Основные элементы комбинаторики и бином Ньютона.Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятности.
Основные элементы комбинаторики и бином Ньютона.Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятности.
В данной разработке урока даны основные элементы комбинаторики: сочетания. перестановки и сочетания. Бином Ньютона. в том числе с треугольником Паскаля. Применение бинома Ньютона для возведения суммы( разности) слагаемых в Н-ю степень. Рассмотрены и решены задачи на применение элементов комбинаторики. Исторические сведения И Ньютона и Б Паскаля даны совсем коротко. Данный урок и маиериал к нему изложен в учебнике алгебры за 10 класс (казахстан).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные элементы комбинаторики и бином Ньютона.Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятности.»
Ашық сабақтың технологиялық картасы
Технологическая карта открытого занятия
Пәні / дисциплина :математика
Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :«Основные элементы комбинаторики и бином Ньютона. Применение комбинаторики и бинома Ньютона в теории вероятности».
Сабақтың мақсаты / Цель занятия:
білімділік/образовательная: изучить основные элементы комбинаторики- размещения, перестановки, сочетания; изучить понятие факториала; формулу бинома Ньютона; изучить способы решения задач на нахождение числа групп , на вычисление факториала; возведение двучлена в . Закрепить знания, умения и навыки решения задач по данной теме;
тәрбиелік / воспитательная: формирование мировоззрения, сотруднических отношений в классе при решении проблемы, эстетическое воспитание, привитие интереса к предмету;
дамытушылық /развивающая: формирование навыков применения элементов комбинаторики в теории вероятности, развитие мышления и математической речи; развитие исследовательских способностей, навыков самостоятельного решения задач, развитие вычислительных навыков, внимательности, смекалки, и логики.
Сабақтың типі / тип занятия: урок диспут.
Сабақтың түрі / вид занятия: изучение новых знаний.
Сабақтың жабдықталуы / обеспечение занятия:
а)оқу көрнекілік құралдары /учебно-наглядные пособия:презентации;
б)үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: приложение к уроку: учебник алгебра и начала анализа за 10 класс; приложение 1.
Пән аралық байланыс/межпредметная связь: высшая математика, основы электротехники и физика.
Қолданылған әдебиеттер/Литература: «Алгебра и начала анализа» 10 класс. Алматы. «Мектеп». 2010 г. Абылкасымова А.Е.
Сабақтың өту барысы / Ход занятия :
I. Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент.
Организация рабочего места, выявление отсутствующих,
сообщение темы и цели урока.(4 минуты).
Сегодня на уроке мы будем изучать основные элементы комбинаторики- размещения, перестановки, сочетания; изучим понятие факториала; формулу бинома Ньютона; изучим способы решения задач на применение элементов комбинаторики , на вычисление факториала, на применение . Закрепим знания, умения и навыки решением задач по данной теме.
II. Оқушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру
Проверка знаний и умений обучающихся: актуализация опорных знаний и постановка проблемы (10 минут).
Давайте рассмотрим и решим 2 примера, и вам будет понятно что изучает комбинаторика.
Сколько комбинаций определенного типа можно составить из данных предметов?
Задача 1.(приложение 1)
Из букв А,В и С сколько можно составить групп по 2 элемента?
Перечислим их:
Ответ: АВ, АС, ВС, ВА, СА, СВ . Всего 6.
Усложним задание. Решим задачу 2.
Задача 2. (приложение 1)
Из 5 букв нужно составить группы по 3 элемента. (Записать предложенные варианты ответов).
Устно это сделать очень сложно, тем более наша задача- не составить и назвать эти группы, а только узнать, сколько вариантов возможно? Поэтому есть формула для вычисления.
III. Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі
Содержание и последовательность изложения новой темы (конспект).(30 минут).
Данное понятие называется «Размещением» (слайд 1:определение размещения).
1 ученик.
Размещениями из n элементов по k элементов называется такие комбинации, каждая из которых, содержит k элементов, и отличаются друг от друга либо составом, либо порядком расположения этих элементов.
Общее число размещений из n элементов по k элементов определяется по формуле:
Здесь = 1*2*3*…*!=1.
Так мы подошли к понятию факториал.
В математике произведение натуральных чисел от 1 до называется факториалом и обозначается !
10! Сократим с 8! и получим произведение 9*10/ 1*2 = 9*5 = 45.
Применяя второй способ записи, решим еще два примера:
6! /4! = 5* 6 = 30.
8! * 6! / 5!*7! = 8 * 6 = 48.
С помощью предложенной формулы решим задачу 1 и 2.
= 2*3 = 6. (задача 1)
= 4*5 = 20. (задача 2) И сверим предложенные варианты ответов.
Следующее понятие- это перестановки.
2 ученик. ( Слайд 2. Определение понятия «перестановки»)
Перестановками из данных элементов называется такие комбинации, каждая из которых содержит все данных элементов и отличаются друг от друга только порядком расположения. Общее число перестановок определяется по формуле:
Pn= n( n-1)... ( n- n +1) = n! или
Pn = n!
Задача.3. (см. приложение 1.)
Сколько различных перестановок можно образовать из букв слов «книга» и «учебник»
n = 5.
Pn = n! Pn = 5! = 1*2*3*4*5 = 120.
n = 7.
Pn = n! Pn = 7! = 1*2*3*4*5*6*7 = 5040.
Рассмотрим понятие: «сочетание» (слайд 3)..
Ученик 3.
Сочетаниями из n по k элементов называется такие комбинации, каждая из которых содержит k элементов и отличается друг от друга только составом элементов.
Общее число сочетаний определяется по формуле:
Рассмотрим формулу тесно связанную с числом сочетаний из n элементов по элементов.
Задача 4. (приложение 1)
Сколько трехкнопочных комбинаций существует на кодовом замке, если все три кнопки нажимаются одновременно и всего 10 кнопок.
Решение:
= 8 *9 * 10/ 6 = 120 вариантов.
Из курса алгебры 7 класса вам известны формулы сокращенного умножения. Например, формулы квадрата суммы и куба суммы двучлена:
(с+а)4 =? Или (с+а)6 =? Для этого нам надо изучить Бином Ньютона. Слайд (4-6).
Слайд 4. Формула бинома Ньютона имеет вид: (a+b)n = Сan+ Сan-1 b + Сan-2 b2 +:.+ Сan-r br +:.+ Сbn.
Равенство называется формулой бинома Ньютона, числа С- биномиальными коэффициентами.
Свойства: (см слайд 5)
Число слагаемых на 1 больше степени бинома.
Коэффициенты находятся по треугольнику Паскаля.
Коэффициенты симметричны.
Если в скобке знак минус, то знаки + и – чередуются.
Сумма степеней каждого слагаемого равна степени бинома.
Определение. Треугольник Паскаля - это треугольник, составленный из чисел, являющихся коэффициентами в формуле бином Ньютона.
Каждый крайний элемент равен 1, а каждый не крайний элемент равен сумме двух своих верхних соседей. (Свойство (1).
Треугольник можно продолжать до бесконечности. (Слайд 6).
Ученик 3. Исторические сведения про И Ньютона и Б. Паскаля. (Слайд 7)
Исаак НЬЮТОН 1643- 1727 г нам знаком больше из предмета физики. Исаак Ньютон - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Это мы сейчас изучаем в 10-11 классе.
Открыл дисперсию света, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, создал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Это его труды по физике и астрономии.
Слайд 8.
Блез Паска́ль 1623- 1662 г.
Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники. В 1641г. сконструировал суммирующую машину. Автор основного закона гидростатики. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, геометрии, теории вероятностей.
Треугольник Паскаля состоит из биномиальных коэффициентов
Таблицу следует читать по строкам. В каждом горизонтальном ряду находятся биномиальные коэффициенты для определенного n , при этом k принимает значения от 0 до n .