.
На вопрос, куда они плывут, князь Гвидон услышал :
«А лежит наш путь далёк-
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана»
На экране показана карта их путешествия. Один из учеников в костюме корабельщика читает условие задачи.
Задача №3.
От княжества Гвидона до острова Буяна 75,6 милей, а от острова Буяна до царства Салтана в 1,2 раза больше .Сколько милей от княжества Гвидона до царства Салтана? ( Перевести в километры .1 миля равна 1,852км)
Учитель: А теперь отправимся в гости к «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». Злая царица приказала
«весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам».
Давайте и мы отправимся в лес, чтобы спасти царевну. Но куда же нам идти? Оказывается, мы заблудились. И помочь нам сможет тот, кто быстрее справиться с самостоятельной работой, наградой за которую будет возможность узнать одну из примет ориентации в лесу.
Самостоятельная работа
1). 22,191+ 5,8
(Ученику, первому получившему верный ответ, даётся карточка, на которой написана примета: с северной стороны на стволе деревьев больше лишайников и мхов.)
2)6,6-5,99
(муравейники более пологие с южной стороны)
3) 3,43*0,12
( С северной стороны кроны деревьев беднее и гуще с южной)
4) 16,5 : 1,27
(Более густо годичные кольца на пнях деревьев расположены с южной стороны)
На экране появляется всадник. Учитель: « Кто это спешит на помощь царевне?» (Это королевич Елисей)
Задача№4.
В первый день королевич Елисей проехал 25,5 вёрст во второй – в 1,7 раза больше, чем в первый, а в третий на 2,6 версты меньше, чем во второй день. Сколько километров проехал королевич за три дня? (1 верста равна 1,067км)
Учитель: А теперь заглянем в « Сказку о попе и работнике его Балде».
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет…»
Задача №5.
Работник Балда за 3 дня вспахал 84,66 а земли. Во второй день он вспахал в 1,4 раза больше, чем в первый, а в третий на 0,36 а меньше, чем в первый. Сколько а земли вспахал он в первый день?
Домашнее задание:
Мы побывали в гостях у трёх сказок А.С. Пушкина. Вы сами можете прочесть эти сказки и ещё 4: «Сказка о медведях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жених», «Сказка о золотом петушке».
Составьте по одной задаче по этим сказкам и мы издадим с вами сборник задач «Математика в гостях у сказок А.С. Пушкина».
Подсказки для учеников
Чтобы ученикам было проще запомнить некоторые теоретические положения, по возможности я составляю мнемонические правила.
1. «Умножение и деление отрицательных чисел и чисел с разными знаками»
При умножении или делении двух отрицательных чисел или чисел с разными знаками во всём выполняемом задании должно быть только 2 знака «минус». Если один дан в условии (т.е. числа с разными знаками), то второй знак «минус» мы ставим в ответе ( т.е. ответ отрицательный). Если в условии даны два знака « минус» (т.е. числа отрицательные), то в ответе его не будет, (т.е. ответ положительный).
2. Признаки равенства треугольников можно « распределить в очерёдности» по количеству сторон:
1) по стороне и двум углам;
2) по двум сторонам и углу между ними;
3) по трём сторонам.
Такая последовательность признаков приемлема после их изучения, когда их нужно использовать при решении задач и изучении нового материала.
3. «Раскрытие скобок» (заимствовано у других учителей)
Если перед скобкой «плюс»
И скобки раскрываются,
То знаки у слагаемых сейчас не изменяются.
.Если перед скобкой «минус»,
То будьте осторжными:
Скобки раскрываются
И знаки заменяются на противоположные.
4. «Тригонометрические формулы»
При замене тангенса и котангенса через синус косинус ученики могут путаться в этих формулах. Им можно помочь такой подсказкой:
Если в заменяемой функции нет приставки «ко», то в числителе берётся функция тоже без этой приставки.
Если в заменяемой функции есть приставка «ко», то в числителе будет функция с этой приставкой».
5. «Формулы приведения»
Если перед числом π стоит целое число, то название функции остаётся «целым», т.е. не изменяется. Если перед числом π дробное (не целое) число, то название функции меняется.