Методическая разработка урока математики (Начальная школа XXI века) по теме "Сумма трёх и более слагаемых"
Методическая разработка урока математики (Начальная школа XXI века) по теме "Сумма трёх и более слагаемых"
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у детей способности ставить учебную задачу, контролировать и оценивать свои достижения. Содержание урока соответствует требованиям программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики (Начальная школа XXI века) по теме "Сумма трёх и более слагаемых"»
Урок математики, 3 класс
(Начальная школа 21 века)
Учитель Василенко Светлана Фёдоровна
Тема урока. Сумма трёх и более слагаемых.
Цель урока: организовать совместную деятельность с целью отработки навыков сложения трёх и более слагаемых
Задачи урока: научить сознательному применению переместительного и сочетательного свойств сложения, отработать умение находить периметр многоугольников, длину ломаной линии, используя свойства сложения через решение примеров и задач.
УУД:
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить математическое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
Предметные:
Знать компоненты сложения, порядок выполнения примеров со скобками и без скобок.
Научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.
Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать выражения на основе сочетательного свойства сложения, группировать действия удобным способом.
Знать, что переместительное и сочетательное свойства сложения дают возможность записывать выражения, содержащие только сложение без скобок.
Уметь выполнять устные вычисления; объяснять решение; выполнять необходимые измерения и вычислять периметр прямоугольника разными способами.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная работа, работа в парах, группах, самостоятельная работа, работа с учеником.
Используемые методы:
Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.
Принципы обучения:
Наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.
Используемые средства обучения:
- учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ПК, проектор, презентация к уроку, чертёжные инструменты, листы формата А3, 8 фигур (многоугольники).
Конечный результат и система контроля.
Индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Класс наш светлый и уютный,
Хорошо мы в нём живём.
Улыбнёмся же друг другу
И урок скорей начнём.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- На какие группы их можно разбить? (круглые, чётные, нечётные,...)
Слайд 2.
б) - Устно продолжите ряды чисел, разгадав правило, по которому они записаны:
100, 90, 80, 70,...,...на доске
50, 100, 150, 200,...,...на доске
991, 981, 971, 961,...,...на доске
- А теперь послушайте загадку и определите тему урока.
Числа плюсом прибавляем
И ответ потом считаем.
Если «плюс», то, без сомнения,
Это действие - ... (сложение)
- Тема урока «Сложение».
- Действительно, говорить на нашем уроке мы будем о сложении.
- Я сейчас проведу блиц-опрос, и посмотрю, как вы ориентируетесь в этой теме.
Блиц-опрос
1. Как называются компоненты действия сложения»? (1 слагаемое, 2 слагаемое)
2. Как называется результат действия сложения? (сумма)
3. Какое математическое действие является обратным действию сложения?
4. Что записано на карточках? (выражения)
Слайд 3.
а+ b a+(b+c)
b+a (a+b)+c
5. Какие вы видите выражения: числовые или буквенные? (буквенные)
6. Какие свойства сложения вы знаете?
7. Какая буквенная запись соответствует переместительному свойству, а какая сочетательному свойству сложения?
3. Формулировка темы и цели урока. Практическая работа.
Слайд 4.
Задание:
- Начертите ломаную линию в тетради по заданным параметрам: первое звено - 6 см, второе - 3 см, третье - 4 см, четвёртое - 7 см. Найдите длину ломаной линии. (Один ученик у доски) 6+3+4+7
- Можно ли по-другому вычислить длину ломаной?
- Как удобнее будет считать? 6+3+4+7=6+4+3+7
- Каким свойством сложения воспользовались?
- Вот мы и столкнулись с заданием, которое нам поможет уточнить тему урока и сформулировать цель урока.
Слайд 5.
- Тема урока: «Сложение трёх и более слагаемых»
- Цель: научиться находить значения выражений, где три и более слагаемых.
4. Изучение нового материала (работа в тройках)
Слайд 6.
- Рассмотрим картинку на стр. 65 учебника, она же есть и на слайде.
- Итак, давайте сначала разберемся, как ВОЛК получил каждое выражение в цепочке, каким именно свойством сложения он пользовался каждый раз.
- Объясните, как получилось выражение 9+(4+6), каким свойством воспользовался ВОЛК?
(Сочетательным свойством сложения; в данном случае, чтобы к сумме 9 и 4 прибавить 6, можно к числу 9 прибавить сумму 4 и 6). Это и написал ВОЛК во второй строке.
- А как получилось выражение 9+(6+4)? Какое свойство использовалось? К каким числам оно применено?
(ВОЛК применил переместительное свойство сложения к числам 4 и 6, он их переставил и получил 6 и 4).
- Объясните, как получилось выражение (9+6) +4.
(К выражению 9+(6+4) ВОЛК применил сочетательное свойство сложения, только с «конца», переставив части формулировки свойства).
Теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Какими способами можно найти значение выражения (9+4)+6?
Сложить 9 и 4 и к результату прибавить 6.
Сложить 4 и 6 и к числу 9 прибавить результат.
Сложить 6 и 4 и к числу 9 прибавить результат.
Сложить 9 и 6 и к результату прибавить 4.
- А теперь рассмотрим, как действовал ЗАЯЦ. Выражение (9+4)+6 представляет сумму 9+4 и 6. Какое первое слагаемое в этом выражении? (9+4).
- Какое второе? (6)
- На основании какого свойства получилось выражение 6+(9+4)?
( На основании переместительного свойства: слагаемые 9+4 и 6 ЗАЯЦ переставил).
- Объясните, как получилось выражение (6+9)+4?
- Объясните, как получилось выражение 4+(6+9)?
- Прочитайте текс в рубрике «Обрати внимание» на стр.65 учебника.
- Выражение, с которым мы работали, я запишу без скобок 9+4+6. Это выражение называют суммой трёх слагаемых.
- К какому выводу мы с вами пришли?
(Различные расстановки скобок не влияют на значение этого выражения. Перестановка любых чисел в сумме и их удачная группировка позволяют выбрать наиболее быстрый способ сложения)
- Как в таком случае можно выполнять сложение? (В любом порядке)
5. Физкультминутка
Слайд 7-8.
- для глаз
Слайд 9-10.
- в движении (называют числа и выполняют движения)
Слайд 11.
Продолжение изучения нового материала (2 человека работают у доски с другими ценниками (12р., 8р., 16р., 5р., 15р., 4р.; 11р., 3р.. 7р., 13р., 18р.,2р.))
- Скажите, а так ли уж нам необходима эта тема?
- Где в повседневной жизни мы с ней сталкиваемся? (Дети рассуждают.)
- Давайте представим, что мы совершаем покупку в магазине. В магазине мы все видим этикетки, на которых написана цена товара, (на доске «ценники»)
25р. 45р. 72р. 28р. 64р. 36р.
- Все эти товары вам необходимо купить! Что вы скажете про их количество? (их много).
- За вами огромная очередь, продавец тоже спешит. Как вы будете считать стоимость своих покупок, чтобы не задерживать ни покупателей, ни продавца? У вас при себе есть только 300р. (Использовать сочетательное и переместительное свойство сложения.)
- В тетрадь запишите выражение, с помощью которого можно быстро узнать стоимость всего товара.
- Так нужна ли в жизни наша сегодняшняя тема: сложение трех и более слагаемых?
6. Построение проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа.
Слайд 12-13.
- Перед вами – пример 1+2+3+4+5+6+7+8+9= (на слайде). Пример длинный. На его решение может уйти немало времени. Попробуйте, найти быстрое его решение, можете посоветоваться с соседом по парте.
1+2+3+4+5+6+7+8+9= (1+9)+(2+8)+(3+7)+(4+6)=40 (один ученик выходит к доске, все проверяют в тетради)
- К какому выводу вы пришли? ( Чтобы решить пример на сложение с большим количеством слагаемых, нужно слагаемые переставлять, пользуясь переместительным свойством и группировать их, пользуясь сочетательным свойством).
- Итак, мы пришли к выводу, что при сложении нескольких чисел их можно как угодно объединять в группы и переставлять (что переместительное и сочетательное свойство сложения позволяют сформулировать правило преображения сумм).
7. Практическая работа, запись дом. зад.
Слайд 14.
- Запишите, пожалуйста дом. зад. стр. 85 №6, 7.
- Продолжаем работать в группах, домашнее задание будет подобное, слушайте внимательно инструкцию.
- Каждой группе (8 групп) нужно выполнить необходимые измерения данных фигур (сиреневого и синего цвета), записать выражение для нахождения периметра и вычислить его значение удобным способом.
8. Самостоятельная работа. Работа в тетрадях на печатной основе
Слайд 15-16.
- Перед тем, как вы начнёте работать самостоятельно в тетради на печатной основе, проведём тест.
1. Как называется свойство сложения, если числа меняются местами? а) Переместительное б) Сочетательное 2. Как называется свойство сложения: (а + б) + с = а + (б + с) ? а) Переместительное б) Сочетательное 3. Какой термин лишний? а) Слагаемое б) Множитель в) Сумма
4. Какое число лишнее? а) 456 б) 76 в) 890 5. Что не относится к единицам длины? а) Килограмм б) Километр в) Сантиметр 6. Как говорят про учеников, которые ответили на все вопросы теста правильно? а) Удальцы б) Молодцы в) Хитрецы
Слайд 17.
- На стр. 37 №127, стр. 38 №128, 129.
- №130 задание на сложение трёхзначных чисел «столбиком» разной сложности. Выбрать и решить по силам один пример.
9. Рефлексия
Слайд 18.
Урок пора нам завершать.
Теперь должны мы вспомнить,
Что нового смогли узнать,
Что нужно нам запомнить.
- Какие математические свойства нам помогали на уроке находить сумму трёх и более слагаемых?
- Наш урок подходит к концу. Поделитесь своими впечатлениями.
(Дети проводят самооценку своей деятельности на уроке).