kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ, ЭОР для 1 класса Тема: «Увеличить на… Уменьшить на…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.     Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока: Изучение и первичное осознание нового учебного материала.     В основе урока лежит системно – деятельностный подход.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики с использованием ИКТ, ЭОР для 1 класса Тема: «Увеличить на… Уменьшить на…»»

Муниципальный конкурс «Мой новый урок в начальной школе»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково


Методическая разработка


урока математики

с использованием ИКТ, ЭОР,

проведённого в 1А классе

совместно с воспитанниками

МДОУ д/с №6 «Сказка»

28.10.2015


Тема урока:

«Увеличить на… Уменьшить на…»

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ ООШ №3 г. Камешково

Лесина Ольга Михайловна

(стаж работы 23 года)



2015 – 2016 учебный год

Дата: 28.10.2015г.

Класс:

Учитель: Лесина Ольга Михайловна

Урок: математика

Тема: «Увеличить на… Уменьшить на …»

УМК: «Школа России» (А.А.Плешаков)

Методическая информация

Предметная область (название учебника, автора учебника)

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

Тип урока

Изучение и первичное осознание нового учебного материала. В основе урока лежит системно – деятельностный подход.

Номинация конкурса

Урок с использованием ИКТ, ЭОР

Место урока в учебном процессе

Раздел "Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация", урок №32.

Цель урока


Создать условия для повторения и систематизации материала, изученного на предыдущих уроках по теме «Числа от 1 до 10».

Продолжить работу над развитием ключевых образовательных компетенций обучающихся (познавательных, информационных, коммуникативных и рефлексивных) через открытие новых знаний в совместной практической деятельности учащихся и учителя с применением интерактивных форм по изучению понятий «увеличить на…», «уменьшить на …»


Учебные задачи урока


1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

Личностные:

- создание условий для целенаправленного развития познавательных стратегий школьников (ЦРПС);

- мотивация учебной дея­тельности (со­циальная, учеб­но-познаватель­ная и внешняя), принятие об­раза «хорошего ученика»;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Регулятивные:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать и действовать по предложен­ному сквозным персонажем плану), используя устную инструкцию к работе, выбирать действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- выбирать наи­более эффективные способы реше­ния задач, в сотрудничестве с учителем ставить и формулиро­вать цель и учебные задачи урока, самостоятельно определять тему урока.

Коммуникативные:

- умение интегрироваться в пару сменного состава и в пару постоянного состава сверстников и строить продуктивное взаимодействие (предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для органи­зации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа в паре сменного состава в соответ­ствии с устной инструкцией, используя интерактивную игру «Карусель»: самостоятельно подбирать числовые выражения, используя понятия «увеличить на…», «уменьшить на…», вежливо предлагать их для вычисления партнёру, стоящему напротив в кругу, проверять правильность вычисления заданного числового выражения, культурно прощаться с партнёром;

— практическая работа в паре постоянного состава в соответ­ствии с устной инструкцией: договариваться в паре о стратегии решения цепочки числовых выражений, используя понятия «увеличить на…», «уменьшить на…», записывая результаты вычислений в окошки, в паре добиваться верного результата, выполнять коллективную проверку работы в паре постоянного состава, формулировать выводы;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формы организации познавательной деятельности

  • коллективная

  • парная (При создании пар постоянного состава учитывался характер межличностных отношений. Были сформированы гетерогенные пары (разнородные по учебным успехам детей).

  • индивидуальная

Методы и приёмы

Диалогические, эвристические, наглядные, практические, анализ, сравнение, обобщение.

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран,

  • мультимедийная презентация к уроку,

  • музыка,

  • Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2015.

  • Тетради с печатной основой по математике 1 часть;

  • Карточки для индивидуальной работы учеников;

  • Математические пеналы;

  • Индивидуальные экраны;

  • Рисунки и картинки: Карабас Барабас, Буратино, золотой ключик, утки в пруду для устного счёта от 1 до 10 и обратно, карточки с нарисованными сольдо для весёлого счёта;

  • Конверт с письмом и планом от Карабаса Барабаса,

  • Сигнальные светофоры для коллективной проверки числовых выражений,

  • Колокольчик для организации интерактивной игры в парах сменного состава «Карусель»,

  • Листы для работы в паре постоянного состава;

  • Карточки с числовыми выражениями с одной стороны и с буквами с другой стороны для получения слова «МОЛОДЦЫ!»

  • Сюрпризы от Карабаса Барабаса для первоклассников,

  • Книжки-малышки в подарок для гостей – взрослых и ребят из детского сада №6 «Сказка», сделанные первоклассниками;

  • Музыкальный сундучок для сюрпризов;

  • Бланки для учащихся

*с «цветописью» по методике А.Н.Лутошкина для определения эмоционального самочувствия учащихся в начале урока,

*с «разнохарактерными пушистиками» для определения собственного отношения к уроку,

* с заготовкой для смайлика для фиксации интереса и трудности ребёнка на уроке,

*со шкалой Г.Цукерман для самооценки своей работы учащимся на уроке во время проведения рефлексии.

  • Авторский мультфильм «Юный математик».



Подробный конспект урока

п/п

Этап урока

Время

Содержание урока

Использование презентации, гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

(в кругу).

Мотивация к учебной деятельности.


2 мин

Учитель. (Ученики и учитель стоят в кругу)

-Долгожданный дан звонок.

-Начинается урок.

-Постарайтесь всё понять,

-Много нового узнать!

Наш девиз:

Ученики хором.

    • Что не знаю, то узнаю,

    • Не умею - научусь!

- Сегодня к нам в гости на урок математики пришли ребята и воспитатели из д/с№6 «Сказка», родители и учителя. Давайте хором поздороваемся с ними.

- Здравствуйте! Слово какое чудесное,

Доброе, красивое, чуточку нежное.

-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!

Здоровья желаем всем и всему!

Учитель.

-Вспомним стихотворение, которым мы начинаем наш утренний сбор.

Ученики.

    • Утром в круг мы соберёмся,

    • Дружно за руки возьмёмся.

    • Ты мой друг и я твой друг,

    • Стало весело вокруг!

Учитель.

- Уверена, что вы сегодня на уроке узнаете много нового, интересного и полезного.

- А для этого глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.

- Я желаю вам удачи и новых открытий! Садитесь на свои места.

(Дети садятся за парты)

Слайд 1.








Слайд 2.

































2.













*Диагностика эмоционального самочувствия учащихся





Первичная актуализация знаний























































1

мин








6 мин


Учитель.

Давайте настроимся на активную работу на уроке.

Создадим себе рабочее настроение.

Ученики хором.

  • Мы умные!

  • Мы дружные!

  • Мы внимательные!

  • Мы старательные!

  • Мы отлично учимся!

- Всё у нас получится!

Учитель.

- Я желаю вам удачи!

Учитель.

-Ребята, выберите наиболее понравившийся вам цвет из предложенных: серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, коричневый, чёрный.

На бланке, который лежит на вашем столе, обведите № квадрата, понравившегося вам цвета, соответствующего вашему эмоциональному самочувствию.

(Учитель фиксирует эмоциональное состояние каждого ребёнка, используя методику А.Н.Лутошкина «Эмоциональная цветопись»)


Учитель.

-Предлагаю вам вместе с ребятами из детского сада, которые в следующем году пойдут в 1 класс посмотреть мультфильм «Юный математик», который мы для вас сняли, и подумать, а хотели бы вы быть похожими на сынишку - червячка? 

(Просмотр авторского пластилинового мультфильма по мотивам задачки Эдварда де Боно «Юный математик»)



-Ребята, хотели бы вы быть похожими на этого сынишку - червячка?  Почему?

- Когда человек трудится, он узнает что-то новое.

- Можем ли мы открывать новое?

- Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое?

(Быть активным, старательным, внимательным.)


- Надеюсь, что вы будете именно такими на уроке математики.

(Стук в дверь, приносят письмо в большом конверте)

-Только что я получила письмо, как вы думаете, кто его принёс?

(Предположения учеников…Почтальон Печкин).

СЛАЙД 7 (На слайде Почтальон Печкин)

- Давайте прочитаем, кому оно адресовано. (Умеющие читать дети, читают)

-Да, письмо адресовано вам, ребятам 1А класса.

-Вам интересно узнать, что в конверте?

-Интересно? (Интересно)

-Неизвестно? (Неизвестно)


(Достаём письмо, в котором написан текст. Читает 1 хорошо читающий учащийся)

«Здравствуйте, ребята 1А класса! Я, Карабас Барабас, приготовил для вас сюрприз, но чтобы получить его, вы должны выполнить все мои задания, двигаясь строго по карте, которая в конверте.

Желаю вам успеха! Карабас Барабас.»

СЛАЙД 8 (На слайде Карабас Барабас)


(Достаём карту, прикрепляем к доске.)

Учитель.

-Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю всем удачи-

За работу, в добрый час!

Слайд 3.

http://funforkids.ru/pictures/school1/school0113.gif






Слайд 4.

http://www.miu.by/kaf_new/mpp/171.pdf





Слайд 5, 6.

https://www.youtube.com/watch?v=_Dg7cYTON7o






















Слайд 7.
















Слайд 8.



3.

Пальчиковая гимнастика

1 мин

Учитель.

-Посмотрите на слайд, что сделал Буратино? (Пролил чернила)

СЛАЙД 9 (На слайде Буратино пролил чернила)

-Чтобы не быть такими неумейками, как Буратино, и чтобы качественно выполнить следующее задание Карабаса Барабаса, нам необходимо приготовить экраны и выполнить пальчиковую гимнастику.

СЛАЙД 10 (Пальчиковая гимнастика)


Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять,

Третьи пальчики пешком,

А четвёртые бегом,

Пятый пальчик поскакал,

И в конце пути упал!

Слайд 9.






Слайд 10.


4.
































5.




























6.

Системная актуализация знаний.

Переход к обучающей части урока



























Самоопределение к деятельности


























Работа по теме урока


3 мин































3 мин



























7 мин

Учитель.

-Ребята, какова тема нашего урока вы определите сами, но чуть позднее.


  • Фронтальная работа. Повторение состава чисел 8, 9,10.


- А сейчас двигаемся по карте, которую прислал Карабас Барабас.

1 остановка «Утиный пруд».

СЛАЙД 11 (На слайде «Утиный пруд», в котором плавают 9 уточек)


-Сосчитайте, сколько всего утят? (Счёт хором от 1-9, обратно от 9-1)

- Сделайте предположение, какое первое задание нам предлагает Карабас Барабас?

(Дети делают предположения)

-Повторим состав чисел 8, 9,10, используя экраны.

- 8-это 7 да сколько? (Показывают на экране 1)

- 9-это 8 да сколько? (Показывают на экране 1)

- 10-это 9 да сколько? (Показывают на экране 1)

8 9 10



7 1 8 1 9 1


-Как мы получили число 8? (7 увеличили на1)

-Как мы получили число 9? (8 увеличили на1)

-Как мы получили число 10? (9 увеличили на1)


-Если 10 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 9)

-Если 9 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 8)

-Если 8 уменьшить на 1 то получим… (Показывают на экранах 7)


- Ребята, попробуйте предположить, какова тема нашего урока?


Ученики (Делают предположения)


Учитель. (СЛАЙД 13)

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 6.8. (стр. 68) и скажите, подтвердилось ли ваше предположение?

-Определите тему урока.



(Открывается слайд №14 с темой урока)

Тема урока: «Увеличить на… Уменьшить на…»


Учитель. (СЛАЙД 15)

- Какие цели вы поставите? Определим учебные задачи. Мы узнаем... Чему будем учиться?

Мы будем учиться:

-Увеличивать число на несколько единиц,

-Уменьшать число на несколько единиц,

- Выполнять задания как? внимательно и аккуратно,

-Отвечать на вопросы;

-Работать дружно в паре и группе.

2 остановка «Устный счёт-весёлый счёт» (СЛАЙД 16)

1. Устный счёт-весёлый счёт. Фронтальная работа.

- Покажите число из математического пенала, которое:

  • Следует за числом 6, 8, 3;

  • Стоит между числами 4 и 6, 6 и 8, 7 и 9;

  • Предшествует числу 5,7,9.


2.Индивидуальная работа.

(Пять учеников получают индивидуальные карточки. Находят числовые выражения с результатом «4» и «5» и накрывают прямоугольниками с ответами «4» и «5». Проверка учителем индивидуально каждого ученика. За правильный ответ ученики получают смайлики.)

«4» «5»

4-2

3+1

6-1


5-1

5-4

1+3


2+1

2+2

3-2



1+4

3+1

4+1


5-3

3+2

5-2


6-1

4-3

2+3


(Учитель индивидуально проверяет работы учащихся.)

 

3. Коллективная работа.

Учитель.

-Ребята, давайте вспомним стихотворения про изученные числа и вы запишите соответствующие цифры на индивидуальных экранах.

Ребята, кто знает, что такое СОЛЬДО?

(Ученики отвечают. Деньги в стране, где жили Буратино и Карабас Барабас)

(Ученики хором повторяют стихотворения про числа и записывают цифры на индивидуальных экранах, учитель выставляет на доску карточки с сольдо от 1 до 10.)

  1. Вот один иль единица,
    Очень тонкая, как спица.

  2. А вот это цифра два.
    Полюбуйтесь, какова:
    Выгибает двойка шею,
    Волочится хвост за нею.

- Как получили число 2? (1увеличили на 1=2)


  1. А за двойкой – посмотри-
    Выступает цифра три.
    Тройка — третий из значков-
    Состоит из двух крючков.

- Как получили число 3? (2 увеличили на 1=3)


  1. За тремя идут четыре,
    Острый локоть оттопыря.

- Как получили число 4? (3 увеличили на 1=4)


  1. А потом пошла плясать
    По бумаге цифра пять.
    Руку вправо протянула,
    Ножку круто изогнула.

- Как получили число 5? (4 увеличили на 1=5)


  1. Цифра шесть — дверной замочек:
    Сверху крюк, внизу кружочек.

- Как получили число 6? (5 увеличили на 1=6)


  1. Вот семерка – кочерга.
    У нее одна нога.

- Как получили число 7? (6 увеличили на 1=7)


  1. У восьмерки два кольца
    Без начала и конца.

- Как получили число 8? (7 увеличили на 1=8)


  1. Цифра 9 иль девятка

Цифровая акробатка,

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет.

- Как получили число 9? (8 увеличили на 1=9)

-Какие числа мы с вами повторили? (Однозначные)

-А мы знаем ещё одно число, как оно называется? (10- двузначное)

- Почему оно так называется? (Состоит из двух цифр)

-Как получить число 10? (9 увеличить на 1=10)


Слайд 11.
























Слайд 12.











Слайд 13.







Слайд 14.












Слайд 15.





Слайд 16.














7.



7.1






















7.2

Закрепление изученного.


Работа в тетради с печатной основой.

(5.30 мин)





















Работа по учебнику.

(3.30 мин)

15.30 мин

  1. Работа в тетради с печатной основой (СЛАЙД 17)

Учитель.

-Посмотрите, ребята, какое следующее задание нам предлагает выполнить Карабас Барабас?

(Он предлагает нам поработать в печатных тетрадях.)

-Откройте тетради с печатной основой на стр.25 №2


(Хором ученики повторяют стихотворение)

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь и за дело я возьмусь!

1) –Прочитайте задание №2. Что нужно сделать?

(Сделай рисунок к записи)

8+1= _____________________________________

9+1=____________________________________

2) Задание №3 на стр.27. Прочитайте задание.

(Увеличь на1) (Уменьши на 1)

3

6

8

5

7





4

9

10

7

8







-Взаимопроверка в парах.

- Взаимооценивание с помощью шкалы Г. Цукерман.


2. Работа по учебнику.

СЛАЙД 18 (Работа по учебнику. Сканкопия задачи. Решение. Ответ.)

-А теперь приготовьте сигнальные светофоры, которые нам понадобятся для работы и откройте учебники на стр. 68 №1

-Решите задачу №1 на стр. 68

-Какие птицы изображены на рисунке? (Ласточки)

-Сколько ласточек сидит на проводе? (8)

-Составьте по рисунку задачу со знаком «плюс» (8+2=10)

-Прочитайте запись двумя способами.

  1. К 8 прибавить 2 получится 10,

  2. 8 увеличить на 2 получится 10)


-Составьте по рисунку задачу со знаком «минус» (9-1=8)

-Прочитайте запись двумя способами.

  1. Из 9 вычесть 1 получится 8,

  2. 9 уменьшить на 1 получится 8)

-Просигнальте с помощью сигнальных светофоров, согласны вы или нет.

Слайд 17.


























Слайд 18.










7.3



















7.4


Работа в парах сменного состава (интерактивная игра «Карусель»)

(4 мин)


3.Работа в парах сменного состава.

Учитель.

-Посмотрите на карту, Карабас Барабас предлагает нам поработать в парах сменного состава, но прежде вспомним правила «дружной работы» (СЛАЙД 19)


(Работаем в кругу одноклассников (СЛАЙД 20)

- Выходят мальчики и встают спиной вкруг.

Напротив мальчиков встают девочки.

По сигналу учителя мальчики предлагают для решения девочке, стоящей напротив, числовые выражения в пределах от 1 до 10, используя слова «УВЕЛИЧИТЬ НА…», или «УМЕНЬШИТЬ НА…»

По моему сигналу (звонок колокольчика) девочки делают шаг вправо. Так повторяем несколько раз. Затем мальчики и девочки меняются местами и девочки предлагают мальчикам для решения числовые выражения.


(Дети садятся на места.)


4. Работа в парах постоянного состава.


-Ребята, посмотрите, Карабас Барабас вырезал числа из задания. Задание для работы в паре постоянного состава.

(В результате учащиеся научатся планировать работу, распределять её между членами пары, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог)


СЛАЙД 21 (Карабас Барабас, цепочка числовых выражений)

-Решите цепочку числовых выражений. Для этого договоритесь в паре, как вы будете работать. Запишите результаты вычислений в окошки.

(Учитель выдаёт листы для работы в паре постоянного состава)

4

-2 +3 -4 +8 +1 +1


(Затем проводится коллективная проверка с использованием сигнальных светофоров. (=10)


Слайд 19.





Слайд 20.





Слайд 21.


Работа в парах постоянного состава.

(2.30 мин)



8.

Итоговое оценивание работы на уроке.

1 мин

Ребята, давайте прочитаем, что зашифровал Карабас Барабас.

-Решите числовые выражения, выберите правильные ответы и прочитайте, что скажет о вашем решении Карабас Барабас.

СЛАЙД 22 (Числовые выражения)

Проверяем с помощью цифр на обратной стороне которых написаны буквы.

1)3+3 2)8+1 3)5+5 4)3+2 5)4-3 6)10-2 7)8-1 8)5-1

6 м 9 о 10 л 5 о 1 д 8 ц 7 ы 4 !

-Прочитаем хором, что получилось. МОЛОДЦЫ!

-Двигаемся дальше по карте.

Слайд 22.



9.

Рефлексия деятельности на уроке. Самооценка. Фиксация трудности и интереса к уроку (Шкала «Успеха и трудности» Галины Цукерман) Подведение итогов урока.

3мин

Рефлексия.

-Молодцы! А вот и золотой ключик, а на нём вопрос,

- Ребята, какова была тема нашего урока?

(Тема урока «Увеличить на… Уменьшить на…»)

- Оцените свою работу на уроке. (В тетради с печатной основой дети ставят Шкалу Г.Цукерман)

Подведение итогов урока. Фиксация интереса к уроку.

СЛАЙД 24

-Что было интересного на уроке?

-Какие задания вам больше всего понравились?

-В чём вы ещё испытываете затруднения?

-Что получилось на уроке?

- Определите отношение к уроку и оцените свою работу на уроке на карточке, на которой работали в начале урока.

(Пушистики и Смайлики с разными настроениями)

-Давайте отопрём музыкальный сундучок со словами:

Крекс, пекс, фекс,

Сундучок отопрись.

(В сундучке сюрпризы для детей 1 класса и д/с)

-Мы с первоклассниками на уроке технологии приготовили подарки для наших гостей, это книжки-малышки для девочек с изображением Мальвины, для мальчиков с изображением Буратино, мы хотим вам их подарить.

(Вручение сюрпризов ребятам 1А класса, книжек-малышек воспитанникам д/с)


СЛАЙД 25(Благодарность за урок)

-Спасибо за урок, ребята и наши гости!

-Потрудились вы не зря!

-Вам «спасибо» от меня!

Слайд 23.







Слайд 24.















Слайд 25.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лесина Ольга Михайловна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства