Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике "Великая Отечественная война в фактах и цифрах"»
Тема урока: Великая Отечественная война в фактах и в цифрах
Закрепление «Умножение и деление многозначных чисел».
Цели урока:
- закрепить представление учащихся о многозначных числах и арифметические действия с многозначными числами;
- научить использовать многозначные числа на практике;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
Форма урока: математический калейдоскоп.
Оборудование:
- карта с отмеченными флажками городами-героями и г. Берлином;
- слайды с плакатами времён ВОВ;
- разноцветный кластер основных дат, звучащих на уроке.
Ход урока:
Организационный момент
- С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Ребята , прежде ,чем назвать тему нашего урока , я предлагаю вам найти значение следующего выражения:
2015-1945= 70 лет Великой Победы
О чем говорит нам эта дата?
- Верно, 9 мая 2015 года мы будем праздновать великую дату - 70- летие Победы над фашистской Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!
В канун такой знаменательной даты , решая задачи и выражения мы сегодня на уроке попробуем с помощью цифр проследить за некоторыми событиями и фактами самой жестокой войны в истории человечества
- Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Вы готовы?
- Приступаем.
Вопрос:
Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)
- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- начало войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей.
Задание №1 (фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней)
3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.
Задание №2 (устно) Прочитать числа:
( учитель озвучивает значение данных чисел)
11 944 100 ( погибло всего)
6 885 000 ( на полях сражений)
4 559 000 ( в плену и без вести пропавших)
137 000 ( из мирного населения)
26 600 000 ( общая сложность потерь граждан Советского Союза за время ВОВ)
1 710 (разрушено городов)
70 000 ( деревень)
32 000 ( фабрик и заводов)
98 000 ( колхозов)
Беседа с учащимися:
- Ребята, это большие числа? Они вас впечатляют? Много жизней было потеряно?
Огромный материальный урон нанесла эта война нашему государству?
( ответы учащихся, комментарии учителя)
- Чтобы оценить число жертв ВОВ сравним : на сегодняшний день количество жителей Тамбовской области составляет около 1 092 396 человек.
(обсуждение)
- Вот это всё предстояло пережить советским людям за эти 4 года.
Вопросы:
- Можно назвать их всех героями?
- Почему?
- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали?
- Какие вы знаете города - герои? Сталинград, ( Брестская крепость, Киев, Керчь, Минск, Москва, С-Петербург(Ленинград), Волгоград(Сталинград), Мурманск, Тула, Смоленск, Одесса, Новороссийск.
Учитель
-Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.
Задание №3 Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: (с комментариями учителя)
июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь - 30
октябрь - 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943года- 31день
февраль - 2
Всего- 200 дней.
-Как вы думаете, почему наша армия одержала победу под Сталинградом?
( ответы учащихся, комментарии учителя)
Учитель:
Много горьких цифр описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ. Она длилась 880 дней и была прорвана 27 января 1944 года.
- Что такое блокада? ( ответы учащихся)
- В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 800 жителей.
Задание №4 (самостоятельная работа)
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? ( 125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
(рассказ учителя о составе блокадного хлеба)
Взаимопроверка
Физкультминутка
Задание №5. Решите задачу. Из двух городов, расстояние между которыми было 600 км навстречу друг другу вышли два эшелона. Первый эшелон шел со скоростью 70 км/ч , а второй - 80 км/ч .Через 3 часа они остановились, нарушен путь взрывом. Найти расстояние этого поврежденного пути?
Самопроверка
Следующее задание №7 . Составить и решить задачу.
Задания на карточках.
Выполнив следующие вычисления , вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ. Салют Победы
624 : 6 =
224 : 8 =
423 : 3 =
163 х 4 =
28000 х3 =
117 : 9 =
709 х 2 =
104 Союза) ( удостоены звания дважды Героя Советского
28 ( героев Панфиловцев)
141( налет на Москву)
652 (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде)
84000 ( разрушенных школ)
13 (городов Героев)
1418 ( дней и ночей длилась ВОВ)
- Ребята, наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы!
Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Уж много лет минуло после той войны кровавой,
Но, призываю, связь не утеряй!
И положи на памятник цветок ты алый,
И о цене Победы знай, не забывай!»
Итоги урока:
- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
- Какие цифры поразили?
Домашнее задание:
используя дополнительные источники найти и составить таблицу данных о военной технике , произведённой во время ВОВ.