Первообразная функция и неопределенный интеграл. Вычисление определенных интегралов различными методами.
Первообразная функция и неопределенный интеграл. Вычисление определенных интегралов различными методами.
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Интегральное исчисление» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первообразная функция и неопределенный интеграл. Вычисление определенных интегралов различными методами.»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
ЦМК общеобразовательных дисциплин
Методическая разработка теоретического занятия
УТВЕРЖДАЮ
Зав. по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
по предмету «Математика»
(специальность «Лечебное дело», 1 курс)
ТЕМА: «Первообразная функция и неопределенный интеграл. Вычисление определенных интегралов различными методами. Применение определенного интеграла к вычислению площади плоской фигуры, объемов тел. Решение дифференциальных уравнений.»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Интегральное исчисление» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по дисциплине «Математика». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 6 часов. Материалы методической разработки теоретического занятия составляют три основных блока: методический, информационный и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает терминологический словарь, материалы теоретического задания, раздаточный материала для студентов.
Блок самоконтроля знаний включает в себя:
-контрольные вопросы для самоконтроля;
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты теоретического занятия.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, (написание сообщений, составление терминологического словаря, составление кроссвордов и т.д.) способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен уметь:
решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;
решать задачи при освоении образовательной программы.
Студент должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;
основы интегрального и дифференциального исчисления
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики, основные численные методы решения прикладных задач.
Цели занятия:
1. Дидактические: формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС:
участие в формировании элементов общих и профессиональных компетенций в области математики:
участие в формировании элементов ПК1.7, ПК 2.8, ПК 3.7, ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию
2. Развивающие:
развивать способность осуществлять поиск информации;
развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;
развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях;
развивать вычислительные навыки.
развивать способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);
Развивиать спсособность организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12)
3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к профессии мед.работника;
- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы;
- воспитывать толерантность;
- продолжить формирование аккуратности и точности.
Тип занятия: лекция -дискуссия
Вид занятия: теоретическое занятие
Методы обучения: частично-поисковый
Оснащение: Мультимедийная презентация
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
МДК 02.01.3 Сестринской уход при заболеваниях в хирургии
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Обеспечиваемые темы
Производная функции, её геометрический и механический смысл. Формулы производных.
Изучение производных суммы, произведения, частного функций.
Изучение производной при исследовании функций и построения графиков.
Обыкновенные дифференциальные уравнения.
Используемая литература:
Для студентов:Основная литература:
Пехлецкий И.Д. Математика. М.,2011.
Учебное пособие по математике. Иванова Н.Л., Костригина Т.А.2004г.
Для преподавателей:
Данко П.Е., Попов А.Г, Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах, в 2-х ч. М., 1986
Гроссман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы теоретического занятия
и их содержание
Время
мин.
Обоснование методических приемов
1. Организационный момент
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.
5
С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
Сообщение темы занятия, плана теоретического занятия; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией. Актуальность темы. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
10
С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности.
3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения.
План:
1. Неопределенный интеграл
2. Определенный интеграл
60
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
5. Подведение итогов занятия.
10
С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.
6. Сообщение домашнего задания
5
С целью координации самостоятельной работы студентов.
Приложение 1 Информационный блок
Материалы теоретического занятия
I. Неопределенный интеграл.
Общая логика математических построений предсказывает, что имеет смысл поставить вопрос об обратной операции, у которой есть большие шансы оказаться не менее полезной. Смысл ее таков: дана функция f(x), на которую мы теперь смотрим как на результат дифференцирования некоторой другой, пока неизвестной функции F(x). Эту функцию надо найти.
Определение 1: Функция F(x) называется первообразной для функции f(x), если F′(x) = f(x) или dF(x) = f(x)dx . Любая первообразная функции f(x) может быть представлена в виде F(x) + C , где C – const.
Определение 2: Неопределённым интегралом от функции f(x) называется совокупность всех её первообразных. Обозначение: .
Основные свойства неопределённого интеграла:
Таблицанеопределённыхинтегралов.
Примеры: 1.
2.
II. Определенный интеграл.
Криволинейная трапеция.
Рассмотрим функцию в системе координат, определённую на отрезке [a ; b].
f(b) B 1. Фигура aABb называется криволинейной
f(a) А f(x) трапецией (т.к. Аа II Вв)
а b 2. Криволинейной трапецией называется
множество точек, координаты которых
удовлетворяют условиям: а ≤ х ≤ в
0 ≤ у ≤ f(x)
Определение 3: Определённым интегралом на отрезке [a ; b] называется предел интегральной суммы при условии, что длина наибольшего из элементарных отрезков (max ∆xk) стремится к нулю.
I = =lim ∑ f(xk) ∆xk
max ∆xk→0 k=1
Числа а и в соответственно называются нижним и верхним пределами интегрирования.
Геометрический смысл определённого интеграла: Если f(x) 0 на [a ; b], то определённый интеграл геометрически представляет собой площадь криволинейной трапеции –фигуры, ограниченной линиями y = f(x), x =a, x =b, y = 0.
Основные свойства определённого интеграла:
Правило вычисления определённых интегралов (Формула Ньтона – Лейбница):
где
Вычисление площади плоской фигуры.
Площадь криволинейной трапеции, ограниченной кривой y = f(x) [f(x) ≥ 0], прямыми x = a и x = b и отрезком [a ; b] оси Ox, вычисляется по формуле
S = (1)
Пример: Вычислить площадь плоской фигуры, ограниченной линиями
и отрезком [-1; 2] оси Ox.
Данная фигура представляет собой криволинейную трапецию, поэтому её площадь вычисляется по формуле (1).
Приложение 2
Вопросы для самоконтроля
опросы для самоконтроля:
Дать определение первообразной
Дать определения неопределенного и определенного интегралов
Назовите основные свойства неопределенного интеграла
Назовите основные свойства определенного интеграла