kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора. (По сингапурскому методу).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с историческими экскурсами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора. (По сингапурскому методу).»

Федеральнoе гoсударственнoе автoнoмнoе oбразoвательнoе учреждение

высшегo прoфессиoнальнoгo oбразoвания

«Казанский (привoлжский) федеральный университет»



ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И МЕХАНИКИ им. Н. И. ЛOБАЧЕВСКOГO





Обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора.

(По сингапурскому методу).














Казань – 2015

Обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора».

(По сингапурскому методу)


Цель урока: обобщение и расширение знаний учащихся по данной теме.

Задачи урока:

учебно-познавательная: формирование умений применять теорему Пифагора в стандартных и нестандартных ситуациях; способствовать овладению навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и действий;

развивающая: способствовать развитию умения рассуждать и логически мыслить, самостоятельно работать с дополнительной литературой;

воспитательная: воспитывать коммуникативные качества работы в группе, слышать мнения других, критично относиться к своей работе, вырабатывать общее решение;

Оборудование: компьютер, презентация, экран, мультимедийное оборудование, видеофрагмент, карточки, надписи с названиями профессий, конверт с задачей, веревки с 12 узлами.

Тип урока: обобщающий.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Сегодня мы проведём урок, применяя сингапурскую методику. Прежде чем, мы приступим к нашей теме. Я расскажу вам немного, об этой методике. Внимание на экран. (презентация №1 с небольшим сообщением о сингапурской методике). Сегодня мы проведем обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора». Наша цель заключается в следующем: мы закрепим наши знания по данной теме, научимся выполнять задания в коллективе и рассмотрим практическое применение теоремы Пифагора в реальной жизни.


2. Актуализация пройденных знаний.

Учитель: Ребята у вас на столах лежат карточки с задачей индийского математика XII в. Бхаскары. Прочитайте внимательно данную задачу.

Задача:

«На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг порыв ветра его ствол надломил. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?» (презентация №4)

Учитель: Предлагаю вам сначала сделать рисунок к этой задаче. (Учитель на доске рисует чертеж к этой задаче, комментирую каждый отрезок рисунка). Пусть - целый ствол тополя, - точка, где ствол надломился,- верхушка ствола, который уже упал на землю. Из этого утверждения мы можем сказать, что . (презентация №5)

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (учащиеся обдумывают данный вопрос и обсуждают свои ответы в команде). (презентация №6)

Учитель: Подумайте, по какой теореме и как можно решить данную задачу. Обсудите свои варианты ответов в команде.

Учитель: Команда №1 слушаем ваш ответ.

Ученик: Данную задачу мы можем решить с помощью теоремы Пифагора.

Учитель: Сформулируйте теорему Пифагора и устно, пользуясь чертежом на доске, опишите ход решения данной задачи. Команда № 2, участник под № 3 слушаем твой ответ.

Ученик: Теорема Пифагора звучит следующим образом: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. (Ученик, выйдя к доске, пользуясь рисунком, проговаривает ход решения задачи) Рассмотрев прямоугольный треугольник , где и катеты, которые уже известны, а - гипотенуза, которую мы можем найти с помощью теоремы. Найдя и зная, что , мы можем найти , т.е. целый ствол тополя.

Учитель: Спасибо за ответ. Садись, молодец.

Учитель: А теперь, пользуясь теоремой, решите задачу в тетрадях самостоятельно.

Самостоятельная работа:



Дано:

- прямоугольный треугольник,

= 4 фута, =3 фута.



Найти: CD.



Решение:







(по теореме Пифагора),

1 фут (1Ф) ≈ 30, 5 см.

Ответ: 8 футов или ≈ 244см.


3. Закрепление материала (используя практическое применение).

КОНЭРС ( учащиеся распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта).

Учитель: Ребята, вам предстоит выбор профессий. В классе четыре угла и на них написаны четыре вида профессий: архитектор, строитель, астроном, модельер. Распределитесь по профессиям и подумайте, как можно применить теорему Пифагора в этой сфере деятельности человека.

(Учащиеся распределяются)

Учитель: Слово предоставляется «строителям».

(ученики высказывают свои ответы)

Возможные варианты ответов:

1. Применение теоремы Пифагора в строительстве (презентация №7).

При строительстве домов, коттеджей часто встает вопрос о длине стропил для крыши, если уже изготовлены балки. При проектировании любых строительных объектов возникает необходимость вычислять стороны прямоугольных треугольников по известным сторонам. Например:


2. В архитектуре при конструировании рамы окон, зная радиус большого круга, можно с помощью теоремы Пифагора рассчитать радиус малого круга. Например в зданиях готического и ромaнского стиля верхние части окон расчленяются каменными ребрами, которые не только играют роль орнамента, но и способствуют прочности окон. На рисунках представлен пример такого окна в готическом стиле. (презентация №9)

3. В астрономии с помощью теоремы Пифагора можно рассчитать, на каком расстоянии от корабля находились наиболее отдаленные от космонавта и видимые ему участки поверхности Земли. (презентация №10)

4. Модельер использует прямоугольный треугольник для выкройки одежды. (презентация №11)

Учитель: Спасибо за ваши ответы, садитесь.


4. Физкультминутка. Зрительная гимнастика

Учитель организует зрительную и разминочную гимнастику.


  1. Информационно-обобщающий этап.

ЗУМ ИН ( учащиеся рассматривают видеоматериал, затем отвечают на вопросы для генерирования интереса к данной теме). (презентация №11):


Учитель: Чтобы ответить на вопросы, вы должны внимательно посмотреть видеоматериал. А теперь внимание на экран. (На экране небольшой учебный материал о Пифагоре). Теперь ответим на следующие вопросы. (По очереди каждая команда отвечает на один вопрос)

Вопросы:

1. Когда родился и умер Пифагор? (родился 580 г. до н.э., а умер в 500 г. до н.э.)

2. Чьим сыном считали Пифагора его последователи? ( сын бога Аполлона)

3. Кем был его отец? ( отец его был купцом)

4. Сколько лет Пифагор провел в Египте? ( 22 года)

5. Чему 12 лет учился Пифагор у Вавилонских магах? (астрологии, мистике, медицине и арифметике)

6. В каком городе он основал свою школу, где проповедовал новый религиозный культ, смесь научного и магического? (город Кротон в Южной Италии)

7. Как называется община, созданная кротонскими гражданами? (орден Пифогорейцев)

8. Как выглядело испытание, которое нужно было пройти, чтобы стать Пифогорейцем? (Нужно было 5 лет соблюдать обед молчания и все это время слушать голос учителя лишь из за занавеса)

9. Какой основной тезис Пифогорейцев? («Все вещи – суть числа», т.е. каждому явлению или предмету соответствует свое число или геометрическая фигура)

10. Назовите причину, по которой Пифогорейцам пришлось покинуть город? ( К власти пришли демократы)


  1. Домашнее задание.

Учитель: Для каждого из вас подготовлены конверты с заданием. Это ваше домашнее задание.

Задание: Землемеры древнего Египта использовали бечевку, разделенную узлами на 12 равных частей. Постройте с помощью веревки с узлами прямоугольный треугольник.



Список литературы

1. Волошинов А.В. «Математика и искусство», М. «Просвещение», 2000, с.117-119, с.399.

2. Материал для реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в РТ», И.И.Лушпаева к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ».

3. Г. Остренкова, тема «Теорема Пифагора» //учебно-математический журнал «МАТЕМАТИКА», 2005 год, Издательский дом «Первое сентября», стр. 13-15.

4. Волошинов А.В. «Пифагор», М. «Просвещение», 1993,с.223



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме: «Теорема Пифагора. (По сингапурскому методу).

Автор: Хуснутдинова Эльвира Рафаиловна

Дата: 17.09.2017

Номер свидетельства: 428509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1730 руб.
2660 руб.
1350 руб.
2070 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1560 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства