Открытое занятие по математике "Многогранники и тела вращения"
Открытое занятие по математике "Многогранники и тела вращения"
Тема моего занятия «Многогранники. Тела вращения». Этим занятием я преследовала следующие цели:
обобщить, систематизировать и закрепить ранее изученный материал о многогранниках и телах вращения;
расширить представление обучающихся о прикладном значении математической науки;
развивать кругозор, мышление, память, пространственное воображение, сообразительность, умение видеть в окружающей действительности геометрические тела;
развивать способности к применению теоретических знаний в жизни, в практической деятельности;
развивать умение излагать мысли, делать выводы и обобщения.
воспитывать организованность и уверенность в своих силах;
прививать интерес к дисциплине;
воспитывать умение выслушать других обучающихся;
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, дружеского соперничества в командах.
В общем, хотела показать на данном занятии, что осуществление межпредметных связей позволяет повысить продуктивность уроков математики, реализовать в обучении принцип связи теории и практики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по математике "Многогранники и тела вращения" »
План открытого занятия
Тема: «Многогранники. Тела вращения»
Цели занятия:
Дидактическая:
обобщить, систематизировать и закрепить ранее изученный материал о многогранниках и телах вращения;
расширить представление обучающихся о прикладном значении математической науки;
Развивающая:
развитие кругозора, мышления, памяти, пространственного воображения, сообразительности, умения видеть в окружающей действительности геометрические тела;
развитие способностей к применению теоретических знаний в жизни, в практической деятельности;
развитие умения излагать мысли, делать выводы и обобщения.
Воспитательная:
воспитывать организованность и уверенность в своих силах;
прививать интерес к дисциплине;
воспитывать умение выслушать других обучающихся;
воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, дружеского соперничества в командах.
Методическая: показать на данном занятии, что осуществление межпредметных связей позволяет повысить продуктивность уроков математики, реализовать в обучении принцип связи теории и практики.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный; частично-поисковый; контроля и самоконтроля.
Форма проведения: урок - КВН.
Межпредметные связи: устройство автомобилей, черчение, история, литература.
Средства обучения: интерактивная доска (презентации и флипчарты), карточки с заданиями, оценочная таблица, призы для всех участников.
Структурно–логическая схема и хронокарта
Организационный момент - 2 мин
Приветствие, проверка готовности к занятию.
1.2 Сообщение темы, цели и задач занятия.
Проверка и коррекция знаний, умений и навыков - 30мин
Проверить знание обучающимися теоретического материала и умение раскрывать элементарные внешние связи в фигурах.
Проверить знание основных формул.
Проверить глубину и степень осмысления знаний обучающимися.
Проверить умение применять знания в стандартных условиях.
Проверить умение применять знания в жизненных ситуациях.
Проверить умение видеть в окружающей действительности геометрические тела.
3.Итоги конкурса - 2 мин
3.1 Анализ работы обучающихся.
3.2 Выставление оценок.
4. Рефлексия «Чудесный мешочек» - 8 мин
5. Итоги занятия - 3 мин:
Ход урока.
«Предмет математики столь серьёзен, что
не следует упускать ни одной возможности
сделать его более занимательным»
Блез Паскаль
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию.
1.2 Сообщение темы, цели и задач урока - закрепить ранее изученный материал о многогранниках и телах вращения; расширить представление о прикладном значении математической науки; увидеть использование в жизни приобретенных знаний, умений и навыков по данной теме в ходе соревнования 3х команд.
Представление команд – названия команд и капитанов.
Название туров
«ТЕХНИКИ»
«ИНЖЕНЕРЫ»
«МЕХАНИКИ»
1
«Найди и назови!»
2
«Не ошибись!»
3
«Домашнее задание»
4
«Чертёжник»
5
«Капитаны – вперёд!»
6
«Эрудит»
ИТОГИ
Рассказать об оценочной таблице (начертить заранее на простой доске). Оценивать по 5-ти бальной системе.
Проверка и коррекция знаний, умений и навыков. Конкурс веселых и находчивых
2.1 1 тур – «Найди и назови!» Найти многогранники и круглые тела, дать им определения (с помощью флипчарта).
Цель: проверить знания обучающимися теоретического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в фигурах.
2.2 2 тур – «Не ошибись!» По какой формуле можно вычислить объём следующих деталей?
Цель:проверить не только знания формул для вычисления объёмов геометрических тел, но и показать их применение в специальности.
По какой формуле можно вычислить объём детали
Ответы
конический роликоподшипник
1
2 +Rr+
3
поршневой палец
4
5
6 +Rr+
толкатель
7
8
2.3 3 тур – «Домашнее задание» Каждая команда по очереди презентует свою задачу, связанную со специальностью.
Цель: проверка глубины и степени осмысления знаний обучающимися.
4 тур – «Чертёжник» Построить геометрическое тело и его сечение (каждая команда вытягивает своё задание)
Цель: проверить умение обучающихся строить геометрические фигуры и их сечения.
1) Построить диагональное сечение прямоугольного параллелепипеда.
2) Построить сечение цилиндра параллельно оси и находящееся на некотором расстоянии от него.
3) Построить сечение тетраэдра, проходящее через апофему и боковое ребро.
5 тур – «Капитаны – вперёд!» Капитаны вытягивают своё задание и после решения его на местах, показывают на доске.
Цель: проверить применение знаний обучающимися в жизненной ситуации.
1) Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили две ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?
2) Требуется заложить дверной проём высотой в 2м, шириной в 1м и толщиной стенки в 20см шлакоблочными кирпичами размером 20см⤫20см⤫40см. Определите сумму, которая необходима для покупки кирпичей, если 1 кирпич стоит 300 тг.
3) Требуется сделать подарочную коробку в виде правильной 4-хугольной призмы со стороной основания 6см и высотой 11см. Хватит ли для этого лист цветной бумаги формата А4 (А4 имеет размеры 29см⤫21см)?
2.6 6 тур - «Эрудит» Каждая команда получает по одному рисунку.
Задание: по рисунку составить два рассказа:
1) Что изображено с точки зрения геометрии?
2) Что изображено с точки зрения предназначения этого предмета для жизни и деятельности человека?
Цель: проверить эрудицию и умение видеть в окружающей действительности геометрические тела.
К рис. 1. Это правильная шестиугольная призма. Можно это геометрическое тело назвать выпуклым восьмигранником.
Это карандаш. Слово “карандаш” заимствовано русскими из тюркского языка, что означает: “кара” - чёрный, “даш” - камень. Карандаш – пишущий стержень, заключённый в деревянную оправу. Стержень изготавливается для простого карандаша из графита (“черный камень”) с различными добавками. Для цветных карандашей стержни делают из каолина с добавлением минеральных красок. Деревянная оправа делается из ольхи, бука, липы, кедра. Шестигранная форма предназначена для лучшего удержания карандаша пальцами.
К рис. 2. Это куб, строгое геометрическое название – гексаэдр (шестигранник). Кубом называется прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (рёбрами).
Это кубик Рубика. Смысл этой игры, придуманной венгерским инженером Рубиком, заключается в том, что игрок должен как можно быстрее добиться единого цвета каждой из шести граней кубика. Эта игра очень быстро покорила весь мир. Во многих странах даже проводились и проводятся соревнования, чтобы выяснить самого быстрого игрока. Некоторые рекордсмены показали, что могут добиться единого цвета на всех гранях кубика Рубика за 7 секунд.
К рис. 3. Это правильная четырёхугольная пирамида, в её основании находится квадрат.
Это пирамида Хеопса. Время возникновения – 3600 – 2700 годы до нашей эры. Эта грандиозная постройка создана трудом огромного количества рабов. В качестве строительного материала применялись огромные каменные кирпичи. До сих пор учёные всего мира спорят о том, как смогли рабы при отсутствии какой – либо техники воздвигнуть этот и подобные монументы, выражающие по замыслу фараонов идею несокрушимости их власти. Эта и другие пирамиды предназначались для погребения внутри них или возле них умерших фараонов.
(После выступления каждой команды показать на доске рисунок и текст к нему зачитать).
Итоги конкурса
3.1 Анализ работы обучающихся.
3.2 Выставление оценок.
4. Рефлексия «Чудесный мешочек»
В красиво украшенном мешочке находятся мелкие предметы геометрической формы (карандаш, ластик, линейка, апельсин, и др.). Обучающиеся, не глядя, опускают руку в мешочек и, вынимая попавшийся предмет, дают его геометрическое название (призма, прямоугольный параллелепипед, шар и др.). Если название дано верно, то обучающийся берёт этот предмет себе.