Общая характеристика бухгалтерского учета и отчетности в торговле.
Общая характеристика бухгалтерского учета и отчетности в торговле.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ТОРГОВЛЕ.
Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества. Система двойной записи появилась в XIII-XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии.
Первым начал систематизировать учет францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.), в котором он раскрывает смысл учетных записей. Эта книга остается актуальной и сейчас. Последователи Луки Пачоли распространили применение учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558 г.) - судостроение; А. ди Пиетро (1586 г.) - монастырское хозяйство и банки; Д. А. Маскетти (1610 г.) - промышленность; Людовико Флори (1636 г.) - госпитали, государственные организации; Бастиано Вентури (1655 г.) - сельское хозяйство. Первое в истории общество бухгалтеров было создано в Венеции в 1581 г.
Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) - капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты - снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.
Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
3) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно- финансовой деятельности предприятия;
4) выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; 5) оценка фактического использования выявленных резервов.
Бухгалтерский учет состоит из трех самостоятельных частей:
1. Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.
2. Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации - нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т.д.
3. Управленческий учет - предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Управленческий учет обобщает плановую нормативную и прогнозную информацию, а также наиболее полно отражает информацию об издержках производства.
Измерители, применяемые в учете. Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.
Существуют 3 вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
1) Натуральные измерители (кг, м, шт., м2, м3, и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и другого. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели.
2) Трудовые измерители (час, день, месяц и т.п.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.
3) Денежный измеритель - обобщающий, т.к. через рубли или другую валюту определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.
Требования, предъявляемые к заполнению бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:
1) достоверность и полнота. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверная и полная бухгалтерская отчетность – это отчетность, которая сформирована и составлена в соответствии с правилами, установленными нормативными актами РФ. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность необходимо включить дополнительные показатели и пояснения. Для более достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях можно допустить отступление от установленных правил;
2) нейтральность. При этом исключено односторонне удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
3) последовательность. Необходимо соблюдение постоянства в содержании и формах бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому;
4) сопоставимость. Бухгалтерская отчетность должна содержать данные, которые позволяют осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествующие отчетному периоду. Если данные несопоставимы в силу каких-либо причин, то данные предшествующих периодов необходимо корректировать в соответствии с установленными правилами;
5) целостность. Бухгалтерская отчетность должна содержать данные обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляла организация в целом и ее филиалы, представительства и иные подразделения (в том числе выделенные на отдельный баланс);
6) правильность оформления. Необходимо соблюдение формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. д.);
7) соблюдение отчетного периода. В качестве отчетного периода в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный период совпадает с календарным. Для составления отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности);
8) существенность информации. Бухгалтерская отчетность должна быть ориентирована на ее важность для заинтересованных пользователей.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:
1) должны приводиться обособленно, если они существенны и если без них невозможно провести оценку финансового положения организации или результатов ее хозяйственной деятельности заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности;
2) могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности малозначителен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года. Квартальная отчетность должна представляться не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика бухгалтерского учета и отчетности в торговле.»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ТОРГОВЛЕ.
Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества. Система двойной записи появилась в XIII-XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии.
Первым начал систематизировать учет францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд «Трактат о счетах и записях» (1494 г.), в котором он раскрывает смысл учетных записей. Эта книга остается актуальной и сейчас. Последователи Луки Пачоли распространили применение учета в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558 г.) - судостроение; А. ди Пиетро (1586 г.) - монастырское хозяйство и банки; Д. А. Маскетти (1610 г.) - промышленность; Людовико Флори (1636 г.) - госпитали, государственные организации; Бастиано Вентури (1655 г.) - сельское хозяйство. Первое в истории общество бухгалтеров было создано в Венеции в 1581 г.
Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Отсюда предмет бухгалтерского учета подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. В частности, имущество по составу и размещению - внеоборотные и оборотные активы, имущество по источникам образования (собственные и заемные обязательства) - капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства, хозяйственные операции (процессы) и их результаты - снабжение, производство, продажа и финансовые результаты. Бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.
Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).
Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.
Метод бухгалтерского учета - это способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.
Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании данных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1) формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
2) обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
3) своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно- финансовой деятельности предприятия;
4) выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; 5) оценка фактического использования выявленных резервов.
Бухгалтерский учет состоит из трех самостоятельных частей:
1. Теория бухгалтерского учета - наука, изучающая теоретические, методологические основы и практические рекомендации по организации системы бухгалтерского учета в целом.
2. Финансовый учет - это система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Финансовый учет охватывает значительную часть бухгалтерского учета, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации - нематериальных активах, основных средствах, арендованном имуществе, финансовых вложениях, оборотных активах и обязательствах организации, денежных средствах, капитале, фондах и резервах, прибыли и убытках и т.д.
3. Управленческий учет - предназначен для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями различных уровней. Управленческий учет обобщает плановую нормативную и прогнозную информацию, а также наиболее полно отражает информацию об издержках производства.
Измерители, применяемые в учете. Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем, количество, время и прочие показатели деятельности предприятия.
Существуют 3 вида учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.
1) Натуральные измерители (кг, м, шт., м2, м3, и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и другого. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности, объемом процесса заготовления, производства и реализации, соизмеряются и анализируются производственные задания и отчетные показатели.
2) Трудовые измерители (час, день, месяц и т.п.) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.
3) Денежный измеритель - обобщающий, т.к. через рубли или другую валюту определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.
Требования, предъявляемые к заполнению бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям:
1) достоверность и полнота. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверная и полная бухгалтерская отчетность – это отчетность, которая сформирована и составлена в соответствии с правилами, установленными нормативными актами РФ. Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность необходимо включить дополнительные показатели и пояснения. Для более достоверного и полного отражения финансовых результатов и финансового положения организации при составлении отчетности в исключительных случаях можно допустить отступление от установленных правил;
2) нейтральность. При этом исключено односторонне удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
3) последовательность. Необходимо соблюдение постоянства в содержании и формах бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому;
4) сопоставимость. Бухгалтерская отчетность должна содержать данные, которые позволяют осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествующие отчетному периоду. Если данные несопоставимы в силу каких-либо причин, то данные предшествующих периодов необходимо корректировать в соответствии с установленными правилами;
5) целостность. Бухгалтерская отчетность должна содержать данные обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляла организация в целом и ее филиалы, представительства и иные подразделения (в том числе выделенные на отдельный баланс);
6) правильность оформления. Необходимо соблюдение формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте РФ (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т. д.);
7) соблюдение отчетного периода. В качестве отчетного периода в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный период совпадает с календарным. Для составления отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности);
8) существенность информации. Бухгалтерская отчетность должна быть ориентирована на ее важность для заинтересованных пользователей.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности:
1) должны приводиться обособленно, если они существенны и если без них невозможно провести оценку финансового положения организации или результатов ее хозяйственной деятельности заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности;
2) могут приводиться общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности малозначителен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года. Квартальная отчетность должна представляться не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности организация должна сохранять коды итоговых строк, разделов, групп статей и др.
Учет кассовых операций
Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:
1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);
2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);
3) кассовая книга;
4) платежная ведомость;
5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.
Для ведения кассовых операций юридические лица, индивидуальные предприниматели должны установить лимит остатка наличных денежных средств, который может храниться в кассе. Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций. Это место определяет руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель. Лимит определяется на конец рабочего дня после выведения остатка в кассовой книге.
Лимит определяет само юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, а не обслуживающий банк. Об установленном лимите в обязательном порядке следует издать распорядительный документ (к примеру, приказ, распоряжение). За банками сохраняются полномочия по контролю за соблюдением кассовой дисциплины, в том числе, за превышением лимита. Это следует из пункта 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории российской федерации от 05.01.98 № 14-П. Банки должны проверять своих клиентов не реже одного раза в два года.
Наличные деньги сверх установленного лимита следует хранить на банковских счетах в банках. Деньги в банк, инкассаторам или на почту должен сдавать уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель.
Поступающая в кассу предприятия выручка (в соответствии с п.2 Указания №1843-У) может расходоваться на следующие цели: - на заработную плату, - иные выплаты работникам (в том числе социального характера), - стипендии, - командировочные расходы, - на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, - выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, - выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.
Лимит рассчитывается по специальной формуле, в которой задействованы объемы поступления выручки, расчетный период (порядка 92 дней), а также период времени между днями сдачи наличных в банк. Установлено, что этот период не должен превышать семи рабочих дней, а в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. Исключение составляют только действия непреодолимой силы.
Приведена также формула расчета лимита для случая отсутствия поступлений выручки. a) Если организация получает наличную выручку, то формула для расчета лимита выглядит следующим образом: L = V/ P * Nc, где: L - лимит остатка наличных денег в рублях; V - объем поступлений наличных денег; P - расчетный период, за который учитывается объем поступлений (не более 92 рабочих дней); Nc - период времени между днями сдачи в банк (не более 7 рабочих дней).
При отсутствии поступлений наличных денег формула расчета лимита имеет вид: L = R / P * Nn, где: L - лимит остатка наличных денег в рублях; R - объем выдач наличных денег за исключением сумм, предназначенных для выплат заработной платы; P - расчетный период, за который учитывается объем выдач (не более 92 рабочих дней); Nn - период времени между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег (не более 7 рабочих дней).
Если компания до 1 января не установит кассовый лимит, то вся наличность в кассе будет являться сверхнормативной. И если эти деньги обнаружат, то возможен штраф по части 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Соблюдает ли организация лимит, контролирует банк. Сначала банк должен провести проверку и зафиксировать факт нарушения кассовой дисциплины (с указанием даты нарушения) в справке по форме № 0408026. А затем сотрудники банка передадут эту справку в ИФНС. Инспекторы должны рассмотреть полученную справку и вынести на ее основании постановление о привлечении организации административной ответственности. Дата постановления не должна быть позже даты нарушения более чем на два месяца. Только в этом случае штраф будет законным.Если лимит будет превышен, сверхлимитные деньги нужно будет сдать в банк. Но есть исключения.Хранение и накопление в кассе наличных сверх лимита допустимо: - в дни выдачи зарплаты, стипендий и прочих социальных выплат. - в выходные и праздничные дни, если в эти дни есть кассовые операции.Деньги, полученные в банке для выдачи зарплаты, стипендий и прочих социальных выплат, можно хранить в кассе 5 рабочих дней (включая день их получения). За нарушение кассовой дисциплины Кодексом об административных правонарушениях (статья 15.1 КоАП) установлен штраф: a) для организации - 40 000–50 000 руб., b) для руководства — 4 000–5 000 руб. В список нарушений входят: a) расчеты наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; b) неоприходование (неполное оприходование) в кассу де-нежной наличности; c) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; d) накопление в кассе средств сверх установленных лимитов.Отменено требование по оборудованию специальной кассовой комнаты. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных де-нег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуаль-ным предпринимателем.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.
Документальное оформление кассовых операций осуществляется по следующим формам:
- форма № КО-1 «Приходный кассовый ордер»; - форма № КО-2 «Расходный кассовый ордер»; - форма № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»; - форма № КО-4 «Кассовая книга»; - форма № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств».
Вести кассу и подписывать кассовые документы имеет право кассир, наделенный соответствующими должностными правами и обязанностями и ознакомленный с ними под роспись.
При наличии нескольких кассиров один из них назначается старшим.
Допускается вариант, при котором кассовые операции совершает сам руководитель.
Приходный кассовый ордер и Расходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем или кассиром. Если кассой занимается сам директор, то на ПКО (РКО) будет стоять только его подпись.
Кассир должен иметь образцы подписей руководителя, главного бухгалтера и бухгалтеров, подписывающих приходные и расходные ордеры.
Перед каждым принятием (выдачей) денег кассир обязан сличать подписи на ПКО и РКО с теми, что указаны в образцах.
Кассовые документы должны быть заполнены работником бухгалтерской службы четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны с использованием технических средств. Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.
Наличные деньги из банка получают по чекам, которые выписываются на имя кассира или лица, исполняющего его обязанности. В чеке указывается назначение получаемой суммы. Отрывная часть чека остается в банке, а корешок чека (с указанием суммы) служит оправдательным документом для записи данной операции в учетных регистрах организации.
Оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия осуществляется: - при снятии денежных средств с расчетного, текущего, бюджетного и других видов счетов в банке; - от платных потребителей, покупателей, заказчиков за оказанные работы, услуги и реализованные товары; - от подотчетных лиц в погашение остатка наличных денег, полученных под отчет; - от работников предприятия в погашение причиненного материального ущерба, погашение выданных займов и ссуд, за реализованные товары и услуги.
Наличные деньги, полученные в учреждениях банка, расходуются на цели, указанные в чеке.
При приеме денежных билетов и монет в платежи кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Банком России признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.
Прием наличных денег, поступающих с расчетного счета в банке, от покупателей, заказчиков и т. д. в кассу предприятия производится по приходным кассовым ордерам (форма № КО-1), которые выписывает работник бухгалтерии, подписывает главный бухгалтер или лицо, на это уполномоченное письменным распоряжением руководителя предприятия.
Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия производится:- выплату заработной платы, пособий по социальному страхованию, других видов пособий, стипендий, вознаграждений физическим лицам; - под отчет на хозяйственные и операционные расходы и на командировочные расходы; - по решению руководителя предприятия в возмещение расходов, понесенных работником предприятия, на выплату ссуд, займов и другие подобные цели.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам (форма № КО-2) или надлежаще оформленным другим документам (платежным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлением на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
Расходный кассовый ордер составляется в бухгалтерии, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и передается кассиру для исполнения. Выдача расход-ных ордеров на руки лицам, получающим деньги, не допускается.
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя, рели заменяющий расходный кассовый ордер документ составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в последнем случае запись о данных документа, удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, не производится. На предприятии выдача денег может производиться по удостоверению, выданному данным предприятием, при наличии на нем фотографии и личной подписи владельца.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей — прописью, копеек — цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Доверенность остается в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производятся кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. На титульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц, на это уполномоченных.
В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и др.), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
Разовые выдачи денег на оплату труда отдельным лицам производятся, как правило, по расходным кассовым ордерам.
Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3) применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи. Кассовая книга, заполняемая в бумажном виде, брошюруется до начала ее ведения. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись: «В этой книге пронумеровано и прошнуровано _____ листов». Общее количество прошнурованных листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
Если кассовая книга заполняется в электронном виде, то листы нумеруются автоматически, начиная с 1 января каждого года. В конце дня лист «электронной» кассовой книги нужно распечатать в двух экземплярах. Брошюровать такие листы и заверять надпись о количестве листов необходимо не реже, чем раз в год. Кассовая книга (форма № КО-4) применяется для учета поступлений и выдач наличных денег организации в кассе.
Каждый лист кассовой книги состоит из 2 равных частей: одна из них (с горизонтальными линейками) заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая (без горизонтальных линеек) заполняется кассиром как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными, они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются.
Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне не-отрывной части листа после строки «Остаток на начало дня». Предварительно лист сгибают по линии отреза, подкладывая отрывную часть листа под часть листа, которая остается в книге. Для ведения записей после «Переноса» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части листа и продолжают записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной части листа.
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5) применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также для учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям.
Оформленный отчет кассира подлежит проверке бухгалтерами. Она заключается в тщательной проверке правильности оформления приходных и расходных документов, соответствия записей в отчете данным приложенных к ним документов, подсчетов итогов операций за день и остатков на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены и суммы полученных и сданных наличных денег в учреждения банка по расчетному и другим счетам. После проверки кассового отчета в специальной его графе проставляют номера корреспондирующих счетов.
Согласно Закону Российской Федерации от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями с обязательным применением контрольно-кассовой техники (ККТ).
Контрольно-кассовая техника, используемая для денежных расcчетов с населением, подлежит регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия и находятся на техническом обслуживании в региональных центрах технического обслуживания ККТ или непосредственно на предприятиях-изготовителях ККТ. Допускаемые к использованию на территории РФ модели ККТ определяются Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовой технике и вносятся в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати.
Организация имеет только одну главную кассу и в зависимости от количества ККМ несколько операционных. По каждой ККМ ведется отдельный журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), в котором отражаются данные по выручке, полученной через конкретную ККМ.
Помимо денег в подотчете кассира могут числиться дипломы, аттестаты, путевки в дома отдыха, санатории, талоны на бензин, ГСМ и другие бланки строгой отчетности. Учет бланков ведется на забалансовом сч. 006 «Бланки строгой отчетности». Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется по каждому виду бланков и местам их хранения в книге учета бланков строгой отчетности.
Инвентаризацию кассы проводит комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Порядок ведения кассовых операций предусматривает проведение внезапных ревизий кассы с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Если в организации имеется несколько касс, ревизию необходимо проводить одновременно для предупреждения возможных злоупотреблений с денежными средствами. В случае, если одна касса обслуживает несколько структурных подразделений, необходимо затребовать от бухгалтеров этих подразделений официальные справки об остатках денег на день инвентаризации для сличения с ними наличности кассы.
Комиссия составляет акт, в котором фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными и определяется недостача или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается членами комиссии. Комиссия должна потребовать от кассира письменное объяснение о причинах выявления недостачи или излишка.
Акт ревизии (инвентаризации) кассы составляют в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой — у кассира.
Отдельные проверки кассовых операций и наличия денежных средств могут производиться: - учредителями организации, вышестоящими организациями (в случае их наличия), а также аудиторами в соответствии с заключенными договорами; - учреждениями банков, которые обязаны систематически проверять соблюдение организациями требований вышеуказанного Порядка; - в бюджетных организациях соответствующими финансовыми органами; - органами внутренних дел в пределах своей компетенции.
К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством РФ.