Докажите, откройте учебник, прочитайте правило на с. 38.
Какие слагаемые заменили здесь суммами?
Сегодня поучимся применять эти два свойства сложения.
— Найдите упражнение № 1 на с. 40 и прочитайте задание.
— Как удобнее найти сумму трех слагаемых? четырех слагаемых?
— Остальные выражения запишите в тетради и найдите их значения удобным способом.
— Что помогло вам быстро и правильно решить эти примеры?
— Рассмотрите выражения на доске:
14 — 7 — 3,
18 — 9 — 5 — 3.
В первом из них ученик сгруппировал второе и третье числа и из 14 вычел 4, получил 10. А на самом деле чему равно значение этого выражения?
(Аналогично рассматривается второе выражение.)
Сравните эти выражения с предыдущими и скажите, в чем ошибка ученика. (Переставлять и группировать числа можно только при сложении.)
5. Физкультминутка.
Вышли мыши как то раз
Посмотреть который час
Один, два. Три, четыре
Мыши дернули за гири.
Один, два, три, четыре, пять
Мыши дернули опять.
Вдруг раздался страшный звон
Разбежались мыши вон!
6. Работа над способами нахождения периметра треугольника.
Прежде, чем начать работать с геометрическим материалом, давайте проинсценируем стихотворение. Приглашаю двух мальчиков.
Жили-были два брата.
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный.
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат.
-Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему
Смотри, ты полней меня и шире
У меня углов лишь 3,
У тебя же все 4.
Но квадрат ответил
Брат, Я же старше, я – квадрат!
И сказал ему нежней
Неизвестно кто нужней.
Но настала ночь. И к брату
Натыкаясь на столы
Младший лезет воровать
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
Приятных я тебе желаю снов.
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата
Онемел... Стоял без слов...
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
_- Какая из квадрата получилась геометрическая фигура?
— Рассмотрите чертеж на доске (начерчен отрезок, состоящий из отрезков длиной 2 дм, 3 дм, 4 дм; длины не обозначены).
— Это ученик находил периметр геометрической фигуры.
— Кто догадался — какой? (После ответов показать треугольник.)
— Каким способом он находил периметр? (Показать, как откладывались стороны треугольника с помощью циркуля.)
— Что теперь нужно сделать, чтобы найти периметр этого треугольника?
— Прочитайте задание № 2.
— Как здесь удобнее найти периметр треугольника и почему? (Стороны уже измерены, значит, надо сложить длины сторон.)
— Запишите решение в тетради.
— Чем похожи эти две задачи и чем они различаются?
— Что помогло вам быстро решить их? (Знаем разные способы нахождения периметра.)
7. Работа над задачами.
— Прочитайте задачу № 5 и объясните, почему к ней дана не схема, а чертеж. Рассмотрите чертеж и скажите: что обозначили с помощью первого отрезка? второго?
— Как обозначили главный вопрос задачи? Как вам помогает чертеж при решении задачи?
— Запишите решение задачи по действиям или составьте выражение и найдите его значение.
— Найдите задание на смекалку на с. 41. Попробуйте выполнить его, работая в паре с соседом (заслушиваются несколько ответов).
— Давайте сделаем вместе чертеж к этой задаче. Учитель делает чертеж на доске, опираясь на него, дети формулируют ответ.
— Что нам помогло быстро и правильно решить задачу?
8. Итог урока.
— Чему научились на уроке?
— Как можно помочь себе, если встретятся трудности при решении примеров или задач?