Тема: Степень с натуральным показателем
Тема урока: Повторение и обобщение по теме « Свойства степени с натуральным показателем»
Возрастная категория: 7 класс
Цели:
Образовательная: Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степени с натуральным показателем, создать условия контроля усвоения знаний и умений
Обобщить и систематизировать знания о свойствах степени с натуральным показателем.
Развивающая: Способствовать формированию умений применять приёмы обобщения, сравнения, выделения главного, содействовать воспитанию интереса переноса знаний в новую ситуацию, развитие математического кругозора, речи, внимания и памяти, развитие учебно-познавательной деятельности;
Воспитательная: Воспитание интереса к математике, активности, организованности, воспитывать умений асом и взаимоконтроля своей деятельности, формирование положительной мотивации учения, культуры общения.
Тип урока: Урок повторения и обобщения и систематизации знаний и способов действий
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения : Объяснительно – иллюстративный, словесный, практический, ИКТ
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, листы самооценки.
Ход урока:
1.Орг. момент
Добрый день, ребята. Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую всех собравшихся на сегодняшнем открытом уроке. Ребята, я хочу вам пожелать плодотворно поработать на уроке, внимательно обдумывать ответы на поставленные вопросы, не торопиться, не перебивать, уважать одноклассников и их ответы. А ещё пожелаю вам всем получить только хорошие оценки. Удачи вам!
2.Актуализация опорных знаний и вхождение в тему урока
(Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений; сообщение темы, целей и задач урока.)
Ребята, у каждого из вас на парте лежат оценочные листы. На них вы будете оценивать свою работу на уроке. Вам сегодня на уроке предоставляется возможность получить не одну, а две оценки: за работу на уроке и за самостоятельную работу.
Ваши верные, полные ответы тоже будут оцениваться «+», но в другой колонке и эту оценку буду ставить я.
На экране вы видите ребусы, в которых зашифрованы ключевые слова сегодняшнего урока. Разгадайте их. (Слайд 1)
степень
повторение
обобщение
Ребята, вы правильно отгадали ребусы. Эти слова: степень, повторение и обобщение. А теперь, используя отгаданные слова – подсказки, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Правильно. Откройте тетради и запишите число и тему урока «Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» (Слайд 2)
Тему урока мы с вами определили, а как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, какие цели поставим перед собой? (Слайд 3)
Повторить и обобщить наши знания по данной теме, ликвидировать имеющиеся пробелы, подготовиться к изучению следующей темы «Одночлены».
Ребята, свойства степени с натуральным показателем довольно часто применяются при нахождении значений выражений, при преобразованиях выражений. Быстрота вычислений и преобразований, связанных со свойствами степени с натуральным показателем продиктована и введением ЕГЭ.
Итак, сегодня мы повторим и обобщим ваши знания и умения по этой теме. Устно вы должны решить ряд задач и вспомнить словесную группировку свойств и определения степени с натуральным показателем.
3.Устная работа
Эпиграф к уроку слова великого русского учёного М.В.Ломоносова « Пусть кто–нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
(Слайд 4)
- Как вы думаете, прав учёный?
- Для чего нам нужны степени?
- Где они нашли широкое применение? (в физике, астрономии, медицине)
- Правильно, а теперь давайте повторим, что же такое степень?
- Как называются а и n в записи степени?
- Какие действия можно выполнять со степенями? (Слайды 5 -11)
А теперь подведём итог. У вас на парте листочки с заданиями.
1.Слева указаны начала определений справа окончания определений. Соедините линиями верные высказывания (Слайд 12)
Соедините линиями соответствующие части определения. |
а) При умножении степеней с одинаковыми основаниями … | | 1)основанием степени |
б) При делении степеней с одинаковыми основаниями …. | 2) Показатель степени |
в) Число а называют | 3) произведение n множителей, каждый из которых равен а. |
г) При возведении степени в степень … | 4)… основание остается прежним , а показатели складываются. |
д)Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется | 5)… основание остается прежним, а показатели перемножаются. |
е) Число n называют | 6) Степенью |
ж) Выражение а n называют | 7)…основание остается прежним , а показатели вычитаются. |
2.Теперь, поменяйтесь листочками с соседом по парте, оцените его работу и поставьте ему оценку. Эту оценку выставите в свой оценочный лист.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
4. Перенос приобретенных знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях, с целью формирования умений.
1. Предлагаю вам следующую работу: у вас на партах карточки. Вам нужно выполнить задания, т.е. записать ответ в виде степени с основанием с, и вы узнаете фамилию и имя великого французского математика, который ввёл общепринятое в настоящее время обозначение степеней.(Слайд 14)
1. | С5 • С3 | 6. | С7 : С5 |
2. | С8 : С6 | 7. | (С4)3 • С |
3. | (С4)3 | 8. | С4 • С5 • С0 |
4. | С5 • С3 : С6 | 9. | С16 : С8 |
5. | С14 • С8 | 10. | (С3)5 |
Р | Ш | М | Ю | К | Н | А | Т | Е | Д |
С8 | С5 | С1 | С40 | С13 | С12 | С9 | С15 | С2 | С22 |
Рассказ о биографии Рене Декарта (Слайды 15 – 17)
Ребята, а сейчас давайте выполним следующее задание.
2. Определите, какие ответы правильные, а какие ложные. (Слайд 18 – 19)
истинному ответу поставьте в соответствие 1, ложному – 0.
получив упорядоченный набор из единиц и нулей, вы узнаете верный ответ и определите имя и фамилию первой русской женщины - математика.
а) x2 x3 =x5
б) s3 s5 s8= s16
в) x7 : x4 = x28
г) (c+d)8 : (c+d) 7 =c+d
д) (x5 )6 =x 30
Выберите ее имя из четырех имен известных женщин, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей:
Ада Августа Лавлейс – 11001
Софи Жермен - 10101
Екатерина Дашкова - 11101
Софья Ковалевская - 11011
Из биографии Софьи Ковалевской (Слайд 20)
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.
А сейчас вам предстоит выполнить проверочную работу. Перед вами лежат карточки с заданиями разного цвета. Цвет соответствует уровню сложности задания (на «3», на «4», на «5») Выберите сами, задание на какую оценку вы будете выполнять и приступайте к работе. (Слайд 21)
На «3»
1. Представьте в виде степени произведение:
а) ; б) ;
в) ; г) .
2. Выполните действия:
(m3)7; (k4)5; (22)3; (32)5 ; (m3)2 ; (ax)y
На «4»
1.Представьте в виде степени произведение.
а) х5 х8; б) у2 у9 ; в) 2 6 · 2 4 ; г) m2 m5 m4 ;
д) x6 ∙ x3 ∙ x7; е) (–7)3 ∙ (–7)2 ∙ (–7)9.
2 . Представьте в виде степени частное:
а) x8 : x4; б) (–0,5)10 : (–0,5)8;
в) х5 : х3; г) у10 : у10; д) 2 6 : 2 4 ; е) ;
на «5»
1.Выполните действия:
а) а4 · а · а3а б) (7х)2 в) р · р2 · р0
г) с · с3 · с д) т · т4 · (т2)2 · т0
е) (23)7 : (25)3 ж) –х3 · (–х)4
з) (р2)4 : р5 и)(34)2 · (32)3 : 311
2. Упростите:
а) x3 · (x2)5 в) (a2)3 · (a4)2
б) (a3)2 · a5 г) (x2)5 · (x5)
6. Итоги урока
Что произошло с понятием степени в XVII веке, мы с вами можем предсказать сами. Для этого попробуйте ответить на вопрос: можно ли число возвести в отрицательную степень или дробную? Но это предмет нашего будущего изучения.
Оценки за урок
Ребята, наш урок хочу закончить следующей притчей.
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “ Что ты делал целый день”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”
Ребята, ответьте, а что вы делали сегодня на уроке? Только сделайте это в листе самооценки. Обведите кружком в каждом столбике то утверждение, которое относится к вам.
7.Рефлексия
Урок | Я на уроке | Итог |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Безразлично | 3.Помогал другим | 3. Не понял |
Наш урок закончен. Спасибо всем за работу на уроке!