Методическая записка.
Данный урок является обобщающим занятием по теме «Проценты» за курс 5 класса. Мероприятие представлено в форме урока-игры, в которой участвуют все дети в классе. Ребята проходят несколько испытаний, решая задачи на проценты.
План мероприятия.
Форма урока: интегрированный урок; урок-игра.
Оборудование урока: мультимедийныйпроектор, учетные карточки, раздаточный материал.
Цели урока:
- помочь учащимся развить познавательный интерес к вычислению процентов;
-способствовать грамотному пониманию темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов
-содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о применении процентов.
Задачи урока:
-организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при закреплении умения решения задач;
-вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему проблемно-творческий характер,
-развить у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У нас сегодня не просто урок. Это урок-игра, к которой мы сейчас приступаем, ибо нет таких загадок, которые вы не можете разгадать.
Устный счет.
1 - 0,25 = 0,75
4 ? 0,25 ? 5 = 500
7,5 –7,25 = 0,25
15 : 0,3 ? 0,01 = 0,5
40 ? 0,1 : 10 = 0,4
- Актуализация знаний.
Задание 1.
Какие числа у нас получились? Десятичные дроби и одно натуральное число.
Перед вами геометрические фигуры. Закрасьте 0,75 круга, 0,25 квадрата, 0,5 прямоугольника. Как еще можно назвать закрашенные части?
Закрасьте 75% круга, 25% квадрата, 50% прямоугольника.
Закрасьте ¾ круга, ¼ квадрата, ½ прямоугольника.
Какую закономерность мы наблюдаем? По-разному назвали числа, но закрасили одинаковые части.
0,75 = ¾ = 75%; 0,25 = ¼ = 25%; 0,5 = ½ = 50%;
Наш урок посвящен повторению и обобщению темы «Проценты». Сегодня порассуждаем, какую роль они играют в нашей жизни.
Каждый из вас будет совместными усилиями зарабатывать процентную ставку. Вам первоначально дается 100 очков и при выполнении правильно и быстро задания, вы будете получать дополнительно 5% бонуса. Игра начинается с «Загадки»
Задание «Загадка»
Вам нужно угадать слово, которое подарили нам древние греки. В этом слове до сих пор слышится напоминание о далеких временах и легендах.
20% М
25% У
80% З
50% Ы
1% К
75 % А
Четверть У
Сотая часть К
Половина Ы
Пятая часть М
Четыре пятых З
Три четверти А
Каждый ученик получает по 5% бонуса. А слово получилось - МУЗЫКА. Сегодня мы поговорим и о музыке. А сейчас мы с вами немного музыкально отдохнем:
Физкультминутка.
В 1817 году француз Жан Франсуа Сюдр обнародовал свой музыкальный язык. Назывался он «Соль-ре-соль». Созданию нового языка послужили семь основных музыкальных нот, они же образовывали и некоторые новые слова. Например: си означало "да", до — "нет" и т. д. Такую речь можно было бы и сыграть.
Предлагаю встать и немного размяться: Если равенство верное – приседаем и говорим «СИ», если равенство неверно – киваем головой и говорим «ДО»
0,75=75% (си)
50%=0,5 (си)
2,5 = 25% (до)
80%= 0,8 (си)
2=20% (до)
200% =20 (до)
0,3 =30% (си
50% = 5 (до)
1,1=110% (си)
- Применений знаний в новой ситуации.
Известно, что с 2000 года всё большую популярность набирают бесшумные дискотеки там, где после определенного часа действует запрет на громкую музыку.
Вопрос: Как выходят из положения организаторы мероприятий?
Ответ:Каждому из участников выдаются специальные наушники, на которые транслируется аудиосигнал по беспроводной связи.
Задача: Аудиоплеер воспроизводит звук с громкостью 110 децибел (это очень громко). Какой громкости должен быть звук в наушниках, если ухо воспринимает без вреда для слуха 30% от максимума громкости?
110 : 100 ? 30 = 33 (дб) – это обычная разговорная речь.
Известно, что: композитор Людвиг ван Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой.
Вопрос: Зачем он это делал?
Ответ: Это помогало ему сочинять музыку. Причем такой прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.
Задача: В стакане содержится 200 мл воды. Туда же положили несколько кусочков льда. Через некоторое время объем воды увеличился на 25% процентов. Сколько стало воды в стакане?
- 200 : 100 ?25 = 50 (мл)
- 200 + 50 = 250 (мл)
Ответ: 250 мл воды стало в стакане.
Известно, что: Это слово тесно связано с музыкой. Произошло от слияния двух английских понятий: первое означает пение (вокал), второе – помещение для публики, для ожидания пассажиров.
Вопрос: Что это за слово?
Ответ: Вокзал. В русский язык это понятие попало благодаря Павловскому вокзалу (близ Петербурга), служившему одновременно железнодорожной станцией (залом ожидания для пассажиров) и увеселительным местом.
Чтобы пассажирам не было скучно в ожидании поезда, в вокзальном зале их развлекали пением.
Задача: В летний период билеты на поезда дальнего следования дорожают на 60%. Стоимость одного билета составляет 3200 рублей. Сколько стоит билет до подорожания?
- 100+60 = 160 %
- 3200:160?100 = 2000 (руб)
Ответ: первоначальная стоимость билета 2000 рублей.
За каждое выполненное задание ученик получает 5 % бонуса. В конце игры каждый подсчитает полученный от игры доход.
- Рефлексия. Итог урока.
На столе у каждого лежат карточки. Подпишите их и оцените свою работу на уроке. Заполнит, пожалуйста, табличку:
Работал как виртуоз-
Не звонко звучал голос мой -
Моя оценка-
Что понравилось - __________________________________________________
Что не понравилось - ___________________________________________________
Что узнал-_________________________________________________________
6. Домашнее задание: №1604, №1611, №1612
Используемые интернет-ресурсы:
- http://www.europaplus.ru/?go=News&in=view&id=9589