kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ, ЭОР для 1 класса Тема: «Увеличить на… Уменьшить на…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.     Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока: Изучение и первичное осознание нового учебного материала.     В основе урока лежит системно – деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ, ЭОР для 1 класса Тема: «Увеличить на… Уменьшить на…»»

Муниципальный конкурс «Мой новый урок в начальной школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково


Методическая разработка


урока математики

с использованием ИКТ, ЭОР,

проведённого в 1А классе

совместно с воспитанниками

МДОУ д/с №6 «Сказка»

28.10.2015


Тема урока:

«Увеличить на… Уменьшить на…»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ ООШ №3 г. Камешково

Лесина Ольга Михайловна

(стаж работы 23 года)



2015 – 2016 учебный год

Дата: 28.10.2015г.

Класс:

Учитель: Лесина Ольга Михайловна

Урок: математика

Тема: «Увеличить на… Уменьшить на …»

УМК: «Школа России» (А.А.Плешаков)

Методическая информация

Предметная область (название учебника, автора учебника)

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока

Изучение и первичное осознание нового учебного материала. В основе урока лежит системно – деятельностный подход.

Номинация конкурса

Урок с использованием ИКТ, ЭОР

Место урока в учебном процессе

Раздел "Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация", урок №32.

Цель урока


Создать условия для повторения и систематизации материала, изученного на предыдущих уроках по теме «Числа от 1 до 10».

Продолжить работу над развитием ключевых образовательных компетенций обучающихся (познавательных, информационных, коммуникативных и рефлексивных) через открытие новых знаний в совместной практической деятельности учащихся и учителя с применением интерактивных форм по изучению понятий «увеличить на…», «уменьшить на …»


Учебные задачи урока


1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Личностные:

- создание условий для целенаправленного развития познавательных стратегий школьников (ЦРПС);

- мотивация учебной дея­тельности (со­циальная, учеб­но-познаватель­ная и внешняя), принятие об­раза «хорошего ученика»;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать и действовать по предложен­ному сквозным персонажем плану), используя устную инструкцию к работе, выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбирать наи­более эффективные способы реше­ния задач, в сотрудничестве с учителем ставить и формулиро­вать цель и учебные задачи урока, самостоятельно определять тему урока.

Коммуникативные:

- умение интегрироваться в пару сменного состава и в пару постоянного состава сверстников и строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа в паре сменного состава в соответ­ствии с устной инструкцией, используя интерактивную игру «Карусель»: самостоятельно подбирать числовые выражения, используя понятия «увеличить на…», «уменьшить на…», вежливо предлагать их для вычисления партнёру, стоящему напротив в кругу, проверять правильность вычисления заданного числового выражения, культурно прощаться с партнёром;

— практическая работа в паре постоянного состава в соответ­ствии с устной инструкцией: договариваться в паре о стратегии решения цепочки числовых выражений, используя понятия «увеличить на…», «уменьшить на…», записывая результаты вычислений в окошки, в паре добиваться верного результата, выполнять коллективную проверку работы в паре постоянного состава, формулировать выводы;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формы организации познавательной деятельности

  • коллективная

  • парная (При создании пар постоянного состава учитывался характер межличностных отношений. Были сформированы гетерогенные пары (разнородные по учебным успехам детей).

  • индивидуальная

Методы и приёмы

Диалогические, эвристические, наглядные, практические, анализ, сравнение, обобщение.

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • мультимедийная презентация к уроку,

  • музыка,

  • Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

  • Тетради с печатной основой по математике 1 часть;

  • Карточки для индивидуальной работы учеников;

  • Математические пеналы;

  • Индивидуальные экраны;

  • Рисунки и картинки: Карабас Барабас, Буратино, золотой ключик, утки в пруду для устного счёта от 1 до 10 и обратно, карточки с нарисованными сольдо для весёлого счёта;

  • Конверт с письмом и планом от Карабаса Барабаса,

  • Сигнальные светофоры для коллективной проверки числовых выражений,

  • Колокольчик для организации интерактивной игры в парах сменного состава «Карусель»,

  • Листы для работы в паре постоянного состава;

  • Карточки с числовыми выражениями с одной стороны и с буквами с другой стороны для получения слова «МОЛОДЦЫ!»

  • Сюрпризы от Карабаса Барабаса для первоклассников,

  • Книжки-малышки в подарок для гостей – взрослых и ребят из детского сада №6 «Сказка», сделанные первоклассниками;

  • Музыкальный сундучок для сюрпризов;

  • Бланки для учащихся

*с «цветописью» по методике А.Н.Лутошкина для определения эмоционального самочувствия учащихся в начале урока,

*с «разнохарактерными пушистиками» для определения собственного отношения к уроку,

* с заготовкой для смайлика для фиксации интереса и трудности ребёнка на уроке,

*со шкалой Г.Цукерман для самооценки своей работы учащимся на уроке во время проведения рефлексии.

  • Авторский мультфильм «Юный математик».



Подробный конспект урока

п/п

Этап урока

Время

Содержание урока

Использование презентации, гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

(в кругу).

Мотивация к учебной деятельности.


2 мин

Учитель. (Ученики и учитель стоят в кругу)

-Долгожданный дан звонок.

-Начинается урок.

-Постарайтесь всё понять,

-Много нового узнать!

Наш девиз:

Ученики хором.

    • Что не знаю, то узнаю,

    • Не умею - научусь!

- Сегодня к нам в гости на урок математики пришли ребята и воспитатели из д/с№6 «Сказка», родители и учителя. Давайте хором поздороваемся с ними.

- Здравствуйте! Слово какое чудесное,

Доброе, красивое, чуточку нежное.

-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

Учитель.

-Вспомним стихотворение, которым мы начинаем наш утренний сбор.

Ученики.

    • Утром в круг мы соберёмся,

    • Дружно за руки возьмёмся.

    • Ты мой друг и я твой друг,

    • Стало весело вокруг!

Учитель.

- Уверена, что вы сегодня на уроке узнаете много нового, интересного и полезного.

- А для этого глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.

- Я желаю вам удачи и новых открытий! Садитесь на свои места.

(Дети садятся за парты)

Слайд 1.








Слайд 2.

































2.













*Диагностика эмоционального самочувствия учащихся





Первичная актуализация знаний























































1

мин








6 мин


Учитель.

Давайте настроимся на активную работу на уроке.

Создадим себе рабочее настроение.

Ученики хором.

  • Мы умные!

  • Мы дружные!

  • Мы внимательные!

  • Мы старательные!

  • Мы отлично учимся!

- Всё у нас получится!

Учитель.

- Я желаю вам удачи!

Учитель.

-Ребята, выберите наиболее понравившийся вам цвет из предложенных: серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, коричневый, чёрный.

На бланке, который лежит на вашем столе, обведите № квадрата, понравившегося вам цвета, соответствующего вашему эмоциональному самочувствию.

(Учитель фиксирует эмоциональное состояние каждого ребёнка, используя методику А.Н.Лутошкина «Эмоциональная цветопись»)


Учитель.

-Предлагаю вам вместе с ребятами из детского сада, которые в следующем году пойдут в 1 класс посмотреть мультфильм «Юный математик», который мы для вас сняли, и подумать, а хотели бы вы быть похожими на сынишку - червячка? 

(Просмотр авторского пластилинового мультфильма по мотивам задачки Эдварда де Боно «Юный математик»)



-Ребята, хотели бы вы быть похожими на этого сынишку - червячка?  Почему?

- Когда человек трудится, он узнает что-то новое.

- Можем ли мы открывать новое?

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое?

(Быть активным, старательным, внимательным.)


- Надеюсь, что вы будете именно такими на уроке математики.

(Стук в дверь, приносят письмо в большом конверте)

-Только что я получила письмо, как вы думаете, кто его принёс?

(Предположения учеников…Почтальон Печкин).

СЛАЙД 7 (На слайде Почтальон Печкин)

- Давайте прочитаем, кому оно адресовано. (Умеющие читать дети, читают)

-Да, письмо адресовано вам, ребятам 1А класса.

-Вам интересно узнать, что в конверте?

-Интересно? (Интересно)

-Неизвестно? (Неизвестно)


(Достаём письмо, в котором написан текст. Читает 1 хорошо читающий учащийся)

«Здравствуйте, ребята 1А класса! Я, Карабас Барабас, приготовил для вас сюрприз, но чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания, двигаясь строго по карте, которая в конверте.

Желаю вам успеха! Карабас Барабас.»

СЛАЙД 8 (На слайде Карабас Барабас)


(Достаём карту, прикрепляем к доске.)

Учитель.

-Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю всем удачи-

За работу, в добрый час!

Слайд 3.

http://funforkids.ru/pictures/school1/school0113.gif






Слайд 4.

http://www.miu.by/kaf_new/mpp/171.pdf





Слайд 5, 6.

https://www.youtube.com/watch?v=_Dg7cYTON7o






















Слайд 7.
















Слайд 8.



3.

Пальчиковая гимнастика

1 мин

Учитель.

-Посмотрите на слайд, что сделал Буратино? (Пролил чернила)

СЛАЙД 9 (На слайде Буратино пролил чернила)

-Чтобы не быть такими неумейками, как Буратино, и чтобы качественно выполнить следующее задание Карабаса Барабаса, нам необходимо приготовить экраны и выполнить пальчиковую гимнастику.

СЛАЙД 10 (Пальчиковая гимнастика)


Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики пешком,

А четвёртые бегом,

Пятый пальчик поскакал,

И в конце пути упал!

Слайд 9.






Слайд 10.


4.
































5.




























6.

Системная актуализация знаний.

Переход к обучающей части урока



























Самоопределение к деятельности


























Работа по теме урока


3 мин































3 мин



























7 мин

Учитель.

-Ребята, какова тема нашего урока вы определите сами, но чуть позднее.


  • Фронтальная работа. Повторение состава чисел 8, 9,10.


- А сейчас двигаемся по карте, которую прислал Карабас Барабас.

1 остановка «Утиный пруд».

СЛАЙД 11 (На слайде «Утиный пруд», в котором плавают 9 уточек)


-Сосчитайте, сколько всего утят? (Счёт хором от 1-9, обратно от 9-1)

- Сделайте предположение, какое первое задание нам предлагает Карабас Барабас?

(Дети делают предположения)

-Повторим состав чисел 8, 9,10, используя экраны.

- 8-это 7 да сколько? (Показывают на экране 1)

- 9-это 8 да сколько? (Показывают на экране 1)

- 10-это 9 да сколько? (Показывают на экране 1)

8 9 10



7 1 8 1 9 1


-Как мы получили число 8? (7 увеличили на1)

-Как мы получили число 9? (8 увеличили на1)

-Как мы получили число 10? (9 увеличили на1)


-Если 10 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 9)

-Если 9 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 8)

-Если 8 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 7)


- Ребята, попробуйте предположить, какова тема нашего урока?


Ученики (Делают предположения)


Учитель. (СЛАЙД 13)

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 6.8. (стр. 68) и скажите, подтвердилось ли ваше предположение?

-Определите тему урока.



(Открывается слайд №14 с темой урока)

Тема урока: «Увеличить на… Уменьшить на…»


Учитель. (СЛАЙД 15)

- Какие цели вы поставите? Определим учебные задачи. Мы узнаем... Чему будем учиться?

Мы будем учиться:

-Увеличивать число на несколько единиц,

-Уменьшать число на несколько единиц,

- Выполнять задания как? внимательно и аккуратно,

-Отвечать на вопросы;

-Работать дружно в паре и группе.

2 остановка «Устный счёт-весёлый счёт» (СЛАЙД 16)

1. Устный счёт-весёлый счёт. Фронтальная работа.

- Покажите число из математического пенала, которое:

  • Следует за числом 6, 8, 3;

  • Стоит между числами 4 и 6, 6 и 8, 7 и 9;

  • Предшествует числу 5,7,9.


2.Индивидуальная работа.

(Пять учеников получают индивидуальные карточки. Находят числовые выражения с результатом «4» и «5» и накрывают прямоугольниками с ответами «4» и «5». Проверка учителем индивидуально каждого ученика. За правильный ответ ученики получают смайлики.)

«4» «5»

4-2

3+1

6-1


5-1

5-4

1+3


2+1

2+2

3-2



1+4

3+1

4+1


5-3

3+2

5-2


6-1

4-3

2+3


(Учитель индивидуально проверяет работы учащихся.)

 

3. Коллективная работа.

Учитель.

-Ребята, давайте вспомним стихотворения про изученные числа и вы запишите соответствующие цифры на индивидуальных экранах.

Ребята, кто знает, что такое СОЛЬДО?

(Ученики отвечают. Деньги в стране, где жили Буратино и Карабас Барабас)

(Ученики хором повторяют стихотворения про числа и записывают цифры на индивидуальных экранах, учитель выставляет на доску карточки с сольдо от 1 до 10.)

  1. Вот один иль единица,
    Очень тонкая, как спица.

  2. А вот это цифра два.
    Полюбуйтесь, какова:
    Выгибает двойка шею,
    Волочится хвост за нею.

- Как получили число 2? (1увеличили на 1=2)


  1. А за двойкой – посмотри-
    Выступает цифра три.
    Тройка — третий из значков-
    Состоит из двух крючков.

- Как получили число 3? (2 увеличили на 1=3)


  1. За тремя идут четыре,
    Острый локоть оттопыря.

- Как получили число 4? (3 увеличили на 1=4)


  1. А потом пошла плясать
    По бумаге цифра пять.
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула.

- Как получили число 5? (4 увеличили на 1=5)


  1. Цифра шесть — дверной замочек:
    Сверху крюк, внизу кружочек.

- Как получили число 6? (5 увеличили на 1=6)


  1. Вот семерка – кочерга.
    У нее одна нога.

- Как получили число 7? (6 увеличили на 1=7)


  1. У восьмерки два кольца
    Без начала и конца.

- Как получили число 8? (7 увеличили на 1=8)


  1. Цифра 9 иль девятка

Цифровая акробатка,

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет.

- Как получили число 9? (8 увеличили на 1=9)

-Какие числа мы с вами повторили? (Однозначные)

-А мы знаем ещё одно число, как оно называется? (10- двузначное)

- Почему оно так называется? (Состоит из двух цифр)

-Как получить число 10? (9 увеличить на 1=10)


Слайд 11.
























Слайд 12.











Слайд 13.







Слайд 14.












Слайд 15.





Слайд 16.














7.



7.1






















7.2

Закрепление изученного.


Работа в тетради с печатной основой.

(5.30 мин)





















Работа по учебнику.

(3.30 мин)

15.30 мин

  1. Работа в тетради с печатной основой (СЛАЙД 17)

Учитель.

-Посмотрите, ребята, какое следующее задание нам предлагает выполнить Карабас Барабас?

(Он предлагает нам поработать в печатных тетрадях.)

-Откройте тетради с печатной основой на стр.25 №2


(Хором ученики повторяют стихотворение)

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь и за дело я возьмусь!

1) –Прочитайте задание №2. Что нужно сделать?

(Сделай рисунок к записи)

8+1= _____________________________________

9+1=____________________________________

2) Задание №3 на стр.27. Прочитайте задание.

(Увеличь на1) (Уменьши на 1)

3

6

8

5

7





4

9

10

7

8







-Взаимопроверка в парах.

- Взаимооценивание с помощью шкалы Г. Цукерман.


2. Работа по учебнику.

СЛАЙД 18 (Работа по учебнику. Сканкопия задачи. Решение. Ответ.)

-А теперь приготовьте сигнальные светофоры, которые нам понадобятся для работы и откройте учебники на стр. 68 №1

-Решите задачу №1 на стр. 68

-Какие птицы изображены на рисунке? (Ласточки)

-Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

-Составьте по рисунку задачу со знаком «плюс» (8+2=10)

-Прочитайте запись двумя способами.

  1. К 8 прибавить 2 получится 10,

  2. 8 увеличить на 2 получится 10)


-Составьте по рисунку задачу со знаком «минус» (9-1=8)

-Прочитайте запись двумя способами.

  1. Из 9 вычесть 1 получится 8,

  2. 9 уменьшить на 1 получится 8)

-Просигнальте с помощью сигнальных светофоров, согласны вы или нет.

Слайд 17.


























Слайд 18.










7.3



















7.4


Работа в парах сменного состава (интерактивная игра «Карусель»)

(4 мин)


3.Работа в парах сменного состава.

Учитель.

-Посмотрите на карту, Карабас Барабас предлагает нам поработать в парах сменного состава, но прежде вспомним правила «дружной работы» (СЛАЙД 19)


(Работаем в кругу одноклассников (СЛАЙД 20)

- Выходят мальчики и встают спиной вкруг.

Напротив мальчиков встают девочки.

По сигналу учителя мальчики предлагают для решения девочке, стоящей напротив, числовые выражения в пределах от 1 до 10, используя слова «УВЕЛИЧИТЬ НА…», или «УМЕНЬШИТЬ НА…»

По моему сигналу (звонок колокольчика) девочки делают шаг вправо. Так повторяем несколько раз. Затем мальчики и девочки меняются местами и девочки предлагают мальчикам для решения числовые выражения.


(Дети садятся на места.)


4. Работа в парах постоянного состава.


-Ребята, посмотрите, Карабас Барабас вырезал числа из задания. Задание для работы в паре постоянного состава.

(В результате учащиеся научатся планировать работу, распределять её между членами пары, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог)


СЛАЙД 21 (Карабас Барабас, цепочка числовых выражений)

-Решите цепочку числовых выражений. Для этого договоритесь в паре, как вы будете работать. Запишите результаты вычислений в окошки.

(Учитель выдаёт листы для работы в паре постоянного состава)

4

-2 +3 -4 +8 +1 +1


(Затем проводится коллективная проверка с использованием сигнальных светофоров. (=10)


Слайд 19.





Слайд 20.





Слайд 21.


Работа в парах постоянного состава.

(2.30 мин)



8.

Итоговое оценивание работы на уроке.

1 мин

Ребята, давайте прочитаем, что зашифровал Карабас Барабас.

-Решите числовые выражения, выберите правильные ответы и прочитайте, что скажет о вашем решении Карабас Барабас.

СЛАЙД 22 (Числовые выражения)

Проверяем с помощью цифр на обратной стороне которых написаны буквы.

1)3+3 2)8+1 3)5+5 4)3+2 5)4-3 6)10-2 7)8-1 8)5-1

6 м 9 о 10 л 5 о 1 д 8 ц 7 ы 4 !

-Прочитаем хором, что получилось. МОЛОДЦЫ!

-Двигаемся дальше по карте.

Слайд 22.



9.

Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка. Фиксация трудности и интереса к уроку (Шкала «Успеха и трудности» Галины Цукерман) Подведение итогов урока.

3мин

Рефлексия.

-Молодцы! А вот и золотой ключик, а на нём вопрос,

- Ребята, какова была тема нашего урока?

(Тема урока «Увеличить на… Уменьшить на…»)

- Оцените свою работу на уроке. (В тетради с печатной основой дети ставят Шкалу Г.Цукерман)

Подведение итогов урока. Фиксация интереса к уроку.

СЛАЙД 24

-Что было интересного на уроке?

-Какие задания вам больше всего понравились?

-В чём вы ещё испытываете затруднения?

-Что получилось на уроке?

- Определите отношение к уроку и оцените свою работу на уроке на карточке, на которой работали в начале урока.

(Пушистики и Смайлики с разными настроениями)

-Давайте отопрём музыкальный сундучок со словами:

Крекс, пекс, фекс,

Сундучок отопрись.

(В сундучке сюрпризы для детей 1 класса и д/с)

-Мы с первоклассниками на уроке технологии приготовили подарки для наших гостей, это книжки-малышки для девочек с изображением Мальвины, для мальчиков с изображением Буратино, мы хотим вам их подарить.

(Вручение сюрпризов ребятам 1А класса, книжек-малышек воспитанникам д/с)


СЛАЙД 25(Благодарность за урок)

-Спасибо за урок, ребята и наши гости!

-Потрудились вы не зря!

-Вам «спасибо» от меня!

Слайд 23.







Слайд 24.















Слайд 25.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лесина Ольга Михайловна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства