Тема урока: «Решение текстовых задач».
8А класс
Учитель: Загидуллина Л.Ф.
МОБУ СОШ №35
Цель: отработка навыков решения текстовых задач с помощью уравнений, систем уравнений; развитие познавательного интереса, логического мышления, творческих способностей обучающихся.
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
- Спасибо. Садитесь.
- На нашем уроке мы сегодня будем размышлять, искать различные решения одной задачи, проявлять свои творческие способности. Надеюсь на наше совместное тесное сотрудничество.
- Эпиграфом нашего урока будем высказывание Джорджа Пойа, венгерского математика.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа).
- Сегодня на уроке мы будем с вами решать текстовые задачи.
Откройте, пожалуйста тетради, запишите число (13.05.2015) и тему урока «Решение текстовых задач»
Актуализация знаний.
Итак, сначала поработаем устно.
Устная работа:
Что такое уравнение? (это равенство, содержащее неизвестное обозначенное буквой или равенство, содержащее переменную, значение которой нужно найти)
Что значит решить уравнение? (найти все значения входящих в него переменных, при подстановке которых в уравнение получится верное равенство или найти все корни уравнения или доказать, что их нет)
Что такое система? (это два и более уравнений, которые имеют общие решения)
А где вы встречались с понятием системы?
Физика – международная система единиц
Биология – система кровообращения
Химия – периодическая система Менделеева
Математика – система уравнений.
Что значит решить систему? (значит найти все ее корни или доказать, что их нет)
Выразите х через у: а) х+8у = 5; (х = 5-8у)
б) 2х – 6у= 7. (х = 3у + 3,5)
Следующее задание выполняем в тетради.
Выразите у через х: а) 2х - 5у = 3х - 2у (у = -1/3х)
б) 32n-1x - 9nу = 0. (у = 3х)
Решите систему уравнений: (50; 30)
Решите систему уравнений: (2; 3) (3;2).
Прочитайте задачу (№247 Стр.60 рабочей тетради)
«Периметр параллелограмма равен 24 см. Длины его смежных сторон относятся как 7:5. Найдите длины сторон этого параллелограмма».
Пусть х и у – длины сторон (в см) этого параллелограмма, причем х – длина большей стороны. Какая из приведенных систем уравнений не соответствует условию задачи?
а) б) в) г)
- Обсудите данное задание в группах в течении 1 минуты.
11) Прочитайте задачу (№248 р.т.) «Бригада рабочих должна была по плану изготовить к определенному сроку 250 деталей. Изготавливая в день на 5 деталей больше, бригада уже за 1 день до срока изготовила 270 деталей. За сколько дней бригада изготовила 270 деталей?».
Выберите уравнение, которое соответствует условию задачи, если буквой х обозначено количество дней, за которое бригада должна была изготовить 250 деталей?
а) б) в) г)
- Обсудите в группах данное задание.
Основная часть.
- Итак, а сейчас, каждой группе предстоит сейчас решить задачу. (На экране текст задачи)
- А вот каким способом каждая группа будет решать – выберем следующим образом. Перед вами скрытые окошки. Каждая группа выберет любую из мною предложенных карточек.
Цвет карточки будет соответствовать цвету шторки.
Итак, условие задачи:
«Две строительные бригады, работая вместе, могут выполнить работу за три дня. Первая бригада, работая одна, выполнит эту работу на 8 дней быстрее, чем вторая. За сколько дней может выполнить работу первая бригада?»
Группы приступаем к работе, решение оформляем на листе ватмана, лежащий у каждой группы на столах.
- Вы молодцы. Справились с заданием. Закройте рабочие тетради.
- А сейчас предлагаю вам проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Предлагаю каждой группе представить себя, например, путешественниками, строителями, банкирами, возможно фермерами.
Затем вам предстоит выполнить следующие задания:
- ответить на вопрос: как математика связана с выбранной вами профессией или видом деятельности?
Время на обсуждение в группах две минуты.
(После окончания времени выслушать ответы групп).
Попрошу группы представить результаты работы.
- Молодцы, спасибо вам за работу. Обратите внимание, вами выбраны различные виды деятельности, разные профессии, и без математики, как оказывается, обойтись невозможно.
Следующее задание. Вам необходимо:
- составить задачу, а также возможно уравнение или систему по условию задачи, связанную с вашим видом деятельности.
Время работы 5 минут.
- Итак, время истекло. Пожалуйста, какая группа готова представить свое творчество?
Затем каждая группа представляет свои задачи.
- Ребята, посмотрите насколько разные и интересные у вас получились задачи. Давайте решим одну задачу из 4 представленных.
Какая задача на ваш взгляд самая интересная???
Давайте ее решим.
Рефлексия. Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Вы сегодня очень хорошо работали, смогли раскрыть не только свои математические знания, но и творческие способности.
- Мне хотелось бы услышать ваше мнение об уроке. (каждый вопрос с комментированием)
- При ответе на вопросы вам необходимо будет использовать сигнальные карточки, лежащие перед вами.
Скажите, каким был для вас урок?
а) трудным; б) интересным; в) полезным.
Что вам понравилось делать на уроке больше всего?
а) фантазировать; б) моделировать; в) решать
Где вы достигли большего успеха на уроке на ваш взгляд?
а) когда работали самостоятельно над предложенными задачами;
б) когда работали над выполнением предложенных заданий;
в) когда готовили и защищали проект «Математика в профессии».
Я вижу, многие из вас успешно оценивают свою работу, а значит, умеют решать задачи. Я считаю, что (ФИО) заслужили отметки 5 в журнал за сегодняшний урок.
В качестве домашнего задания я предлагаю сделать проект «Моя задача» (составить задачу, творчески ее оформить, на оборотней стороне представить ее решение).
В заключении урока мне хотелось бы показать вам сюжет, который надеюсь не про вас …(просмотр Ералаша «Задачка).
В связи с большим объемом видеофайла он не включен в архив. Каждый из Вас сможет найти его в сети Интернет и скачать самостоятельно.
Я уверена, что 8а никогда не попадет в такую ситуацию.
Спасибо вам за работу на уроке. Урок закончен.