д) Как умножить многочлен на многочлен? Выполни умножение:
(x + 6) *(x – 5); (c + 1) *(c – 3).
Задача урока: сегодня мы продолжим изучение темы «Умножение многочлена на многочлен». Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. Их несколько. Сегодня мы сыграем роль исследователей и откроем две из этих формул.
2. Работа в группах: все учащиеся разделены на группы (в зависимости от количества учащихся), им даются карточки с заданиями и указан консультант группы. Ребята вместе обсуждают упрощение выражений, консультант пишет на доске.
Карточки
произведение
Краткая запись
Результат умножения
(m+n)*(m+n)
( m + n)2
m2 + 2mn +n2
(c + d) * (c + d)
(c + d )2
c2 + 2 cd + d2
(x + y) * (x + y)
( x + y)2
x2 + 2xy + y2
(8+ m) * (8 + m)
( 8+ m)2
64 + 16m +m2
( n +5) * ( n + 5)
( n + 5)2
n2 + 10n + 25
(p + q) * (p +q)
( p + q)2
P2 + 2pq +q2
Вопросы:
Нет ли общего в условии и ответе предложенных упражнений?
А можно ли выражения в левом столбце записать короче?
(снять плакат со средней части таблицы).
Итак, мы уже приступили к исследованию темы урока, то есть возводили в квадрат сумму двух выражений. Исследуем 3 столбик: во всех случаях получили:
Квадрат первого слагаемого;
Удвоенное произведение первого и второго слагаемого;
Квадрат второго слагаемого.
Запишем формулу, которую мы вывели (a + b)2 = a2 + 2ab +b2 и повторим её словесную формулировку.
Открытие второй формулы.
Вопросы: 1) Изменится ли результат, если будем возводить в квадрат не (a + b) а двучлен (a – b)?
Как может измениться выражение a2 + 2 ab + b2?
Как проверить наши предположения?
В таблице меняем знак с + на -- Сравнить ответы, сделать вывод. Записать 2 формулу: ( a – b)2 = a2 – 2 ab + b2.
3. Закрепление изучаемого материала.
Двое выходят к доске и по очереди возводят в квадрат выражения (остальные пишут в тетради вместе с ними).
( 8 x +3)2 = ( 5 y – 4 x)2 =
(10 x – 7y)2 = (2 x + 3)2 =
Обратить внимание на последовательность записи, на словесные формулировки.
4.Самостоятельная работа по группам:
У каждой группы задания и 3 ответа, один верен, а два нет, выбрать правильный (пишут только номер ответа). Проверяют консультанты, оценивают результаты работы (если есть ошибки, зачеркнуть эту цифру и подписать правильную).
5.Рассмотреть геометрический смысл формул.
6.Работа с учебником: прочитать формулировки несколько раз, их знать каждому наизусть.
Итог урока:берут куб и кто - то его бросает, на каждой грани есть формула, отвечающий даёт ответ: (у – 9)2, (8- с)2, ( x + 9 )2, ( x + p )2, ( b – 2 )2, ( x+ p )2.
Оценки за урок:1 отвечающим у доски;
2)за самостоятельную работу, консультантам за работу.