Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, решать текстовые задачи изученных видов, переводить одни единицы площади в другие, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь фигур различной формы с помощью палетки, записывать единицы площади, переводить одни единицы площади в другие, решать текстовые задачи изученных видов, работать с геометрическими фигурами, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://www.proshkolu.ru/user/Ligiya/file/2383648 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Палетка |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Орг-т (мотивация) | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | Устный счет: См. приложение 1 | Выполняют задания. | П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; самостоятельно находят необходимую информацию и используют знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; самостоятельно планируют и контролируют учебные действия в соответствии с поставленной целью; находят способ решения учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; Л – осознают свои возможности в учении |
III.Сообщение темы, цели урока | Озвучивает тему и цель урока. См. приложение 2 -Давайте найдем площадь изображенной фигуры. Для этого разобьём фигуры на три прямоугольника. -Измерим стороны верхнего прямоугольника? Длина 5 см, ширина 2 см. -Как найти площадь прямоугольника? Умножаем длину на ширину. S=a*b S=5*2=10 кв. см. -Нижний прямоугольник имеет размеры как и верхний. Значит, площадь нижнего прямоугольника равна 10кв.см. Измеряем стороны центрального прямоугольника.(3 и 4 см) S=3*4= 12 кв.см. S=10+10+12=32 кв.см. Возьмем овал. Как же найти площадь овала? На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты: 1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки; 2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку. -Назовите тему урока. -Чем будем заниматься сегодня на уроке? | Слушают учителя и отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала | – Мы умеем находить площадь прямоугольников. А как же можно найти площадь других фигур? Для приблизительного определения площадей фигур используется палетка. Палетка – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры. – Палетку накладывают на фигуру, площадь которой надо измерить, тогда фигура будет как бы разбита на квадратные единицы. – Откройте учебник на странице 43. Там вы видите рисунок, где на фигуру наложили палетку. Палетка здесь разбита на квадратные сантиметры, как в данном случае на рисунке. Здесь получились полные и неполные квадратные сантиметры. Площадь фигуры в таких случаях находят так: сначала находят число полных квадратных сантиметров в фигуре. Сосчитайте, сколько их? – А теперь сосчитайте, сколько в фигуре неполных квадратных сантиметров. – Договорились, что два неполных квадратных сантиметра считать за один полный. Разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2). – Прочитайте еще раз объяснение, которое дано в учебнике на странице 43 | Слушают учителя. – В фигуре их 21. – В фигуре 20 неполных квадратных сантиметров. Читают |
V. Первичное закрепление | № 191 (под руководством учителя). Полных квадратов -6 Неполных-16 16:2=8 6+8=14кв.см. Полных-5 Неполных-14 14:2=7 5+7=12 кв.см. | | |
Физкультминутка |
VI. Практическая деятельность | № 193. Было | Продали | Осталось | Яблоки – 380 кг Груши – 180 кг | | 295 кг 106 кг | 1) 380 – 295 = 85 (кг) – продали яблок. 2) 180 – 106 = 74 (кг) – продали груш. 3) 85 – 74 = 11 (кг). Ответ: на 11 кг яблок продали больше. № 196 15 кв. см=1500кв. мм 23кв.см=2300кв.дм 800кв.дм=8кв.м 30000кв.см=3кв.м №198 7км=7000м 8км060м=8060м 90см005=90.005м 40км305м=40305м 7кв.км=7000000кв.м 1600кв.дм=160000кв.м 240000кв.см=24кв.м 28500кв.дм=285кв.дм Тест см. приложение 3 | Записывают краткую запись и решение задачи. Выполняют самостоятельно (с последующей проверкой). Выполняют задания. | П – проводят анализ; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – осуществляют контроль; оценку, волевуюсаморегуляцию в ситуации затруднения. К – контролируют свои действия и соотносят их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре; применяют изу- ченные правила общения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело |
VII. Итоги урока. Рефлексия | – Чем занимались на уроке? – Что изучили нового на уроке? – Какие задания понравились? – Какие вызвали затруднения? – Как оцениваете свою работу на уроке? Задания на рефлексию с диска | Отвечают на вопросы | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют познавательный интерес к предмету |
VIII. Домашнее задание | С. 44, № 195 | Задают уточняющие вопросы | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
Математический диктант |
1. | В одном автобусе 70 пассажиров, а в другом - 80 пассажиров. Сколько пассажиров в этих двух автобусах? | 150 |
2. | Какое число надо разделить на четыре, чтобы получить 50? | 100 |
3. | Какое число надо умножить на восемь, чтобы получить 240? | 30 |
4. | Какое число надо разделить на 300, чтобы получилось 6? | 1800 |
5. | В выражении 900:20 число 900 является делителем? | - |
6. | В 1 кв.км = 1000000кв.м? | + |
7. | Число 574 увеличьте в 1000 раз. | 574000 |
8. | Напишите число, следующее за числом 898 999. | 899000 |
9. | Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 1000? | 1001 |
10. | Длина участка 30 м, ширина 20 м. Половина площади участка занята под картофель, а остальная - под свёклу. Какая площадь занята свёклой? | (30*20):2=300 |