Работа по повторению и проверка домашнего задания. 1. Цифровой диктант (если утверждение верное, то вы в тетрадях ставите 9, если неверное, то ставите 1. У вас должно получиться число) Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же положительным числом, называется арифметической прогрессией.(1) Чтобы найти разность арифметической прогрессии, нужно из последующего члена вычесть предыдущий член. (9) Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому соседних с ним членов.(9) Сумма натуральных чисел от 1 до 100 равна 5050.(9) Если вы все правильно ответили, то должно получиться число 1999. Много замечательных событий произошло в нашей стране за 24 года независимости. А вот в 1999 году столица Казахстана Астана была удостоена премии ЮНЕСКО «Город мира» (вошла в список 30 лучших городов мира). Слайд 1 Коррекционная работа, если есть ошибки. Вывод: Вы хорошо усвоили определения, понимаете математическую речь на слух. В повседневном общении это очень важное качество – уметь воспринимать увиденную или услышанную информацию на и быстро принимать решение. 2. Самостоятельная работа (задания в карте урока и на слайдах ноутбука, двое учащихся решают 1 и 2 задания на крыльях доски так, чтобы ученики класса не видели решения, остальные решают самостоятельно) слайд № 2. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии, если первый член равен -9 и разность 4. (ответ 79)
Найдите сумму семи первых членов арифметической прогрессии: -5;-3;-1;… (ответ 7)
Продолжите числовую последовательность, записав еще 2 члена: -2;6;-18;… Самоконтроль по решению учащихся на доске 3. Изучение нового материала. 1) На мониторах слайд № 2. Обратите внимание на 3-ье задание самостоятельной работы. Каким образом вы продолжили последовательность? (путём умножения предыдущего числа на -3,). Назовите следующие два члена (следующие числа 54,-162) Слайд № 3. То есть каждый следующий член равен произведению предыдущего на некоторое одно и то же число. Такая числовая последовательность в математике называется геометрической прогрессией. 2) Теперь, работая в парах по таблице, сравниваем понятие арифметической и геометрической прогрессий, делаем выводы и основные моменты записываем в тетрадь. 3) Прочитайте определение арифметической прогрессии и сформулируйте определение геометрической прогрессии (кто затрудняется – поработайте с учебником). Какую последовательность называют геометрической прогрессией? 4) Обозначение геометрической прогрессии (запись в тетрадях) 5) Проводим далее исследование, обсуждаем в парах: может ли первый член геометрической прогрессии быть равен 0? Почему? Как называется и обозначается число, на которое умножаются члены геометрической прогрессии? (запись в тетрадях) № 204
6) Давайте выведем рекуррентную формулу (делаем всё в сравнении и записываем в тетрадях) 7) Как найти знаменатель геометрической прогрессии? 8) Используя рекуррентную формулу, можно получить формулу n-го члена. Рассмотрим геометрическую прогрессию со знаменателем q: 8)Устный счёт (кодоскоп): в5=?; в8=?; в11=?; в20=?; в49=?;
9) Ребята, а можно ли найти в8, если известно в5 и q? Сделайте вывод. 10) Установи соответствие, отметив это в карте урока: в5 в5 : в4 q в3 . q4 в4 в1 . q4 в7 в3 . q 10) Ранее видели, что название арифметической прогрессии связано с особым свойством членов этой прогрессии. Название геометрической прогрессии также связано со свойством её членов. Поработайте с учебником (страница 71) и сделайте вывод. Итак, квадрат любого члена геометрической прогрессии, начиная со второго, равен произведению двух соседних членов. Извлекая квадратный корень из обеих частей этого равенства, получим, что для любых трех последовательных членов геометрической прогрессии выполняется равенство . А число, которое получилось в правой части равенства называется средним геометрическим двух чисел. Итак, запишем характеристическое свойство 11) Устный счёт (кодоскоп) 4; ?; 36;108;… Вывод: просмотрите на ноутбуке следующие слайды, восстановите в памяти то, о чём мы с вами говорили. (слайды 4,5,6,7,8,9.)После этого перейдём к первичному решению упражнений на закрепление. Сформулируйте определение геометрической прогрессии. Почему геометрическая прогрессия названа «геометрической»? Как найти n-й член геометрической прогрессии? | Цифровой диктант Приёмы: повторения, запоминания, активизации. Приём информационной накачки.
Метод обучения с опорой на ошибки
Приём самоконтрорля, приём оценки правильности полученного ответа
Приём создания проблемной ситуации
Приём сравнения, исследования.
Приём применения алгоритма Приём создания проблемной ситуации Приём создания проблемной ситуации
Работа с учебником
Приём применения алгоритма |
4. Первичное применение знаний и умений. Задача № 1. Найдите первые 5 членов геометрической прогрессии, если первый член равен -2, а знаменатель равен -0.5. (Решение пишется на доске) Ответ: -2; 1; -0,5; 0,25; - 0,125 Задача № 3. Найдите знаменатель геометрической прогрессии, если ее четвертый член 25, а шестой член 16.(можно решить тремя способами)- Через выражение шестого члена через четвёртый и знаменатель; Через характеристическое свойство; Через составление системы уравнений с двумя переменными Ответ: Решение задания из тестов ЕНТ.
А) 4 В) 2 С) 8 Д) 10 Е) 6 Ответ: 8 |
Приём применения алгоритмов, приём анализа результата выполнения
Тестовые задания |