kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики (Начальная школа XXI века) по теме "Сумма трёх и более слагаемых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у детей способности ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения. Содержание урока соответствует требованиям программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики (Начальная школа XXI века) по теме "Сумма трёх и более слагаемых"»

Урок математики, 3 класс

(Начальная школа 21 века)

Учитель Василенко Светлана Фёдоровна

Тема урока. Сумма трёх и более слагаемых.

Цель урока: организовать совместную деятельность с целью отработки навыков сложения трёх и более слагаемых

Задачи урока: научить сознательному применению переместительного и сочетательного свойств сложения, отработать умение находить периметр многоугольников, длину ломаной линии, используя свойства сложения через решение примеров и задач.


УУД:

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить математическое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Предметные:

  • Знать компоненты сложения, порядок выполнения примеров со скобками и без скобок.

  • Научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.

  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать выражения на основе сочетательного свойства сложения, группировать действия удобным способом.

  • Знать, что переместительное и сочетательное свойства сложения дают возможность записывать выражения, содержащие только сложение без скобок.

  • Уметь выполнять устные вычисления; объяснять решение; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр прямоугольника разными способами.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная работа, работа в парах, группах, самостоятельная работа, работа с учеником.

Используемые методы:

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Принципы обучения:

Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Используемые средства обучения:

- учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ПК, проектор, презентация к уроку, чертёжные инструменты, листы формата А3, 8 фигур (многоугольники).

Конечный результат и система контроля.

Индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль.

Ход урока

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Класс наш светлый и уютный,

Хорошо мы в нём живём.

Улыбнёмся же друг другу

И урок скорей начнём.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Устная разминка:

Слайд 1.

а) - Прочитайте числа: 24, 756, 200, 88, 391, 542, 817, 45, 420.

- На какие группы их можно разбить? (круглые, чётные, нечётные,...)


Слайд 2.

б) - Устно продолжите ряды чисел, разгадав правило, по которому они записаны:

100, 90, 80, 70,...,...на доске

50, 100, 150, 200,...,...на доске

991, 981, 971, 961,...,...на доске

- А теперь послушайте загадку и определите тему урока.

Числа плюсом прибавляем

И ответ потом считаем.

Если «плюс», то, без сомнения,

Это действие - ... (сложение)

- Тема урока «Сложение».


- Действительно, говорить на нашем уроке мы будем о сложении.

- Я сейчас проведу блиц-опрос, и посмотрю, как вы ориентируетесь в этой теме.

Блиц-опрос

1. Как называются компоненты действия сложения»? (1 слагаемое, 2 слагаемое)

2. Как называется результат действия сложения? (сумма)

3. Какое математическое действие является обратным действию сложения?

4. Что записано на карточках? (выражения)

Слайд 3.

а+ b a+(b+c)

b+a (a+b)+c

5. Какие вы видите выражения: числовые или буквенные? (буквенные)

6. Какие свойства сложения вы знаете?

7. Какая буквенная запись соответствует переместительному свойству, а какая сочетательному свойству сложения?


3. Формулировка темы и цели урока. Практическая работа.

Слайд 4.

Задание:

- Начертите ломаную линию в тетради по заданным параметрам: первое звено - 6 см, второе - 3 см, третье - 4 см, четвёртое - 7 см. Найдите длину ломаной линии. (Один ученик у доски) 6+3+4+7

- Можно ли по-другому вычислить длину ломаной?

- Как удобнее будет считать? 6+3+4+7=6+4+3+7

- Каким свойством сложения воспользовались?

- Вот мы и столкнулись с заданием, которое нам поможет уточнить тему урока и сформулировать цель урока.


Слайд 5.

- Тема урока: «Сложение трёх и более слагаемых»

- Цель: научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.


4. Изучение нового материала (работа в тройках)

Слайд 6.

- Рассмотрим картинку на стр. 65 учебника, она же есть и на слайде.

- Итак, давайте сначала разберемся, как ВОЛК получил каждое выражение в цепочке, каким именно свойством сложения он пользовался каждый раз.

- Объясните, как получилось выражение 9+(4+6), каким свойством воспользовался ВОЛК?

(Сочетательным свойством сложения; в данном случае, чтобы к сумме 9 и 4 прибавить 6, можно к числу 9 прибавить сумму 4 и 6). Это и написал ВОЛК во второй строке.


- А как получилось выражение 9+(6+4)? Какое свойство использовалось? К каким числам оно применено?

(ВОЛК применил переместительное свойство сложения к числам 4 и 6, он их переставил и получил 6 и 4).


- Объясните, как получилось выражение (9+6) +4.

(К выражению 9+(6+4) ВОЛК применил сочетательное свойство сложения, только с «конца», переставив части формулировки свойства).


Теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Какими способами можно найти значение выражения (9+4)+6?

  1. Сложить 9 и 4 и к результату прибавить 6.

  2. Сложить 4 и 6 и к числу 9 прибавить результат.

  3. Сложить 6 и 4 и к числу 9 прибавить результат.

  4. Сложить 9 и 6 и к результату прибавить 4.


- А теперь рассмотрим, как действовал ЗАЯЦ. Выражение (9+4)+6 представляет сумму 9+4 и 6. Какое первое слагаемое в этом выражении? (9+4).

- Какое второе? (6)

- На основании какого свойства получилось выражение 6+(9+4)?

( На основании переместительного свойства: слагаемые 9+4 и 6 ЗАЯЦ переставил).


- Объясните, как получилось выражение (6+9)+4?


- Объясните, как получилось выражение 4+(6+9)?


- Прочитайте текс в рубрике «Обрати внимание» на стр.65 учебника.


- Выражение, с которым мы работали, я запишу без скобок 9+4+6. Это выражение называют суммой трёх слагаемых.

- К какому выводу мы с вами пришли?

(Различные расстановки скобок не влияют на значение этого выражения. Перестановка любых чисел в сумме и их удачная группировка позволяют выбрать наиболее быстрый способ сложения)

- Как в таком случае можно выполнять сложение? (В любом порядке)

5. Физкультминутка

Слайд 7-8.

- для глаз

Слайд 9-10.

- в движении (называют числа и выполняют движения)

Слайд 11.

Продолжение изучения нового материала (2 человека работают у доски с другими ценниками (12р., 8р., 16р., 5р., 15р., 4р.; 11р., 3р.. 7р., 13р., 18р.,2р.))

- Скажите, а так ли уж нам необходима эта тема?

- Где в повседневной жизни мы с ней сталкиваемся? (Дети рассуждают.)

- Давайте представим, что мы совершаем покупку в магазине. В магазине мы все видим этикетки, на которых написана цена товара, (на доске «ценники»)

25р. 45р. 72р. 28р. 64р. 36р.

- Все эти товары вам необходимо купить! Что вы скажете про их количество? (их много).

- За вами огромная очередь, продавец тоже спешит. Как вы будете считать стоимость своих покупок, чтобы не задерживать ни покупателей, ни продавца? У вас при себе есть только 300р. (Использовать сочетательное и переместительное свойство сложения.)

- В тетрадь запишите выражение, с помощью которого можно быстро узнать стоимость всего товара.

- Так нужна ли в жизни наша сегодняшняя тема: сложение трех и более слагаемых?


6. Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа.

Слайд 12-13.

- Перед вами – пример 1+2+3+4+5+6+7+8+9= (на слайде). Пример длинный. На его решение может уйти немало времени. Попробуйте, найти быстрое его решение, можете посоветоваться с соседом по парте.

1+2+3+4+5+6+7+8+9= (1+9)+(2+8)+(3+7)+(4+6)=40 (один ученик выходит к доске, все проверяют в тетради)

- К какому выводу вы пришли? ( Чтобы решить пример на сложение с большим количеством слагаемых, нужно слагаемые переставлять, пользуясь переместительным свойством и группировать их, пользуясь сочетательным свойством).

- Итак, мы пришли к выводу, что при сложении нескольких чисел их можно как угодно объединять в группы и переставлять (что переместительное и сочетательное свойство сложения позволяют сформулировать правило преображения сумм).

7. Практическая работа, запись дом. зад.

Слайд 14.

- Запишите, пожалуйста дом. зад. стр. 85 №6, 7.

- Продолжаем работать в группах, домашнее задание будет подобное, слушайте внимательно инструкцию.

- Каждой группе (8 групп) нужно выполнить необходимые измерения данных фигур (сиреневого и синего цвета), записать выражение для нахождения периметра и вычислить его значение удобным способом.


8. Самостоятельная работа. Работа в тетрадях на печатной основе

Слайд 15-16.

- Перед тем, как вы начнёте работать самостоятельно в тетради на печатной основе, проведём тест.

1. Как называется свойство сложения, если числа меняются местами?
а) Переместительное
б) Сочетательное
2. Как называется свойство сложения: (а + б) + с = а + (б + с) ?
а) Переместительное
б) Сочетательное
3. Какой термин лишний?
а) Слагаемое
б) Множитель
в) Сумма

4. Какое число лишнее?
а) 456
б) 76
в) 890
5. Что не относится к единицам длины?
а) Килограмм
б) Километр
в) Сантиметр
6. Как говорят про учеников, которые ответили на все вопросы теста правильно?
а) Удальцы
б) Молодцы
в) Хитрецы


Слайд 17.

- На стр. 37 №127, стр. 38 №128, 129.

- №130 задание на сложение трёхзначных чисел «столбиком» разной сложности. Выбрать и решить по силам один пример.


9. Рефлексия

Слайд 18.

Урок пора нам завершать.

Теперь должны мы вспомнить,

Что нового смогли узнать,

Что нужно нам запомнить.

- Какие математические свойства нам помогали на уроке находить сумму трёх и более слагаемых?

- Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями.

(Дети проводят самооценку своей деятельности на уроке).


Слайд 19.

- Под марш выходим на перемену.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Василенко Светлана Фёдоровна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства