Тема | «Обыкновенные дроби. Путешествие в мир будущих профессий". 5 класс |
Тип урока | Урок систематизации и обобщения знаний и умений |
Цели урока | Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях. Личностные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с учебным заданием; формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость обыкновенных дробей в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; исправлять и дополнять ответы других учащихся. Метапредметные: развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности по эталону; строить логические рассуждения. |
Планируемые результаты | Учащийся покажет все знания, полученные по теме: понятие обыкновенной дроби, правильные и неправильные дроби, решение задач на дроби, решение примеров на сложение и вычитание дробей |
Основные понятия | Обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, неправильная и правильная дробь, правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями. |
Оборудование | Учебник: Математика. 5 класс. С.М. Никольский, М.К, Потапов. мультимедиа проектор, компьютер, |
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемые результаты обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие обыкновенные дроби | понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на дроби | понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на дроби; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, на сложение и вычитание смешанных чисел, задач по теме «Обыкновенные дроби». | самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Ход урока
№п \п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 | Организационный этап | Здравствуйте ребята, рада вас видеть на уроке математики и желаю всем активно поработать. | Учащиеся приветствуют учителя. |
2. | Проверка домашнего задания | Проверим выполнение домашнего задания. Откройте тетради и сверьте с эталоном решение задачи №882. Какое правило, мы применили в 1 действии? Во 2 действии? Есть вопросы? Хорошо. | Сверяют домашнее задание с эталоном. Отвечают на вопросы. |
3 | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята, сейчас вы в 5 классе. А в каком году вы закончите 11 классов? А думали ли вы, какую профессию выбрать? IT-медик, архитектор виртуальности, модератор, тайм брокер... Вы слышали о таких профессиях? Это, ребята, профессии будущего. Школа управления «Сколково» подготовила «Атлас новых профессий» – справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. Новые профессии появятся в сфере медицины, строительства, авиации и космонавтики. Так, перспективными станут профессии сетевого врача и сити-фермера, глазира и строителя "умных дорог". Какую главу мы изучаем? А давайте узнаем, нужно ли обладать знаниями и умениями по теме "Обыкновенные дроби", чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Начнем. | Отвечают на вопросы учителя. |
4 | Актуализация знаний | Выполним графический диктант «Верно, неверно». Для этого, возьмите лист самооценки. Напишите фамилию и имя. Найдите пункт «Верно, неверно». На слайде появятся 8 утверждений. Если вы считаете, что утверждение верное поставьте знак «/\», если вы считаете, что утверждение неверное то знак нижнее подчеркивание«__». Есть вопросы по выполнению задания? У вас на это 2 минуты. Время пошло. Время вышло. Осуществим взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте, и сверьте графический рисунок одноклассника с рисунком на слайде. Ошибку подчеркните карандашом. Снова поменяйтесь листами. Графический рисунок, который мы получили – это маршрут нашего путешествия. И взяв свой багаж знаний по теме "Обыкновенные дроби" мы с вами отправимся в путешествие в мир будущих профессий". Откройте тетради, запишите число и тему урока «Обыкновенные дроби. Путешествие в мир будущих профессий". Мы говорили об Атласе профессий. Если это атлас, то, что за карта внутри? Возьмите лист зеленого цвета - это карта нашего урока. 5 вершин на маршруте – это вершины, которые нам нужно сегодня покорить. А чтобы покорить вершины нужно показать все свои знания по теме "Обыкновенные дроби", чтобы будущем, выбрав профессию быть компетентным. Сформулируем цель урока. Что мы будем делать? Для чего? Как? Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме "Обыкновенные дроби" чтобы быть востребованным в будущей профессии. | Учащиеся выполняют предложенные задания. |
5 | Обобщение и систематизация знаний. | Первая вершина: Работа будущего. Поработаем в группах (Приложение 1) Группа №1 –Глазиры, группа №2 –Строители "умных дорог", группа №3–Сетевые врачи" группа №4–" Проектировщики беспилотной авиации ". Хотели бы вы узнать, что это за профессии и связаны ли они с обыкновенными дробями? Тогда прослушайте инструкцию: в каждой группе есть Координатор, который знакомит группу с заданием и координирует её выполнение. На выполнение задания дается 6 минут. Есть вопросы? Приступайте. Время вышло. Группа №1 –Глазиры, группа №2 –Строители "умных дорог", группа №3–Сетевые врачи" группа №4–"Проектировщики беспилотной авиации" Прошу развернуться и сесть на свои места. Мы выполнили задание, и покорили 1 вершину. Давайте оценим свою работу. Возьмите лист самооценки (Приложение 2) Найдите второй пункт «Самооценка работы в группе». Выберите и поставьте галочку перед утверждением, которое вам ближе всего, в каждой из 2 позиций Мы, Дело. Поднимите руки, кому было комфортно работать в группе. Поднимите руку, кто цель задания полностью достиг. Я надеюсь, что те, кто не поднял руку, справятся со следующим заданием лучше. | Работают в группах. Работают в листах - самооценки. |
6 | Физминутка | Отлично, двигаемся к следующей вершине. И немного отдохнем. Ребята, я буду называть дробь, а вы внимательно слушайте и выполняйте упражнения: если дробь правильная, то хлопните в ладоши 1 раз; если дробь неправильная, то все приседайте. , ,, , , | Выполняют упражнения |
7 | Обобщение и систематизация знаний. | Вторая вершина называется: Сельское хозяйство. Население Земли постоянно растет и требует все больше продовольствия. Чтобы человечество не столкнулось с глобальным голодом, сельскому хозяйству придется ответить на ряд серьезных вызовов. Сейчас сельскохозяйственные профессии не пользуются большой популярностью, но в дальнейшем их престиж вырастет. Появятся такие профессии как сити-фермер, агроном-экономист, оператор-робоферм, дизайнер фермерских хозяйств. Хотите узнать, как связаны эти профессии с темой "Обыкновенные дроби"? Тогда поработаем в паре. (Приложение 3). Возьмите лист для работы в паре и прочитайте задание. Есть вопросы? На выполнение задания дается 6 минут. Приступайте. Время вышло. По имеющимся данным вам нужно было составить условие задачи и решить ее. На экране представлен один из вариантов решения этого задания. У кого получилось так же? А кто составил другое условие? Озвучьте вывод, который вы сделали. Спасибо. Давайте оценим свою работу. Возьмите лист самооценки. Найдите второй пункт «Самооценка работы в паре». Выберите и поставьте галочку перед утверждением, которое вам ближе всего, в каждой из 2 позиций Я, Дело. Поднимите руку, кто цель задания полностью достиг. Поднимите руки, кто высказывал свое мнение в паре | Работа в парах. Работают в листах - самооценки. |
8 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Мы приблизились к третьей вершине, которая называется Профи. Чтобы ее покорить, нужно самостоятельно выполнить мини-тест из 5 вопросов (Приложение 4). Откройте свои тетради. Запишите номер варианта. На это задание у вас 5 минут. Есть вопросы? Приступайте. Время вышло. Возьмите лист самооценки. Найдите 3 пункт. «Самооценка индивидуальной работы». Проверьте свои ответы по эталону и в столбце "Оценка ученика" поставьте 1 балл за правильный ответ, 0 баллов за не правильный ответ. Подсчитайте свои баллы и впишите их в строку "Итого". Кто в сумме получил 5 баллов? У кого 4 балла? У кого меньше четырех? | Выполняют мини-тест. Работают в листах - самооценки. |
9 | Подведение итогов. Рефлексия | Мы почти приблизились к цели. Давайте подведем итоги урока и покорим четвертую вершину. Ответим на вопросы: 1.Какие правила по теме "Обыкновенные дроби" мы закрепили и обобщили? 2. С какими профессиями будущего мы познакомились? 3. Нужны ли знания и умения по теме "Обыкновенные дроби", чтобы в будущем работать по данной профессии? Возьмите лист самооценки. Найдите пункт «Подведение итогов». Продолжите предложенные фразы. Время на работу 2 минуты. Давайте посмотрим, что у нас получилось? | Отвечают на вопросы. Работают в листах - самооценки. |
10 | Информация о домашнем задании. | И мы с вами подошли к последней пятой вершине «Домашнее задание». Оно будет творческим, и вы пройдете через эту вершину самостоятельно дома. 1) Составить задачу с использованием дробей 2) Написать сочинение «Для чего мне нужны дроби?» | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1
Лист самооценки
Фамилия, имя____________________________________________________
Задание «Верно-неверно»___________________________________________
1. Самооценка работы в группе
Мы Дело
мне комфортно работалось в группе, и помогал товарищам; товарищи помогали мне; у меня были затруднения в работе с группой. |
цель задания полностью достигнута; не смогли сделать вывод; задание не выполнено. |
2. Самооценка работы в паре
Я Дело
я высказывал свое мнение; я выслушивал точку зрения соседа; у меня были затруднения в работе в паре. |
цель задания полностью достигнута; не смогли сделать вывод; задание не выполнено. |
3. Самооценка индивидуальной работы
Критерии | Оценка ученика | Оценка учителя |
правильно 1 балл, – неправильно 0 баллов |
1. Правило приведения дробей к общему знаменателю | | |
2. Правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями | | |
3. Законы сложения | | |
4. Правило вычитания дробей с разными знаменателями | | |
5. Задач на дроби | | |
Итого: | | |
3. Подведение итогов
Продолжи фразу:
Сегодня на занятии:
Я узнал_______________________________________________________
Мне было интересно____________________________________________
Мне эти знания могут пригодиться________________________________
За урок я ставлю себе оценку:
Приложение 2
Группа №1
Отрасль: Новые материалы и нанотехнологии
Профессия:
Задание:
У вас на столе три бутылки с различной жидкостью. Вам нужно получить специальный раствор. Для этого используя мерные стаканы:
а) отмерьте литра воды из бутылки №1;
б) отмерьте литра лимонной кислоты из бутылки №2;
в) отмерьте литра питьевой соды из бутылки №3.
Вычисления:
Наше задание: _____________________________________________________
Вывод: в отрасли " Новые материалы и нанотехнологии" нужны знания по теме
"Обыкновенные дроби» для того чтобы_____________
__________________________________________________________________
Группа №2
Отрасль: Наземный транспорт
Профессия:
Задание:
Решите задачу:
Протяженность построенной железной дороги составляет 92 км. За первый месяц построили дороги, а за второй . Сколько километров дороги было построено за два месяца?
Решение:
Ответ: _____________
Наше задание:
Вывод: в отрасли "Наземный транспорт" нужны знания по теме "Обыкновенные дроби» для того чтобы_____________________________
__________________________________________________________________
Группа №3
Отрасль: Медицина
Профессия:
Задание:
закрасьте в каждой фигуре часть, соответствующую указанной дроби
1. Диагноз: закрытый перелом части голени.
2. Компресс на больное место из спирта, магнезии, физиологического раствора.
3. В состав таблетки цитрамона входит:
ацетилсалициловой кислоты ___г, парацетамола ___г, кофеина ___г.
Запишите в пропущенное место в виде дроби, какая часть фигуры закрашена красным (ацетилсалициловая кислота), какая - синим (парацетамол), а какая - черным (кофеин) цветом.
Наше задание:
Вывод: в отрасли "Медицина" нужны знания по теме "Обыкновенные дроби» для того чтобы__________________________
Группа №4
Отрасль: Авиация
Профессия:
Задание:
Решите задачу:
Один самолет пролетает за часа 90 км, а другой за часа 60 км. На сколько километров один самолет пролетает в час больше другого?
Решение:
1. Сколько километров пролетел первый самолет?
__________________________________________
2. Сколько километров пролетел второй самолет?
__________________________________________
3. На сколько километров один самолет пролетает в час больше другого?
____________________________________________________________
Наше задание:
Вывод: в отрасли "Авиация" нужны знания по теме "Обыкновенные дроби» для того чтобы________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 3
Работа в парах
Отрасль: Сельское хозяйство
Задание: имея данные: га овса, га пшеницы и га ячменя,
составьте условие задачи и решите ее.
Условие задачи:
Решение:
Ответ:
Сделайте вывод: в сельском хозяйстве нужны знания по теме "Обыкновенные дроби" для того чтобы______________________________________
Приложение 4
Карта урока по теме: "Обыкновенные дроби. Путешествие в мир будущих профессий".