Научить учащихся в процессе реальной ситуации использовать определение следующих понятий «округление чисел, приближенное значение, приближение с избытком и недостатком», применять правила округления чисел.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, формировать умение представлять результат своей деятельности, объективно оценивать свой труд.
развивающие(формирование регулятивных УУД)
Умение ставить цели, обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока. 1. Организационный момент.
Приветствие, создание благоприятного психологического настроя на работу, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
2. Актуализация опорных знаний.
Устная работа
Чем похожи эти числа? (Для их записи используются одни и те же цифры в одинаковом порядке)
0,35308; 3,5308; 35,308; 353,08; 3530,8; 35308.
- А в чем их различие? (Запятая стоит в разных местах или ее вообще нет)
-Прочитайте число: 37569104578 (заранее записанное на доске)
- Ответьте на следующие вопросы:
а) Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч;
б) В каких разрядах, каких классах стоит цифра 7;
в) Какой разряд, какого класса отсутствует?
- А если в числе есть запятая как изменятся разряды, например
3756910,4578
3.Сообщение темы. Постановка целей.
Разгадайте ребус, определите тему урока, сформулируйте цели урока.
В реальной жизни нам не всегда важна стопроцентная точность результата. Часто можно услышать высказывания типа: «Сейчас около двух часов», «Пожалуйста, взвесьте конфет на двести рублей». А что же это за слова: «около», «приблизительно»? Где и когда нам нужны точные результаты, а где мы можем округлить, что значит это самое «округление» и где мы его можем применить в жизни и на уроке? Эти понятия необходимы для того, чтобы каждый мог легко «прикинуть», сколько же конфет он может купить на двести рублей? Итак, тема сегодняшнего урока: «Округление чисел. Прикидка»
Цели урока:закрепить правила математического округления; рассмотреть области применения округления чисел;
познакомиться с методом «прикидки» применительно к изучаемой теме.
4. Изучение нового материала.
Замену числа ближайшим к нему натуральным числом или нулем называют округлением этого числа до целых.
Числа округляют и до других разрядов – десятков, сотен, тысяч, десятых, сотых, тысячных и т. д.
Чтобы округлить число в десятичной записи до какого-нибудь разряда нужно:
к цифре этого разряда добавить 1, если справа стоят цифры
5, 6, 7, 8, 9;
оставить цифру без изменения, если справа стоят цифры
0, 1, 2, 3, 4;
все следующие за этим разрядом цифры заменить нулями в целой части, а в дробной части отбросить.
Алгоритм округления числа
находим цифру нужного разряда и подчеркиваем ее;
чертим после нее вертикальную черточку;
смотрим на следующую цифру после черточки;
определяем какой будет подчеркнутая цифра:
если после черточки стоят 0, 1, 2, 3, 4 подчеркнутую цифру не меняем;
если 5, 6, 7, 8, 9 к подчеркнутой цифре добавляем 1
обнуляем все после черточки: заменяем нулями в целой части, а в дробной части нули отбрасываем.
Р азряды …т с д е, д с т …
П ример 1. Округлить число 3547,6052
- до тысяч 3547,6052 4000,0000 = 4000
- до сотен 3547,6052 3500,0000 = 3500
- до десятков 3547,6052 3550,0000 = 3550
- до единиц 3547,6052 3548,0000 = 3548
- до десятых 3547,6052 3547,6000 = 3547,6
- до сотых 3547,6052 3547,6000 = 3547,60
- до тысячных 3547,6052 3547,6050 = 3547,605
- до наивысшего разряда 3547,6052 4000,0000 = 4000
Знания об округлении чисел позволяют избегать ошибок в вычислениях и практических расчетах, сделать прикидку результатов вычислений.
Пример 2. Выясним, можно ли загрузить в машину 5 контейнеров массой 1,767 т, 0,645 т, 1,549 т, 0,585 т, 1,429 т, если ее грузоподъемность 5 т.
Округлим массу контейнеров до десятых с недостатком и найдем их общую массу: 1,7 + 0,6 +1,5 + 0,5 + 1,4 = 5,7(т). Приближенная масса контейнеров больше грузоподъемности машины.
Такую прикидку результатов можно сделать быстро, заменив трудоемкие расчеты. Обратите внимание, числа округлялись в меньшую сторону – взяли меньшую массу контейнеров, чем на самом деле. При вычислениях с дробями целесообразно делать прикидку результатов, округляя числа до целых.
Физминутка. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. Раз – два – поднялись, Раз – два – руки вниз.
5. Закрепление материала.
1. Работа у доски «Цепочкой»
1. Округлите до единиц числа: 57,32; 2,78; 5,35 (57; 3; 5)
- Округлите до десятых числа: 57,32; 2,78; 5,35
Округлим 57 861 до тысяч.
Теперь округлим 756 485 до сотен.
Округлим 364 до десятков.
2.Работа в группах:
1. Округли до десятых: 2,07; 3,58; 9,12; 10,09; 0,15;
2. Округли до сотых: 0,678; 0,5073; 1,423; 13,537; 89,012;
3. Округли до тысячных: 7,0921; 0,3039; 4,5977; 0,9987; 13, 6722;
4. Округли до единиц: 12,02; 5,971; 0,592; 7,0396; 7,88;
3. Самостоятельная работа
6.Подведение итогов урока:
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Что вы сегодня изучали на уроке?
- Сформулируйте правила округления натуральных чисел и десятичных дробей;
7. Рефлексия деятельности:Продолжите высказывания об уроке:
1. Мне на сегодняшнем уроке понравилось…..
2. Мне на сегодняшнем уроке запомнилось…..
3. Мне на сегодняшнем уроке было сложно…..
8. Домашнее задание.
- выучить правило и алгоритм округления числа, прикидку;
- решить:
№1.
а)Старинная аптекарская мера массы унция равна 31,1035 г. Округлите это значение до целых; до десятых; до десятков.
б)Английская мера массы фунт равна 453,59237 г. Округлите это значение до сотен; до десятков; до единиц; до десятых; до сотых; до тысячных до десяти тысячных; до наивысшего разряда.
в)Старинная русская мера длины фут равна 0,3048 м. Округлите это значение до десятых; до сотых.
№2.
Подставьте вместо знака вопроса все возможные цифры, чтобы округление было выполнено верно:
а)5,57? 5,57; в)22,0? 22,0; д)200,01? 200,02;
б)6,02? 6,03; г)23,? 24; е)8,70? 8,70.
№3.
Баночка йогурта стоит 14 руб. 60к. Какое наибольшее количество баночек йогурта можно купить на 100 рублей?