Урок № Класс 10
Предмет: алгебра и начала анализа
Тема урока. Панорама показательной функции
Решение показательных уравнений и неравенств
Цель. Совершенствование навыков решения показательных уравнений,
неравенств, систем уравнений
Термины и понятия. Показательная функция, свойства показательной
функции, показательные уравнения, неравенства и системы уравнений
Ожидаемые результаты
Предметные умения: владение базовым понятийным аппаратом; навыками
устных, письменных вычислений; умение решать показательные
уравнения, неравенства и системы уравнений
Универсальные учебные действия
Познавательные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; выбирать способы решения учебных задач
Регулятивные: понимание учебной задачи; умение контролировать процесс и результат учебной деятельности
Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками
Личностные: проявление интереса к предмету, изучаемой теме
Организация учебного пространства
Тип урока: урок закрепления приобретённых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Образовательные ресурсы:
экран, проектор;
задания для парной, индивидуальной работы;
инструменты для построения графиков
Актуализация знаний учащихся
Проверка домашнего задания (фронтально, ответы на вопросы, если таковые есть)
Составление ментальной карты «Панорама показательной функции»
Работа с блоками ментальной карты
Блок «Свойства показательной функции»
Фронтальная работа:
Определение показательной функции
Свойства в зависимости от основания
Устные упражнения
Какая из данных функций будет возрастающей, а какая убывающей?
; ; ; ; ;
Сравнить:
и ; и ; и 1; и
Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке .
Найти область значений функции:
; ; ;
Верно ли утверждение:
Наибольшее значение функции у = 0,2х на отрезке равно 5
Областью определения функции у = 4 – 7х является множество действительных чисел
Функция у = 5-х является возрастающей
Областью значений функции у = 6х + 5 является промежуток
Наименьшее значение функции на промежутке равно 16?
Блок «Графики показательной функции»
Фронтальная беседа по готовым графикам
Преобразования графиков
Как с помощью геометрических преобразований можно построить графики функций?
y= f(x) + a, y = f(x) – a, y = f(x+a), y = f(x-a)
y = - f(x), y = f(-x), y = , y =
Графическая работа
2) «4 – 5»
4. Самооценка
Блок «Показательные уравнения»
Фронтальная беседа:
какие уравнения называются показательными
какие способы решения уравнений вы знаете
какими способами можно решить следующие уравнения:
Самостоятельная работа
1) а) «3»
б) «3»
2) а) «4»
б) «4»
3) а) «5»
б) «5»
3. Проверка с помощью QR-кода
Блок «Показательные уравнения»
Фронтальная беседа
Самостоятельная работа
а) «3»
б) «4»
в) «5»
3. Проверка с помощью QR-кода
Блок «Системы показательных уравнений»
Фронтальная беседа
Какие способы можно использовать при решении систем показательных уравнений?
Самостоятельная работа
Проверка с помощью QR-кода
Оценивание учебной деятельности на уроке (подсчёт баллов, набранных в течение урока)
Элементы исследовательской работы
ЕРЭ
При каких значениях параметра а уравнение имеет единственный корень? (рассмотрение возможных случаев решения с помощью упражнения «Микрофон»)
Что значит уравнение с параметром?
Что значит решить уравнение с параметром?
К какому алгебраическому уравнению можно его привести?
…
Домашнее задание стр. 88 «Проверь себя!»
Итог урока. Рефлексия
Приложение.
Задания для учащихся
П анорама показательной функции
Свойства показательной функции ( графический диктант)
Графики
2) «4 – 5»
3. Показательные уравнения:
1) а) «3»
б) «3»
2) а) «4»
б) «4»
3) а) «5»
б) «5»
4. Показательные неравенства:
а) «3»
б) «4»
в) «5»
5. Системы показательных уравнений:
ЕРЭ
Базовый уровень: ; ; ,
Профильный уровень: При каких значениях параметра а уравнение имеет единственный корень?