Счет пятерками. Умножение и деление на 5.
Цель: составить таблицу умножения на 5, формировать умение выполнять
умножение и деление чисел на 5.
Задачи: учить наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их
при вычислениях; соотносить взаимообратные случаи умножения и
деления; планировать решение задачи в два действия.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Мы будем:
2.Актуализация знаний.
-Урок начнем с математического тренажера. Проведем его в виде игры «Лото». На партах лежать карточки для работы в парах.
( Учитель читает выражение, а ученики зачеркивают у себя в карточке его значение).
1 ряд
10
27
54
47
24
38
25
35
60
2 ряд
15
27
45
54
47
24
38
30
60
3 ряд
5
27
54
47
24
38
50
20
40
60
- Первый множитель 9, второй 3. Найди произведение. 27
- Найдите сумму чисел 23 и 15. 38
- Увеличьте число 8 в 3 раза. 24
- Уменьшите число 60 на 6. 54
- Увеличьте число 52 на 8. 60
- Найдите число, в котором 4 десятков и 7 единицы. 47
- Назовите числа, которые остались не зачеркнутыми.
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки с этими числами )
5
15
30
25
45
10
35
40
50
20
- Запишите в тетради эти числа в порядке увеличения.
( Один ученик на доске расставляет карточки с числами в порядке увеличения).
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
- Проанализируйте числовую закономерность. Как вы думаете. Что на уроке мы сегодня будем исследовать?
3. Изучение нового материала.
а) Составление и исследование таблицы умножения на 5.
Работа по учебнику. С. 76 №1.
- Пятью два – десять. Какие рисунки изображают это?
Составление таблицы на 5.
5*1=5
5*2=5+5=10
5*3=5+5+5=15
5*4=5+5+5+5=20
5*5=5+5+5+5+5=25
5*6=5+5+5+5+5+5=30
5*7=5+5+5+5+5+5+5=35
5*8=5+5+5+5+5+5+5=5=40
5*9=5+5+5+5+5+5+5+5+5=45
5*10=5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=50
-Анализ таблицы.
- На что оканчивается результат в таблице на 5? (на 0 или 5)
-При умножении на какие числа результат оканчивается нулем?
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки)
-Как называются эти числа? ( Чётные)
-При умножении на какие числа результат оканчивается на 5?
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки)
-Как называются эти числа? (Нечётные)
Выводы. В таблице умножения на 5 результат оканчивается на 0 или на 5.
При умножении на четное число результат оканчивается на 0, т.е.
в ответе получается круглое число.
При умножении на нечётное число результат оканчивается на 5.
б) Взаимообратные случаи умножения и деления.
- Работа на интерактивной доске № 4 с. 76
4. Физкультминутка. (Интерактивная Динозаврик)
5. Закрепление.
С. 77 № 6 интерактивная доска
Краткая запись:
Открытка – 24 руб.
Конверт - ? в 3 раза дешевле
Марка - ? на 3 рубля дешевле
Всего - ? руб
24: 3 = 8 (руб) – стоит конверт
8-3=5 (руб) – стоит марка
24 + 8 + 5 = 37 (руб)
Ответ: 37 рублей стоят открытка, конверт и марка.
-Решение задачи (устно) с. 77 № 8
-Какие товары можно оплатить без сдачи монетами по 5 рублей? Сколько при этом надо дать монет?
25 руб = 5х5 60 руб. =12 х5 75 руб.= 15 х5
- Перед вами карточка.
-В прямоугольнике закрасьте числа, которые делятся на 5.
- Сколько чисел вы закрасили? (9)
26
30
45
15
23
38
10
42
40
36
44
25
14
50
21
27
20
24
35
39
6 . Рефлексия.
- Вот и заканчивается наш урок.. У вас на партах лежит анкета. Я прошу Вас заполнить ее.
Анкета.
На уроке я работал
активно / пассивно
Своей работой я на уроке
доволен / не доволен
Материал урока мне был
полезен / бесполезен
интересен / скучен
понятен / не понятен
За урок я
не устал / устал
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
Урок для меня показался
коротким / длинным
6. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.
(подведение итогов по анкете (1. 2 человека)
№ 5, № 7 стр. 77, выучить таблицу умножения на 5.
- Молодцы, я согласна почти со всеми вашими оценками
-Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Всем спасибо за урок!