Сегодня на уроке мы поговорим об объемах, узнаем как находить объем прямоугольного параллелепипеда, какие единицы измерения объемов есть, где можно применить полученные знания
II. Актуализация знаний учащихся.
Что же такое объем?
Все вы практически ежедневно встречаетесь с такой геометрической фигурой, как прямоугольный параллелепипед. Что же мы знаем о прямоугольном параллелепипеде? И что нового узнаем-выясним сегодня на уроке?
I11. Объяснение нового материала.
На уроках математики вы знакомились с разными геометрическими фигурами
Можно ли по внешнему виду разделить данные фигуры на две группы?
(Да. Плоские, т.к. они лежат на плоскости, и пространственные, т.к. занимают часть пространства).
Учащиеся разделяют фигуры на две группы..На экране изображение 2х групп фигур:
Из всех пространственных фигур укажите прямоугольный параллелепипед.
На экране изображение прямоугольного параллелепипеда.
Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда.
Сколько граней имеет прямоугольный параллелепипед?
Какую форму они имеют?
Сколько вершин имеет прямоугольный параллелепипед?
Сколько ребер имеет прямоугольный параллелепипед? Назовите ширину, длину, высоту. (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
Мы умеем измерять длину отреза, площадь прямоугольника, квадрата?
Каким образом можно решить следующую задачу:
«Бассейн прямоугольной формы заполняется водой. Сколько воды заливается в бассейн глубиной 2м, если его длина 50м, а ширина 20м?»
(Учащиеся пытаются решить данную проблему и приходят к выводу, что есть еще одна единица измерения - величина с помощью которой можно измерить объемы)
Вывод: Любая пространственная фигура занимает часть пространства, т.е. имеет объем. Для измерения объемов вводиться единицы измерения.
На экране таблица измерения величин.
Единицы длины, единицы площади.
- Для измерения объемов так же вводятся единицы измерения. ( беседа по таблице)
- Для того, чтобы решить поставленную задачу, необходимо найти формулу объема прямоугольного параллелепипеда.
- Для вывода формулы объема прямоугольного параллелепипеда разберем такую задачу:
Пусть прямоугольный параллелепипед имеет длину 4 см, ширину 3 см., высоту 2 см.
-Изображение на экране.
Разобьем его на два слоя толщиной 1 см. Каждый из этих слоев состоит из 3 столбиков длиной 4 см., а каждый столбик – из 4 кубиков с ребром 1 см. Значит, объем каждого столбика равен 4 см3., каждого слоя 4.3 (см3.), а всего прямоугольного параллелепипеда (4.3).2=24 (см3.) (Рассматривается изображение, в движении, учащиеся сами делают вывод)
Вывод. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.
V=a·b·c - запись в тетрадь.
Вернемся к задаче:
Какой объем воды заливается в бассейн? (V=50·20·2 м)
С какой формулой сегодня познакомились? Для чего нужна данная формула?
(вывод делают учащиеся)
1V. Закрепление знаний.
1)Задача: а = 5 м (устно)
в = 6 м
с = 7 м
Найти: V-?
2) Зная формулу вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, какие практические задачи можно решить? (находить объмы комнат, различных объектов формы прямоугольных параллелепипедов)
3) На парте у каждого таблица
Задание: заполнить таблицу, используя формулу объема прямоугольного параллелепипеда