ООД по математике в старшей группе
“ Путешествие по волшебной стране ”
Цели:
Образовательные:
· Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
· Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку.
· Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
· Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
· Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
· Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к математическим занятиям.
· Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
· Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
· Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
Фланелеграф; мольберт; конверт с текстом письма от Буратино; картонные ключи (4штуки); изображение ворот с замком; набор разных геометрических фигур; иллюстрации со схематичным изображением человечков; схематическое изображение к игре “ Чем отличаются?”; схематическое изображение незавершенных предметов на каждого ребенка; небольшие картонные ключики на ребенка для подарка; аудио записи фоновой музыки; магнитофон.
ООД
Педагог. Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас это письмо. А прислал его нам Буратино. Послушайте, что он пишет:
“ Дорогие ребята. Здравствуйте!
Очень хотел побывать у вас в гостях и пригласить в путешествие по удивительно красивой “Волшебной стране”, но мой самолет сломался. И я не могу к вам прилететь. Да и в “Волшебной стране” случилась беда – ее захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде, и пройдя все испытания, которые встретятся вам на пути, сможете расколдовать “Волшебную страну” и освободить ее жителей. Буратино”.
Педагог. Ребята, а чтобы попасть в “Волшебную страну”, нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку. Но сначала давайте скажем волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили, постучали
И открыли…
Педагог. Вот из этой связки ключей нужно подобрать тот, который бы мог открыть замок. Как вы думаете, какой ключ подойдет к замку? Почему? (Ответы детей).
Скважина замка и шляпки ключей имеют определенную сложную геометрическую форму. Дети подбирают нужный ключик. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок.
Педагог. Ключик подобран правильно, ворота открыты и мы оказываемся в “Волшебной стране”. Идем дальше и посмотрим. Что же еще необычного ждет нас впереди.
Игра “Распредели фигуры”.
На фланелеграфе фигуры: 2 больших и 2 маленьких красных круга, 2 больших и 3 маленьких синих квадрата расположены в хаотичном порядке.
Педагог. А вот и первое испытание. Какие фигуры вы здесь видите? (Ответы). Как можно сгруппировать фигуры? По каким признакам? (По цвету, форме, размеру). Сколько фигур войдет в группу квадратов (кругов)? (Дети группируют фигуры). Как еще можно сгруппировать фигуры? (По цвету). Сколько будет групп? (Дети группируют фигуры по цвету, а затем аналогично по размеру).
Игра “Найди лишнюю”.
Педагог. Ребята, в этой стране живут очень забавные человечки. Они все похожи друг на друга, но вот одна из фигур оказалась лишняя. Не похожая на остальные. Что это за фигура? (Ответы). Чем она отличается от остальных? (Ответы). Которая по счету лишняя фигура? (Ответы).
Упражнение на поиск нарушения закономерности.
Дети должны объяснить, какие элементы повторяются, увидеть нарушение ритма и выразить это в речи. В процессе обсуждения педагог просит детей назвать, которая по счету фигура нарушила ритм.
Педагог. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел:
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Педагог. Чтобы мы с вами могли идти дальше, нужно выполнить следующее задание. Найдите и покажите все отличия в изображении утят.
Игра “Чем отличаются?”
Педагог. Вот мы с вами и подошли к последнему испытанию. Перед вами незаконченные изображения предметов, которые когда-то были в “Волшебной стране”. Ваша задача, ребята, придумать и дорисовать эти необычные рисунки, дать им название.
Игра “Дорисуй и назови предмет”.
Во время работы детей звучит спокойная музыка. Когда дети практически выполняют задание, входит Буратино. Он радуется встрече с ребятами, спрашивает, что за предметы они нарисовали. И говорит, что нисколько не сомневался, что дети откликнутся на его просьбу и помогут жителям “Волшебной страны” освободиться от чар злых волшебников. А в знак благодарности дарит каждому ребенку на память “золотой” ключик.
Буратино. Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. Большое вас спасибо.