Просмотр содержимого документа
«Панорамный урок «Сложение отрицательных чисел»»
КГУ «Арзамасская средняя школа»
Панорамный урок
6 класс
Учитель Почекаева Альбина Ивановна
2015 год
Тема «Сложение отрицательных чисел»
Цели:
Образовательная:
Способствовать выводу учащимися правила сложения отрицательных чисел
способствовать формированию у учащихся умения складывать отрицательные числа, пользуясь правилом;
Развивающая:
развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы, расширять математический и общий кругозор, совершенствовать устную математическую речь;
Воспитательная:
воспитывать положительную мотивацию и интерес к математике, потребность в приобретении новых знаний, активность,
через создание ситуации «успеха» развивать трудолюбие, сознательность, способствовать рефлексии собственной деятельности.
Тип урока:изучение и первичное закрепление нового материала.
Организационные формы урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа, устный счет
Технология:технология деятельностного метода с элементами уровневой дифференциации
Средства обучения: карта урока, компьютер, кодоскоп, информация из истории математики, сигнальные листочки для оценки своей деятельности.
Ход урока:
Организационный момент. (1 минута)
Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь.
Помни: всё в твоих руках.
Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.
Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний.
Актуализация опорных знаний: (организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания) (10 минут)
1. Экскурсия по правилам и понятиям, связанными с отрицательными числами. (метод чистой доски)
Итак, внимание на доску:
-8; -23; -1,3; -0,6
1) Что за числа записаны на доске? (отрицательные)
2) Как вы определили, что это отрицательные числа? (стоит знак минус)
3) Какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами? (находить модуль, сравнивать, складывать с помощью координатной прямой)
4) Найдите модули данных чисел.
5) Сравните : – 8 и -1,3, - 0,6 и - 23
2. Практическая работа( работа с макетом координатной прямой)
Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой:
-3 + (-4) = - 7
-1 + (-2) = - 3
- 5 + 0 = -5
- 12 + (-34) = ?
- 456 + (-287) = ?
3. Выявление места и причины затруднения:
Все ли числа вы смогли сложить? (нет)
Назовите выражения, значения которых вы не смогли найти или вызвало затруднение?
Почему возникло затруднение? (так как не хватает координатной прямой)
Вывод: с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать)
Как же нам быть в подобных случаях? (Найти правило, которое нам поможет)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. («Сложение отрицательных чисел»)
Чем мы будем заниматься на уроке? И какую цель вы определите для себя на данном уроке? (Познакомимся с правилом сложения отрицательных чисел и научимся его применять)
Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение отрицательных чисел»
3. Этап активного усвоения нового материала (10 минут)
1. Построение проекта выхода из затруднения
Таким образом, у нас
возникло затруднение при выполнении какого действия? (сложения отрицательных чисел)
А чтобы выйти из этого затруднения чему необходимо научиться? (складывать отрицательные числа без координатной прямой)
А чтобы выйти из этого затруднения, давайте проанализируем
какие числа мы получили в результате сложения отрицательных чисел с помощью координатной прямой? (отрицательные)
Чему равно числовое значение? (сумме модулей)
Во всех примерах так получилось?
Реализация построенного проекта:
Может кто-то уже догадался, как выполнять сложение отрицательных чисел без координатной прямой? Выскажите свои предположения.
А теперь проверим правильно ли вы думаете. Для этого вернемся к началу устной работы и сравним значения следующих выражений (сумму модулей и сумму отрицательных чисел)
Что интересного заметили? (везде получились отрицательные числа)
Как найти модуль суммы ?
Попробуйте сформулировать правило (чтобы сложить два отрицательных числа, надо сложить их модули и перед полученным числом поставить знак минус)
Зная правило можем ли мы найти сумму всех остальных чисел? Запишем это в тетради. Комментированное письмо
- 12 + (-34) = - 46
- 456 + (-287) = - 743
3. Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 83 и найдите правило сложения отрицательных чисел, прочитайте, запомните его и запишите по памяти в карту урока.
Правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить отрицательные числа надо
4. Этап первичного закрепления нового материала (10 минут)
1. Работа в парах ( проверка алгоритма сложения отрицательных чисел) ( 2 мин)
2. Коллективная работа. ( 6 мин)Работаем в картах урока, применяя правило сложения отрицательных чисел.Ну, а сейчас давайте попробуем заполнить таблицу, которая помещена в карте урока и на доске. Если, вы верно заполните данную таблицу, то узнаете фамилию французского математика, который предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел.
+
-7
-35
-9
-15
-12
-3
-3
-10 Е
-9
-44 Т
-11
-20 К
-15
-30 Р
-16
-28 А
0
-3 Д
-3
-10
-20
-28
-30
-44
Д
Е
К
А
Р
Т
3.Историческая информация о Рене Декарте ( подготовила Лазенюк Алина). Портрет Декарта на слайде презентации. (2 минуты)
5. Этап применения полученных знаний (10 минут)
1. Решение заданий по учебнику.
№ 396 ( 1 столбик) Решаем с пояснениями, правильно записываем решение и правильно строим свою математическую речь. ( 2 минуты)
с последующей взаимопроверкой. Работаем в картах урока. ( кодоскоп)
(5 минут)
Уровень А
– 15 + (- 12) = -(15+12) = -27
– 8 + (- 14) = - (8+14) = - 22
– 9 + (- 9) = - (9+9) = -18
– 2,8 + (- 17,2) = - (2,8 + 17,2) = -20
Уровень Б
2.
3.
6. Рефлексия и постановка домашнего задания (4 минуты)
Вы все трудилась слаженно, продуктивно работали в парах, помогая друг другу в решении. А теперь вам предстоит правильно оценить свой труд на уроке. Я учту это и думаю, что оценка в журнал будет близка вашей самооценке. Перед вами дерево. Давайте украсим его листочками.
Если вы сегодня на уроке все поняли и успешно справились с заданиями, то прикрепите красные листочки.
Если были неудачи, но вы все преодолели – прикрепите зеленые листочки.
Небольшие недочеты, есть над чем работать - прикрепите желтые листочки
( Каждый обучающийся берет ему нужный листочек и прикрепляет его с помощью магнита к доске )
Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось с зелеными, желтыми и красными листочками!
Домашнее задание дано в карте урока.
П.14(правило),
№ 398 (2,4,6),
№ 399 (1,2,4)
Творческое задание (кроссворд). Чтобы его разгадать, вам необходимо поработать с дополнительными источниками, включая Интернет.
Имя _______________
Карта урока
Тема «Сложение отрицательных чисел»
1. Экскурсия по правилам и понятиям, связанными с отрицательными числами. (метод чистой доски)
Внимание на доску:
-8; -23; -1,3; -0,6
1) Что за числа записаны на доске?
2) Как вы определили, что это отрицательные числа?
3) Какие задания вы умеете выполнять с отрицательными числами?
4) Найдите модули данных чисел.
5) Сравните : – 8 и -1,3, - 0,6 и - 23
2. Практическая работа ( работа с макетом координатной прямой)
Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой, делая запись в карте урока: … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
0 1
-3 + (-4) =
-1 + (-2) =
- 5 + 0 =
-12 + (-34) = ?
-456 + (-287) = ?
3. Этап активного усвоения нового материала
1. Комментированное письмо: найдите чему равны оставшиеся суммы отрицательных чисел
-12 + (-34) =
-456 + (-287) =
Физминутка
2. Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 83 и найдите правило сложения отрицательных чисел, прочитайте, запомните его и запишите по памяти в карту урока.
Правило сложения отрицательных чисел: Чтобы сложить отрицательные числа надо
1. Работа в парах ( проверка алгоритма сложения отрицательных чисел)
2. Коллективная работа. Работаем в картах урока, применяя правило сложения отрицательных чисел. Заполнив правильно таблицу, вы узнаете фамилию французского математика, который предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел.
+
-7
-35
-9
-15
-12
-3
-3
Е
-9
Т
-11
К
-15
Р
-16
А
0
Д
-3
-10
-20
-28
-30
-44
Д
Е
К
А
Р
Т
3.Историческая информация о Рене Декарте( подготовила Лазенюк Алина).
5. Этап применения полученных знаний
1. Решение заданий по учебнику.
№ 396 (1 столбик) Решаем с пояснениями, правильно записываем решение и правильно строим свою математическую речь.
-36 + (-27) =
3)-15 + (-96) =
5) -316+ (-28) =
№ 398 (1 столбик)
1)-3,77 + (-7,89) =
3) -9,7 + (-89,85) =
5) - 54,32 + (-5,679) =
2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой с помощью кодоскопа. Работаем в картах урока.
Уровень А (остальные учащиеся)
– 15 + (- 12) =
– 8 + (- 14) =
– 9 + (- 9) =
– 2,8 + (- 17,2) =
Уровень Б (Алина Л., Сабина, Даяна, Кирилл)
2.
3.
6.Рефлексия и постановка домашнего задания
Перед вами дерево. Давайте украсим его листочками. Дайте самооценку своей деятельности на уроке.
Если вы сегодня на уроке все поняли и успешно справились с заданиями, то прикрепите красные листочки.
Если были неудачи, но вы все преодолели – прикрепите зеленые листочки.
Небольшие недочеты, есть над чем работать - прикрепите желтые листочки
( Каждый обучающийся берет ему нужный листочек и прикрепляет его с помощью магнита к доске )
Домашнее задание дано в карте урока.
П.14(правило),
№ 398 (2,4,6),
№ 399 (1,2,4)
Творческое задание (кроссворд). Чтобы его разгадать, вам необходимо поработать с дополнительными источниками, включая Интернет.
Кроссворд по теме «Отрицательные числа»
2
4
2
5
1
3
7
4
6
7
1
3
8
8
9
5
6
По горизонтали:
Сумма противоположных чисел.
Страна, в которой впервые научились выполнять действия с отрицательными числами.
Из двух отрицательных чисел больше то, чей модуль …
Французский математик, предложивший геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел
Знак, которым обозначают отрицательные числа.
Как называют все отрицательные числа и число 0?
Число, показывающее положение точки на прямой.
Как раньше называли отрицательные числа?
Числа, противоположные положительным?
По вертикали:
Расстояние от начала координат до точки на координатной прямой.
Чешский математик, который предложил знаки «+» и «-» для обозначения положительных и отрицательных чисел.
Индийский математик и астроном, изложивший правила действий с отрицательными числами.
Как раньше называли положительные числа?
Еще одно название отрицательных чисел (устар.).
Название двух чисел, сумма которых равна 0.
В какой стране впервые появились отрицательные числа.
Натуральные числа, им противоположные и ноль - … числа.