kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обощающий урок по теме «Векторы на плоскости» (геометрия 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

обобщающего урока по теме «Векторы на плоскости» 

(геометрия 9 класс)

 

Тема. Систематизация и обобщение изученного материала по теме

           «Векторы на плоскости».

 

Цели:

  • обобщить и систематизировать материал по теме «Векторы»

проверить знания основных понятий  и формул по векторам;

  • формировать навыки в умении решать ключевые задачи по данной теме, применяя известные понятия, свойства и формулы по векторам;
  • способствовать развитию умения ориентироваться в теоретическом материале, выделять главное, необходимое для решения задач;
  • формировать навыки самообразовательной деятельности;
  • воспитание культуры устной и письменной математической речи;

умения общаться, толерантности отношений, интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 9 класс геометрия»


Конспект

обобщающего урока по теме «Векторы на плоскости»

(геометрия 9 класс)


Тема. Систематизация и обобщение изученного материала по теме

«Векторы на плоскости».


Цели:

  • обобщить и систематизировать материал по теме «Векторы»

проверить знания основных понятий и формул по векторам;

  • формировать навыки в умении решать ключевые задачи по данной теме, применяя известные понятия, свойства и формулы по векторам;

  • способствовать развитию умения ориентироваться в теоретическом материале, выделять главное, необходимое для решения задач;

  • формировать навыки самообразовательной деятельности;

  • воспитание культуры устной и письменной математической речи;

умения общаться, толерантности отношений, интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: презентация, рекламы, организационные листы, учебник.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело: чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать совету этого писателя. Будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.



  1. Постановка целей и задач.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Векторы». Сначала давайте определимся с целями и задачами нашего урока. Что мы должны закрепить, чему научиться, что развивать в себе?

(Учащиеся отвечают)

Итак, цели и задачи поставлены, приступим к работе по их выполнению.

  1. Проверка домашнего задания.

Переходим к проверке домашнего задания. Оно было творческого характера: Подготовить рекламу по теме «Векторы на плоскости».

( Афиширование реклам. Выступление учащихся с рекламой.)

  1. Проверка глубины осмысления учащимися знаний по изученной теме.

Просмотрев рекламы, мы немного вспомнили о векторах.

А теперь, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, во время которого более подробного остановимся на этой теме. Но будьте очень внимательны. Это путешествие необычное.

Вы получили организационные листы с заданиями.

  1. «Понятийное поле». В графе «Понятия» вы должны вписать те понятия, о которых вам поможет вспомнить пшеничное поле.

Представьте, что вы стоите перед полем, засеянном пшеницей. Полюбуйтесь его красотой. Рассмотрите налитые силой колосья, почувствуйте запахи этого поля. Вдохните аромат нивы. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают: шелесту пшеницы, пению птиц. Ощутите легкий ветерок на своем лице. Пройдитесь по этому полю. Попросите его стать символом понятия «Вектор».

А теперь представьте, что ветер стих. Наклонитесь и рассмотрите один стебелек. Из маленького зернышка, закопанного в землю, он вырос, стремясь, к солнцу, один выше, один ниже, но посмотрите, какими они стали сильными, мощными. Стебель сам как вектор: зернышко, брошенное в землю, это его начало, а прекрасное соцветие-колос – конец. Его направление – это движение к солнцу. Но не все зернышки проросли. Некоторые из них остались лежать в земле, став и началом и концом.

Посмотрите на поле, все стебли параллельны. Все колосья как стрелы направлены вверх. Среди них есть разной длины, а есть и равные по длине.

Сорвите колос и опустите его вертикально вниз соцветием. Он направлен в противоположную сторону с любым растущим колосом. Поблагодарите поле пшеницы за то, что оно помогло нам вспомнить понятие о векторе.

А сейчас обсудим, что кому удалось рассмотреть.

(Дети зачитывают понятия, которые им удалось «увидеть»)

Понятийное поле. Понятие вектора, изображение и обозначение, нулевой вектор, коллинеарные векторы, одинаково направленные, равные, противоположно направленные, противоположные векторы, характеристические данные: длина и направление.

За каждые правильные 3 ответа ставим 1 балл


Продолжаем путешествие по полю.

Посмотрите на рисунок. Отметьте точку на поле, где вы стоите с другом. Солнышко припекает, хочется спрятаться в тенек. Вы увидели дерево и куст, растущие в поле. Ваш друг пошел спрятаться в тени куста, а вы в тени дерева. Изобразите на рисунке направленным отрезком (ā) свой путь к дереву, а путь друга – вектором (). Друг в тенёчке уснул, а вы вдруг увидели родник, и быстро направились к нему, чтобы испить воды. Покажите на рисунке свое перемещение (). А теперь покажите, как бы вы прошли к ручью, если бы вы его увидели сразу (). Посмотрите внимательно на рисунок и запишите как можно вектор () выразить через векторы (ā) и () (сумма векторов по правилу треугольника и разность векторов). Друг проснулся и только увидев родник, направился к нему. Покажите его движение вектором (). Что является суммой векторов () и (). Суммой каких векторов еще является вектор ()?

Какое еще действие мы можем выполнять с векторами? (умножение вектора на число).

На рисунке отложите вектор () = 2ā и () = -1,5

Подвести итоги этого задания.


Какой способ выполнения действий с векторами мы использовали? Какой способ можно еще применить? (аналитический) Для этого нам необходимо вспомнить формулы.


В организационном листе задание №3 изображена таблица, в которой вы должны определить соответствие между понятиями и формулами.

  1. Координаты вектора

А) х1х2 + у1у2

  1. Длина вектора

Б) ()

  1. Сумма векторов

В) ()

  1. Разность векторов

Г)

  1. Умножение вектора на число

Д) ()

  1. Условие коллинеарности

Е) х1х2 + у1у2 = 0

  1. Условие перпендикулярности

Ж) cos()

  1. Скалярное произведение векторов.

З) ( )


И)

Проверим правильность ваших ответов:

1 - В; 2 - Г ; 3 - Д ; 4 - Б ; 5 - З ; 6 - И ; 7 - Е ; 8 - А, Ж .


За каждый правильный ответ вы ставите 0,5 баллов



Вопрос классу (отвечают учащиеся).

  1. Чем отличается результат действий сложения, вычитания, умножения вектора на число от результата скалярно произведения?

  2. Как определить вид треугольника с помощью векторов?

  3. Как доказать, что данный четырехугольник параллелограмм?

  4. Как доказать, что параллелограмм – является ромбом?

  5. Как найти неизвестные координаты вершины параллелограмма?

  6. Как определить вид треугольника по углам и сторонам?

Мы с вами вспомнили основные понятия и формулы и теперь приступим к решению задач. Сейчас небольшая разминка. Решаем тестовые задания. Задание №4 организационного листа.

Тестовые задания.

  1. Найти координаты вектора , если А(3;-4), В(0;2).

А) (3;-2); Б) (3;-6); В) (-3;6); Г) (-3;-2).

  1. Вычислить модуль вектора (-1;4).

А) 3; Б) 5; В) ; Г) .

  1. При каком значении х векторы (4;2) и (х;-4) коллинеарны?

А) -2; Б) 2; В) -8; Г) 8.

  1. Вычислить скалярное произведение векторов (5;-4) и (2;3)

А) -4; Б) 4; В) 2; Г) -2.

  1. При каком значении n векторы (n;3) и (-3;3) перпендикулярны?

А) -3; Б) 3; В) -2; Г) 2.

  1. Определить вид угла между векторами (-3;5) и (-4;-2).

А) тупой; Б) острый; В) прямой; Г) определить невозможно.


Выполняем взаимопроверку. 1-В; 2-В; 3-В; 4-Г; 5-Б; 6-Б.

За каждый правильный ответ ставим 0,5 баллов.


А теперь решим следующие задачи

1-вариант. Доказать, что четырехугольник АВСD с вершинами в точках А(-1;5), В(4;6), С(3;1), D(-2;0) является ромбом.

2-вариант. Найти косинусы углов треугольника АВС, если А(1;-4), В(4;7), С(-2;1). Установить вид треугольника.


Решение выполняют 2 человека у доски, остальные в тетрадях по вариантам. Комментирование решения.



Оценивание.





  1. Домашнее задание.

Повторить §12 - §17.

Решить по сборнику

6 баллов: задание №12 из 1 части варианты: 7, 14, 21, 25, 33, 39.

9 баллов: задания со 2 части вариант 5, 10 задание №5, вариант 12,15 задание №6.

12 баллов: по учебнику №606, 609.

По желанию подготовить кроссворд по изученной теме.

  1. Итог урока.

Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог урока. У вас в организационных листах записаны 4 предложения:

  1. Я все знаю, понял и могу объяснить другому.

  2. Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.

  3. Я сам знаю, понял, но не смогу объяснить другому.

  4. У меня остались некоторые вопросы.



Проанализируйте предложения и выберите вариант соответствующий вашим ощущениям.

Подымите руки, кто выбрал 1 предложение? 2 - ? 3 - ? 4 - ? Из ваших ответов можно сделать вывод, что материал по этой теме в основном усвоен, но есть еще вопросы над которыми надо поработать. Поэтому, как сказал великий мудрец «Всё в ваших руках». Ваши успехи, достижения – зависят только от вашего старания, настойчивости в достижении цели. Консультацию и помощь вы всегда можете получить.

На этом урок закончен. Спасибо за сотрудничество.



Просмотр содержимого документа
«Организационный лист ученика»

Организационный лист ученика(цы) 9-Б класса __________________________________________________________

Задание №1. Понятийное поле.

Понятие

Баллы

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


2. Путешествие по полю.

На рисунке отложите вектор = 2ā и = -1,5









































































































































































































Задание №3.

  1. Координаты вектора

А) х1х2 + у1у2

  1. Длина вектора

Б) ()

  1. Сумма векторов

В) (х2 – х1; у2 – у1)

  1. Разность векторов

Г)

  1. Умножение вектора на число

Д) ()

  1. Условие коллинеарности

Е) х1х2 + у1у2 = 0

  1. Условие перпендикулярности

Ж) cos()

  1. Скалярное произведение векторов.

З) ( )


И)


Ответы: __________________________________________________________

Задание №4.

Тестовые задания.

  1. Найти координаты вектор , если А(3;-4), В(0;2).

А) (3;-2); Б) (3;-6); В) (-3;6); Г) (-3;-2).

  1. Вычислить модуль вектора (-1;4).

А) 3; Б) 5; В) ; Г) .

  1. При каком значении х векторы (4;2) и (х;-4) коллинеарны?

А) -2; Б) 2; В) -8; Г) 8.

  1. Вычислить скалярное произведение векторов (5;-4) и (2;3)

А) -4; Б) 4; В) 2; Г) -2.

  1. При каком значении n векторы (n;3) и (-3;3) перпендикулярны?

А) -3; Б) 3; В) -2; Г) 2.

  1. Определить вид угла между векторами (-3;5) и (-4;-2).

А) тупой; Б) острый; В) прямой; Г) определить невозможно.

Ответы ___________________________________________________________

Решение задач.

1-вариант. Доказать, что четырехугольник АВСД с вершинами в точках

А(-1;5), В(4;6), С(3;1), Д(-2;0) является ромбом.

2-вариант. Найти косинусы углов треугольника АВС, если А(1;-4), В(4;7), С(-2;1). Установить вид треугольника.


Оценка за урок _________________

Итог урока

  1. Я все знаю, понял и могу объяснить другому.

  2. Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.

  3. Я сам знаю, понял, но не смогу объяснить другому.

  4. У меня остались некоторые вопросы.

Просмотр содержимого презентации
«Векторы»

Систематизация и обобщение темы «Векторы на плоскости» Учитель математики Володарской гимназии “София” Масюкович Лидия Дмитриевна

Систематизация и обобщение темы

«Векторы на плоскости»

Учитель математики

Володарской гимназии “София”

Масюкович Лидия Дмитриевна

“ Учиться можно только весело: чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”  Анатоль Франс

Учиться можно только весело: чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”

Анатоль Франс

Афиширование рекламы 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

Афиширование рекламы

  • 1 группа
  • 2 группа
  • 3 группа
  • 4 группа

Понятийное поле Понятие вектора, изображение и обозначение, нулевой вектор, коллинеарные векторы, одинаково направленные, равные, противоположно направленные, противоположные векторы, характеристические данные: длина и направление.

Понятийное поле

  • Понятие вектора,
  • изображение и обозначение,
  • нулевой вектор,
  • коллинеарные векторы,
  • одинаково направленные,
  • равные,
  • противоположно направленные,
  • противоположные векторы,
  • характеристические данные: длина и направление.

Задание на соответствие 1-В; 2-Г; 3-Д; 4-Б; 5-З; 6-И; 7-Е; 8-А,Ж.

Задание на соответствие

1-В; 2-Г; 3-Д; 4-Б; 5-З; 6-И; 7-Е; 8-А,Ж.

Вопросы Чем отличается результат действий сложения, вычитания, умножения вектора на число от результата скалярного произведения? Как определить вид треугольника с помощью векторов? Как доказать, что данный четырехугольник параллелограмм? Как доказать, что параллелограмм – является ромбом? Как найти неизвестные координаты вершины параллелограмма?

Вопросы

  • Чем отличается результат действий сложения, вычитания, умножения вектора на число от результата скалярного произведения?
  • Как определить вид треугольника с помощью векторов?
  • Как доказать, что данный четырехугольник параллелограмм?
  • Как доказать, что параллелограмм – является ромбом?
  • Как найти неизвестные координаты вершины параллелограмма?

Тесты  Ответ: 1-В; 2-В; 3-В; 4-Г; 5-Б; 6-Б.

Тесты

Ответ: 1-В; 2-В; 3-В; 4-Г; 5-Б; 6-Б.

Решение задач 1-вариант . Доказать, что четырехугольник АВСD с вершинами в точках А(-1;5), В(4;6), С(3;1), D(-2;0) является ромбом. 2-вариант . Найти косинусы углов треугольника АВС, если А(1;-4), В(4;7), С(-2;1). Установить вид треугольника.

Решение задач

  • 1-вариант . Доказать, что четырехугольник АВСD с вершинами в точках А(-1;5), В(4;6), С(3;1), D(-2;0) является ромбом.
  • 2-вариант . Найти косинусы углов треугольника АВС, если А(1;-4), В(4;7), С(-2;1). Установить вид треугольника.

Домашнее задание Повторить §12 - §17. Решить по сборнику 6 баллов : задание №12 из 1 части варианты: 7, 14, 21, 25, 33, 39. 9 баллов : задания со 2 части вариант 5, 10 задание №5, вариант 12,15 задание №6. 12 баллов : по учебнику №606, 609. По желанию подготовить кроссворд по изученной теме.

Домашнее задание

  • Повторить §12 - §17.
  • Решить по сборнику
  • 6 баллов : задание №12 из 1 части варианты: 7, 14, 21, 25, 33, 39.
  • 9 баллов : задания со 2 части вариант 5, 10 задание №5, вариант 12,15 задание №6.
  • 12 баллов : по учебнику №606, 609.
  • По желанию подготовить кроссворд по изученной теме.

Итог урока 1. Я все знаю, понял и могу объяснить другому. 2. Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому. 3. Я сам знаю, понял, но не смогу объяснить другому. 4. У меня остались некоторые вопросы.

Итог урока

1. Я все знаю, понял и могу объяснить другому.

2. Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.

3. Я сам знаю, понял, но не смогу объяснить другому.

4. У меня остались некоторые вопросы.

Всё в ваших руках

Всё в ваших руках

Спасибо за   сотрудничество!

Спасибо за

сотрудничество!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обощающий урок по теме «Векторы на плоскости» (геометрия 9 класс)

Автор: Масюкович Лидия Дмитриевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства