Тема: Решение задач на проценты.
5 класс
28.04.2014
Продолжительность: 1 урок (45 мин.)
Задачи урока:
образовательные: способствовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
воспитательные: воспитывать эстетичность и оригинальность решений математических задач, умение работать в группе;
развивающие: развивать творческие и коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся, представление о практической значимости знаний по теме «Проценты».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, экран, правила игры (Приложение 1), жетоны (Приложение 2), бланк с текстами экономических задач (Приложение 3), тест (Приложение 4), грамоты участникам (Приложение 5).
Перед началом игры создаются 3 команды по 4 человека. Участники команд исполняют роли сотрудников банка.
План урока
Слайд 1. Организационный момент.
В средние века денежные операции в Италии были запрещены. Они велись нелегально на скамейках парка. По-итальянски скамейка звучит «банко». Так появилось слово банк, которое не требует перевода.
А теперь представьте себе, что вы – служащие банков. Ваша задача: решая экономические задачи, увеличить свой первоначальный капитал.
Чтобы ваш банк не обанкротился, а процветал, вы должны уметь быстро принимать правильные решения, умело производить математические расчеты.
Слайд 2. Знакомство с планом урока
Каждая команда получает Правила игры «Математик-бизнесмен» (Приложение 1) Учитель предлагает с ними ознакомиться и комментирует.
1. Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по каждому вопросу.
2. Стартовый капитал каждого банка – 100 долларов (Приложение 2).
3. Каждому банку предлагается по очереди выбирать себе задание стоимостью от 5 до 30 долларов.
4. Если работник банка дает неправильный ответ, то доход банка уменьшается на стоимость задания; за правильный ответ появляется прибыль.
5. Управляющий банком имеет право принимать окончательное решение по каждому вопросу.
6. Если управляющий банком не согласен с ответом представителя своего банка, он поднимает руку и исправляет ответ своего сотрудника.
7. Если ответ исправлен с неверного на верный, то банк остается при своем капитале (не несет убытков), если наоборот, то он теряет стоимость задания.
8 За неорганизованное поведение сотрудников, с банка будет удержана сумма 20 долларов.
9. Победителем считается банк, у которого самая высокая прибыль.
В нашей игре принимают участие сотрудники двух банков: 1 банк _____________ 2 банк _____________ и 3 банк _______________.
Мы познакомились с правилами игры и приступаем к первому конкурсу «Разминка». Стоимость каждого задания 5 долларов.
Слайд 3. Разминка (стоимость задания 5 долларов)
Слайд 4. Задание 1. В банке часто имеют дело с процентами. А что называется процентом? (Сотая часть числа)
Слайд 5. Задание 2. Что в переводе с латинского означает процент? («Процент» происходит от латинских слов pro centum, что буквально означает «на сто»).
Слайд 6. Задание 3. Страна, в которой впервые появились банковские учреждения. (Италия)
Слайд 7. Задание 4. Представьте проценты десятичной дробью и прочитайте предложение:
а) Каждый работающий платит государству 12 своей зарплаты в качестве подоходного налога
б) Налог на продажу дома составляет 3 его стоимости.
в) В июле цена автомобиля повышена на 20 его стоимости.
Слайд 8. Задание 5. Установите соответствие:
25% | Половина всех сотрудников |
100%; | Десятая часть сотрудников банка |
10% | Четверть сотрудников банка |
50% | Все сотрудники банка |
Слайд 9. Задание 6. Лотерея-шанс. Вы выиграли 10 долларов.
Слайд 10. Задание 7. К вам в банк положили 500 тыс. тг под 10 % годовых. Какую сумму денег должен отдать обратно банк через полгода?
Ответ: 525 тыс. тг.
Слайд 11.Задание 8. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а) вложить 80 тыс. тг. и получить 100 тыс. тг.
б) вложить 20 тыс. тг. и получить 30 тыс. тг.
в) вложить 100 тыс. тг. и получить 140 тыс. тг.
Какой вариант вы выберите?
Ответ: второй вариант (самый выгодный) - 50% прибыли от первоначальной суммы; первый вариант – 25% прибыли; третий вариант – 40 % прибыли.
Слайд 12. Задание 9. Бизнесмен положил в банк 1 млн. тг. Через год он забрал из банка 1 млн. 200 тыс. тг. Какова процентная ставка в этом банке?
Ответ: 20% годовых
Теперь мы проверим быстроту реакции и логическое мышление наших управляющих.
Мы вспомнили, что такое процент. Теперь пора перейти к практической части. Все вы, возможно, станете клиентами банка, откроете счет в банке или возьмете кредит. А для того, чтобы правильно рассчитать сумму, которую должен вам банк или вы банку, необходимо уметь применять проценты в расчетных задачах.
Слайд 17. Все задачи разделены на 3 категории: сложные, средней сложности и легкие. Каждый банк по очереди выбирает любые 3 задачи любой категории сложности и решает их на отдельных бланках. Право выбора задания предоставляется по очереди каждому банку. Одновременно они решают выбранную задачу
4. Решение экономических задач на проценты (Приложение 3)
Легкие задачи (стоимость задания 5 долларов):
Слайд 18. 1. Банк начисляет по вкладам 20% годовых. Какую сумму денег можно получить через год, положив на депозитный счет 2500 тенге?
Ответ: 3000 тг
Слайд 19. 2. В банке взят кредит в размере 640 евро сроком на один год. Какую сумму денег придется вернуть, если кредитный процент банка составляет 25% годовых?
Ответ: 800 евро
Слайд 20. 3. Вы взяли в банке кредит в размере 90000 тг, а через год вам пришлось вернуть 112500 тг. Определите кредитный процент, начисляемый банком за год.
Ответ: 25%
Слайд 21. 4. Цена акции повысилась на 30% и составляет теперь 455 тг. Сколько стоила акция до повышения цены?
Ответ: 350 тг
Задачи средней сложности (стоимость задания 10 долларов):
Слайд 22. 1. Банк выплачивает вкладчикам 8% от внесенной суммы. Клиент сделал вклад в размере 200 000 тг. Какую сумму сможет снять вкладчик через 2 года? Какова будет его прибыль?
Ответ: 233 280 тг. сумма вклада; 33 280 тг. прибыль.
Слайд 23. 2. Туристическая фирма организует трехдневные автобусные экскурсии. Стоимость экскурсии для одного человека 3 600 руб. Группам предоставляются скидки: группе от 4 до 10 человек – 5%, группе от 11 до 20 человек – 8%, группе более 21 человека – 10%. Сколько заплатит за экскурсию группа из 7 человек?
Ответ: 23 940 рублей
Слайд 24. Акции компании подорожали на 5%, а затем подешевели на 3%. На сколько выросла цена на акции, если их начальная стоимость была 320 тг?
Ответ: 5,92 тг
Слайд 25. 4. Клиент банка положил 15 000 тг под 4% годовых. Сколько тенге он получит через 2,5 года? (Начисление годовых процентов осуществляется по окончании года)
Ответ: 16 224 тг
Сложные задачи (стоимость задания 20 долларов):
Слайд 26. 1. Клиент положил в Каспий Банк на сберегательную книжку 25 000 тг. В соответствии с договором, заключенным им с банком, каждый месяц его счет увеличивается на 1,2% от суммы, находящейся на счету. Сколько денег будет лежать на счету через 3 месяца, если дополнительные вложения в течение этого времени согласно договору производить не разрешено?
Ответ: 25603,6 тг
Слайд 27. 2Цена товара понизилась на 30%, а потом ещё на 15%. На сколько процентов понизилась цена товара по сравнению с первоначальной? Сколько стал стоить товар, если его первоначальная стоимость была 3000 тг?
на 40,5 % ; снизилась на 1215 тг
Слайд 28. 3. Сосчитайте, пожалуйста какую сумму выплатит банк вкладчику, если он вложил 12000 тг при 3% годовых через год, 2 года при условии, что за данный период деньги не будут сниматься?
Слайд 29. 4. Сосчитайте, какая была процентная ставка у банка, если вкладчик вложил 25000 тенге в начале года, а в конце года получил 28000 тенге?
12%
Наша игра продолжается. Сейчас сотрудники банка самостоятельно проверят свои знания с помощью теста. Стоимость теста 30 долларов.
5. Тест (стоимость задания 30 долларов) (Приложение 4)
После выполнения теста, команды проверяют правильность выполнения задания.
Задание №1
Выразить 4% в виде десятичной дроби
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 0,4
2) 0,04
3) 0,004
4) 0,0004
Задание №2
Выразить дробь 0,3 в процентах
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 3%
2) 0,003%
3) 30%
4) 300%
Задание №3
Вычислить 1% от 19
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 19
2) 0,19
3) 1,9
4) 1900
Задание №4
В магазин привезли 62 т картофеля. До обеда продали 15% всего количества. Сколько картофеля осталось еще продать?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 9,3 т
2) 52,7 т
3) 53,7 т
4) 0,93 т
Задание №5
22 ученика класса, что составляет 55 % всего количества, учатся без троек. Сколько человек в классе?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 46
2) 38
3) 40
4) 24
Задание №6
Найти весь путь, если 8 % пути составляет 48 км.
Ответы:
#1 (1 б.) 2
#2 (1 б.) 3
#3 (1 б.) 2
#4 (1 б.) 2
#5 (1 б.) 3
#6 (1 б.) Ответ = 600
#7 (1 б.) Ответ = 84.
6. Подведение итогов.
Жюри подсчитывает капитал банков, а управляющие оценивает вклад каждого сотрудника. Доллары, набранные в процессе игры, управляющий превращает в оценки служащих банка.
«5» - 25 долларов
«4» - 20 долларов
«3» - 15 долларов
Жюри объявляет и награждает победителей (Приложение 5). Учитель подводит итог и выставляет оценки.
7