Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Тела вращения.Цилиндр"»
План - конспект открытого урока
Автор:ЛитвиноваЕленаГеннадьевна,преподавательматематики Находкинского филиала МГУ имени адмирала Г. И. Невельского
Предмет: Математика (1 курс СПО) Тема урока: «Свойства функций» Тип урока: Рефлексия
Видурока:Комбинированный
Цели урока: Формирование и развитие рефлексивных навыков (самоанализ, самооценка). Развитие умений и навыков определения свойств функций по их графикам и функций, заданных формулами. Развитие практических навыков работы с графиками функций, умения применять теоретические знания при выполнении заданий, развитие самостоятельного мышления учащихся. Прививать целеустремленность, чувство ответственности. Воспитывать умение работать в команде, чувство взаимопомощи.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен учебный процесс: умение анализировать, сравнивать, объяснять выбранный ответ, проявлять творческую активность, формировать математические понятия с помощью практических действий, отрабатывать культуру математической речи.
Методическаяцель:Организация деятельности студентов в группах по методу
«Вертушка».
Методыобучения:Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, работа в группе.
Наглядные пособия: Эскизы графиков функций, карточки с заданиями на 4 варианта для работы в группах, листы оценивания.
Ходурока:
Организационныймомент.
В начале сегодняшнего урока процитируем Панфутия Львовича Чебышева, русского математика, основоположника петербургской математической школы:
«Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает».
Слово передаю студентам (Ф. И.) Студентычитаютстихотворения:
Без функции не сдашь простой экзамен, без функции ты не войдешь в предмет! Без функции не разгорится пламя, без функций никакой науки нет!
Коль в поворот заснеженный на авто я войду, - Гиперболу опишут колеса на снегу!
Мяч баскетбольный брошу в корзину с места я, - Параболу опишет траектория мяча!
Шагну на эскалатор одной, другой ногой,
Хоть вниз, хоть вверх движенье, но точно по прямой!
Какие бы события ни происходили –
Мир состоит из функций со свойствами своими!
Темаурока:«Свойствафункций»
Актуализациязнаний.
В большинстве примеров и задач мы сталкиваемся с ситуацией, когда функция задана формулой, и требуется построить ее график. Но представляют значительный практический интерес и другие задачи: функция задана формулой или графически и требуется перечислить ее свойства.
Но, прежде, чем перейти к обсуждению свойств функций, повторим пройденный материал.
Опрос:
Дайте определение функции
что называется аргументом? Функцией?
Что называется графиком функции?
Какие функции вы изучали ранее?
Приведите примеры функциональных зависимостей в логистике
На рисунках изображены фигуры. Является ли графиком некоторой функции фигура, изображенная на каждом из рисунков? Объяснить.
А
Б
В
Г
Установите соответствие между графиками и функциями:
Сформулируем основные свойства функций (в качестве одного из примеров будем использовать рисунок):
Областьопределенияфункции ( D(f) ) – это множество допустимых значений аргумента.
Примеры:
а) На рисунке: D(f) = [- 5; 4]
б) f (x) = 3х + 5, D(f) = R
в) f (x) = − 2, D(f) : х ≠ 0
x
Множество значений функции ( Е(f) ) – все значения, которые может принимать функция.
Примеры:
а) На рисунке: Е(f) = [- 2; 4]
б) f (x) = √𝑥 , Е(f): х ∈ [0; +∞)
в) f (x) = - 3х, Е(f) = R
Нули функции – все значения х, при которых f (x) = 0. (Точки пересечения графика функции с осью Ох).
Примеры:
а) На рисунке: Нули функции х = - 3,5; 1; 3
б) f (x) = х(х – 3). Нули функции: х = 0 и х = 3.
в) f (x) = 12, Нули функции не существуют
x
Четность (нечетность).
Функция называется четной, если f (-x) = f (x). График четной функции симметричен относительно оси Оу.
Функция называется нечетной, если f (-x) = - f (x). График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
Функция, которая не является ни четной, ни нечетной, называется функциейобщего вида.
Примеры:
а) f (x) = 𝑥4 + 1
f (- x) = (−𝑥)4 + 1 = 𝑥4 + 1 = f (x), значит f (x) – четная
б) f (x) = sin x + 1
𝑥
f (- x) = sin (- х) + 1 = - sin х - 1 = - (sin х + 1) = - f (x), значит f (x) – нечетная
в) f (x) = 𝑥2 + х
−𝑥 𝑥 𝑥
f (- x) = (−𝑥)2 + (- х) = 𝑥2 - х ≠ f (x) ≠ - f (x), значит f (x) – функция общего вида.
г) На рисунке: функция общего вида
Промежутки знакопостоянства – это множества значений х, при которых f (x) 0 или f (x)
Примеры:
а) На рисунке: f (x) 0, если х ∈ (- 3,5; 1) и (3;4)
и f (x) 0, если или х ∈ (- 5; - 3,5) и (1; 3)
б) f (x) = 2х + 5, f (x) 0, если 2х + 5 0, х - 2,5 и f (x) 0, если х - 2,5
Монотонность(возрастание и убывание функции).
Функция f (x) возрастаетна промежутке, если для любых x1 x2 из этого промежутка f (x1) f (x2).
Функция f (x) убывааетна промежутке, если для любых x1 x2 из этого
промежутка f (x1) f (x2). Примеры:
а) На рисунке: f (x) возрастает, если х ∈ [- 5; - 1] и [2; 4] f (x) убывает, если х ∈ [- 1; 2]
б) f (x) = 6х – 9 возрастает на всей области определения в) f (x) = ctg x убывает на всей области определения
Наибольшее и наименьшее значения функции.
Число f (x0) является наибольшимзначениемфункциина промежутке, если для любого х из этого промежутка выполняется f (x0) ≥ f (x).
Число f (x0) является наименьшимзначениемфункциина промежутке, если для любого х из этого промежутка выполняется f (x0) ≤ f (x).
Примеры:
а) На рисунке: Наибольшее значение функции равно 4, наименьшее значение функции равно – 2.
б) f (x) = 𝑥4. Наименьшее значение функции равно 0, наибольшего не существует.
Периодичность.
Функция f (x) является периодической с периодом Т, если f (x – Т) = f (x) = f (x + Т). Примеры: f (x) = sin x, Т = 2π
f (x) = tg x, Т = π
Работавгруппахпометоду «Вертушка»
Студенты делятся на группы по 7 человек.
Выбирают руководителя группы
Распределяют, кто какое задание выполняет (Суть метода «Вертушка»: первый участник группы выбирает себе задание, каждое следующее задание выполняет следующий участник группы)
Обсуждают решение в группе, заполняют отчет о работе.
Взаимопроверка результатов работы (группы меняются отчетами о работе, проверяют результаты работ и выставляют оценки).
Критерии оценивания: За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.
Переводбалловвотметку: 6 баллов – «5»
5 баллов – «4»
3 – 4 балла – «3»
0 – 2 балла – «2»
Рефлексия.
Удалось ли группе выполнить задание?
Легко ли работать в группе?
Какие задания вызвали затруднения? С чем связаны затруднения?
Как найти нули функции по графику? По формуле, задающей функцию?
Как определить промежутки возрастания функции по графику? По формуле, задающей функцию?
Как исследовать функцию на четность?
-Как определить по рисунку, график какой функции изображен, четной или нечетной?
Приложения(отчетыоработегрупп):
Группа1
Руководитель:
Состав группы:
_
Отчетоработе группы:
Для заданий 1 – 3 дан график функции:
Задание:
Ответ:
1. Определить по графику область определения и множество значений функции.
2. Определить по графику промежутки возрастания и убывания функции.
3. Определить по графику промежутки знакопостоянства функции.
4. Найти нули функции f (x) = x2 – 49
4
5. Исследовать функцию f (x) = x на четность.
x2−1
6. Определить, при каких значениях х значения функции f (x) = – 2х + 4 положительны.
Оцениваниеработы:
За каждый верный ответ выставляется 1 балл, за каждый неверный – 0 баллов
Номер задания
1
2
3
4
5
6
Количество баллов
Итого баллов: Отметка:
Проверку отчета о работе группы № 1 выполнила группа №
Группа2
Руководитель:
Состав группы:
_
Отчетоработе группы:
Для заданий 1 – 3 дан график функции:
Задание:
Ответ:
1. Определить по графику область определения и множество значений функции.
2. Определить по графику промежутки возрастания и убывания функции.
3. Определить по графику промежутки знакопостоянства функции.
4. Найти нули функции f (x) = x2 – 81
3
5. Исследовать функцию f (x) = 2x на четность.
x5+x
6. Определить, при каких значениях х значения функции f (x) = – 3х – 4 отрицательны.
Оцениваниеработы:
За каждый верный ответ выставляется 1 балл, за каждый неверный – 0 баллов
Номер задания
1
2
3
4
5
6
Количество баллов
Итого баллов: Отметка:
Проверку отчета о работе группы № 2 выполнила группа №
Группа3
Руководитель:
Состав группы:
_
Отчетоработе группы:
Для заданий 1 – 3 дан график функции:
Задание:
Ответ:
1. Определить по графику область определения и множество значений функции.
2. Определить по графику промежутки возрастания и убывания функции.
3. Определить по графику промежутки знакопостоянства функции.
4. Найти нули функции f (x) = 36 – x2
3
5. Исследовать функцию f (x) = 4x на четность.
x4+1
6. Определить, при каких значениях х значения функции f (x) = 3х – 12 отрицательны.
Оцениваниеработы:
За каждый верный ответ выставляется 1 балл, за каждый неверный – 0 баллов
Номер задания
1
2
3
4
5
6
Количество баллов
Итого баллов: Отметка:
Проверку отчета о работе группы № 3 выполнила группа №
Группа4
Руководитель:
Состав группы:
_
Отчетоработегруппы:
Для заданий 1 – 3 дан график функции:
Задание:
Ответ:
1. Определить по графику область определения и множество значений функции.
2. Определить по графику промежутки возрастания и убывания функции.
3. Определить по графику промежутки знакопостоянства функции.
4. Найти нули функции f (x) = 64 – x2
3
5. Исследовать функцию f (x) = x на четность.
−x3+1
6. Определить, при каких значениях х значения функции f (x) = 5х + 20 отрицательны.
Оцениваниеработы:
За каждый верный ответ выставляется 1 балл, за каждый неверный – 0 баллов
Номер задания
1
2
3
4
5
6
Количество баллов
Итого баллов: Отметка:
Проверку отчета о работе группы № 4 выполнила группа №