Дата: | Предмет: математика | 5 класс | Урок № 77 |
Название занятия | Тема урока: Применение понятия дроби к решению задач. |
Общие цели | Цель: учить учащихся применять понятие дроби к решению задач. обучения: -повторить понятие доли; -повторить понятие дроби, числителя ,знаменателя; -повторить перевод единиц длины, массы и времени; -тренировочные упражнения; -контроль-диагностика Развивать:: объем внимания; умение мыслить осознанно; культуру устной и письменной речи; умение быстрого припоминания определения; умение выделять основной признак явления; умение делать вывод на основе анализа. Воспитывать: -культуру умственного труда; - ответственное отношение к учебному труду; - чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах. |
Ожидаемый результат | Учащиеся умеют применять понятие дроби в различных ситуациях: записывать величины длины, массы , времени в виде дроби; применять понятие дроби к решению задач. |
Ключевые идеи | В ходе урока учащиеся развивают умения работать с текстом задачи, сравнивать, анализировать. грамотно записывать математическую модель задачи, систематизировать знания об обыкновенных дробях, приобретают знания о перевод единиц длины, массы и времени в обыкновенную дробь. Развитие коммуникативных навыков через взаимодействие в парах. |
Источники | Учебник математики для 5 кл. общеобразоват. шк. / Т. Алдамуратова, Е. Байшоланов. – Алматты. |
Материалы и оборудование | Карточки с заданиями, дидактический материал, презентация. |
Этапы проведения занятия | Вре- мя | Действия учителя | Действия учеников |
Орг. Момент. Психологический настрой на урок. | 2 мин | Учитель создает в классе коллабративную обстановку. Настрой на активную работу на уроке: проверка класса к уроку Сегодня я хочу начать урок замечательными словами « Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век. Лишь знанье – светоч сердец» ( Абай Кунанбаев ) Как вы понимаете эти слова? | Учащиеся высказывают свое мнение, настраивают друг друга на плодотворный и позитивный урок. |
Повторе-ние | 5мин | Вопрос – ответ Что называется долей? Что означает дробь? Что называется числителем? Знаменателем? Что они означают? Прочитать дроби , назвать числитель и знаменатель, что они означают? ; ; ; ; Самостоятельная работа: Сколько в 1 м сантиметров, дм? Сколько в 1 кг граммов? Сколько в 1 часе минут, секунд? 2)Перевести метры в сантиметры: 2м , 4м 3см, 5м 12 дм 3 см. 3) Перевести килограммы в граммы: 3 кг, 5 кг 40 г, 7 кг 314 г. 4)Перевести часы в минуты и секунды : 2 час, 3 ч 5 мин. |
Ответы учащихся: 1)Если целое разделить на равные части, то каждая из этих частей называется долей. Квадрат разделили на четыре одинаковые доли 2) Деление двух натуральных чисел можно записать в виде обыкновенной дроби. Делимое – это числитель, делитель – знаменатель дроби. 3) Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое. Числитель показывает, сколько долей взяли. Числителем может быть любое число, а знаменателем не может быть ноль, потому что на нуль делить нельзя. 4) Одна вторая, четыре пятых, девять тринадцатых и т.д.
Один из учащихся выходит к доске и записывает свои ответы (учитель проверяет). Учащиеся обмениваются тетрадями. Проводится взаимопроверка
1) 1м = 100 см; 1м= 10дм. 1кг =1000г; 1ч = 60 мин.
2м=200см; 4 м 3 см = 403 см; 5м 12дм 3 см = 623см
3кг =3000гр; 5кг40г =5040г ; 7кг 314г =7314 г.
2ч = 12 мин =720сек; 3ч 5 мин = 185 мин =11 100сек |
Физминут-ка | 3 мин | Проводится с целью снятия усталости, для поднятия настроения. | Выполняют упражнения для глаз, шеи, кистей рук, спины и тд. |
Формирование знаний | 10 | № 423. В классе 36 учеников; из них составляют девочки. сколько сколько мальчиков и сколько девочек в классе?
Что означает дробь ? Попробуйте сформулировать правило: Если часть целого выражена дробью, то чтобы найти эту часть, нужно целое разделить на знаменатель дроби и результат умножить на ее числитель. | Один из учащихся выходит к доске и записывает решение задачи, а остальные ведут записи в тетради: Решение: Краткая запись : Всего – 36 учеников Девочек - ? Мальчиков - ? Вывод учащихся: разделили на 3 части, взяли 2 части. Сколько девочек в классе ? 36:3*2=24 ( дев.) Сколько мальчиков в классе ? 36-24=12 (мальч.) ответ: 24 девочки, 12 мальчиков. Совместно с учителем выводят правило. |
Прие –примение знаний | 17 мин | Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
№ 403 Найди половину (1/2) и четверть (1\4) величин и заполни таблицу:
Работа по карточкам (раздаются отдельным учащимся) Пользуясь соотношениями между единицами измерения, запиши значение x в виде дроби
№ 425 Талгат Мусабаев во время полета в космос с 29 января 1998г. Пробыл в космическом пространстве 4992 часа. Из них времени он провел в открытом космосе, проводя ремонтные работы на станции «МИР», Сколько часов Талгат Мусабаев провел в открытом космическом пространстве?
№ 426. Длина дороги 105 км. Её части заасфальтирована , а остальная часть – грунтовая . сколько километров составляет длина грунтовой дороги?
Проверочная работа В оркестре 32 музыканта. Из них - домбристы. Сколько домбристов в оркестре? Длина прямоугольника 27 см, а его ширина равна его длины. Найдите периметр прямоугольника. На спортивной базе 35 мужских велосипедов, что составляет всех велосипедов. Сколько всего велосипедов на спортивной базе? | величины | 8 м | 32 м | 16 кг | 400 г | 12 ч | ½-половина | 4 м | 16 м | 8 кг | 200 г | 6 ч | ¼ четверть | 2 м | 8 м | 4 кг | 100 г | 3 ч |
Решение: 1 м = 10 дм.; 1 дм. = х м ; 1 дм. = 1\10 м 1 м = 100 см; 1 см=х м; 1 см=1\100м 1 кг = 1000 г; 1 г = х кг; 1 г = 1\100 кг 1 тенге = 100 тыин ; 1 тыин = х тенге; 1 тыин = 1\100 тенге 1 доллар = 100 центов ; 1 цент = х доллар 1 цент = 1\100 доллара Решают совместно с учителем: Всего - 4992 часа в открытом космосе - ? Вывод учащихся: 4992: 832= 6 6*5=30 Ответ: 30 часов Талгат Мусабаев провел в открытом космическом пространстве.
учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой и коррекцией .
Один из учащихся выходит к доске и записывает свои ответы проверочной работы. Самопроверка: (12).
(84).
(56).
|
Проверка и оценивание ЗУН | 3 | Проверка ЗУН проводится на каждом этапе Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ: - оценка за устную и индивидуальную работу, - оценка за самостоятельную работу, - оценка за проверочную работу | Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. Каждый ученик выставляет оценку по результатам трех видов работ Все правильно – «5» Одна ошибка – «4» Две ошибки – «3» |
Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке | 3 мин | Чему научились на уроке? Уровень успешности Я научился… Было трудно… Сегодня я узнал… У меня получилось… Теперь я могу… « Комплимент» | Вывод учащихся: сегодня на уроке мы научились применять понятие дроби в различных ситуациях
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением. Фразы из рефлексивного экрана.
Комплимент- похвала друг друга, благодарят друг друга и учителя. |
Домашнее задание | 2 мин | Предлагает учащимся творческое домашнее задание: составить задачу на дроби По учебнику: п. 3.3, № 424 , № 427- инструкции по выполнению. | Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по домашнему заданию, если что-то не понятно. |