Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока рефлексии по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5 класс»
Методическая разработка открытого урока по математике
в 5-м классе «Умножение десятичной дроби на натуральное число»
Разработала: Точкова Елена Алексеевна, учитель математики МКОУ Пуреховской СШ Чкаловский район, Нижегородская область
Учебник: Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: 2015.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Виды деятельности: работа у доски и в тетрадях, фронтальная работа с классом, работа в парах, группах, самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.
Тема урока " Умножение десятичной дроби на натуральное число "
Цель урока:
Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей на натуральные числа
обучающиеся должны уметь применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
уметь работать с источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, делать выводы, давать определения, понятия;
уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение;
уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить коррективы в действие после учета сделанных ошибок;
уметь проводить самопроверку .
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устой форме; слушать и понимать речь учителя;
следовать правилам поведения и общения на уроке;
уметь воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные УУД:
уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности, развивать потребность в справедливом оценивании своей работы .
Структура урока соответствовала уроку деятельностной направленности:
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
№
Этапы урока. Цель этапа.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
- Добрый день ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Начать урок мне хочется со старой притчи о рыбаке и голодном человеке.
- В чем смысл этой притчи?
- Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Да, сегодня на уроке вы попытаетесь добывать знания самостоятельно. Я желаю всем успешной работы.
Какие числа мы сейчас изучаем?.
Дома вы должны были подумать над вопросом:
- Для чего нужно изучать десятичные дроби? Ведь есть обыкновенные, казалось достаточно только их.
Повернулись к гостям и улыбнулись.
-Если добудешь знания сам, то они запомнятся на всю жизнь!
-Мы будем самостоятельно добывать знания.
- Десятичные дроби
Ученик рассказывает.
В науке и промышленности, в с/х и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные?
Это связано с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действия с натуральными числами. Поэтому десятичные дроби нужно знать в совершенстве.
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок, ориентируются на успех в учебной деятельности.
К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель: готовность мышления обучающихся и осознание потребности к построению нового способа действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске записаны числа 9; 71; 0,05; 0,897; 10,3; 897; 68,5; 3,21; 321; 10.
Разбейте их на группы и запишите в тетрадь.
На обратной стороне доски или на экране записывается ответ.
- Как называется числа каждой группы?
-Какие действия с десятичными дробями мы уже знаете?
Реши задачу:
На участке квадратной формы со стороной 82 метра посадили елочки. Чтобы их сохранить решили огородить их изгородью. Найдите длину изгороди этого участка.
Переведите эту жизненную задачу на язык математики.
- Что нужно найти?
-Как найти периметр квадрата?
- Как еще можно найти периметр квадрата?
Решите задачу двумя способами.
Слайд №1
Обучающиеся работают в парах.
Обучающиеся сравнивают свои ответы с образцом. Слайд №2.
Оцени себя.
Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения.
-сложение и вычитание.
Слайд №3.
- Найти периметр квадрата.
--Все стороны сложить.
--Р =4*а
Обучающиеся работают в парах. Одна группа решает задачу 1 способом, вторая группа 2 способом. Ответ фиксируется на доске.
Обучающиеся проверяют себя и ставят + или ?.
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других.
3.
Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.
А теперь изменим условия этой задачи: сторона равна 8,2м.
Найдите длину этого участка.
-Сколькими способами вы смогли решить эту задачу?
-Почему не смогли решить 2 способом?
-В чем затруднения?
Обучающиеся работают в парах. Ответ фиксируется на доске.
- Мы не знаем как умножать десятичную дробь на натуральное число.
П: постановка и формулирование проблемы.
Р: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение.
4.
Построение проекта выхода из затруднения(цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств реализации цели. Построить проект выхода из затруднений.
Сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы поставите себе на урок?
- Что для этого нужно делать?
Молодцы! Только то, до чего додумался сам запоминается прочно и надолго.
Обучающиеся формулируют тему и записывают в тетрадь. Слайд №4.
Слайд №5.
-Научиться умножать десятичные дроби.
-Попытаться вывести алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число.
-Быть внимательным.
-Активно работать на уроке.
- Уметь слушать и слышать учителя и одноклассника.
Р: уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
5.
Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
Вернемся к нашей задаче.
Мы вычислили, что 8,2+8,2+8,2+8,2=32,8, значит 8,2*4=32,8
Из решения первой задачи 82*4=328.
Сравним эти два примера.
- В чем сходство?
- В чем различие?
- Сколько цифр после запятой в первом множителе?
- Сколько цифр после запятой в произведении?
Вот еще один пример.
2,32+2,32+2,32=6,96
2,32*3=6,96
- Сколько цифр после запятой в первом множителе? А в произведение?
-Подумайте, проанализируйте полученную информацию и составьте эталон умножения десятичной дроби на натуральное число.
Как вы думаете в каком виде удобно составить эталон умножения десятичной дроби на натуральное число?
А теперь прочитаем правило по учебнику и убедимся в точности формулировки, полученной вами самостоятельно.
Запишите в тетрадь эталон.
- С какой задачей мы справились?
- Какой наш следующий шаг?
- Произведение состоит из одинаковых цифр.
- В первом примере в ответе есть запятая.
-одна.
- одна.
-две, две.
Работают в парах. Формулируют свои варианты правила.
- в виде алгоритма.
Читают правило в учебнике, сравнивают, делают вывод.
Слайд №6.
- вывели алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число;
Оценивают себя.
-научиться применять данный алгоритм.
П: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, – уметь организовать учебное взаимодействие в группе, в паре.
Р: уметь работать по составленному плану.
Физкультминутка.
6.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях с проговариванием во вешней речи.
Выполни действия:
1,24*3=3,72
7,5*12=90
0,321*4=1,284
Обучающиеся по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.
Оцени себя.
Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения.
Познавательные: анализ, логические рассуждения.
Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные:
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;
7.
Самостоятельная работа с с самопроверкой по эталону.
Цель: умения применить новое знание в типовых условиях, самопроверка на основе сопоставления с эталоном.
- Можете ли вы с уверенность сказать, что научились умножать десятичные дроби на натуральные числа?
Задание №1.
39,8*51=20298
0,0398*51=20298
3,98*51=20298
0,398*51=20298
0,00398*51=20298
- нет, нужно выполнить самостоятельную работу и проверить себя.
Дети начинают работать самостоятельно в тетрадях.
Дети сверяют ответы с эталоном для самоконтроля и исправляют ошибки.(Эталоны у каждого обучающего на парте.)
Учитель отмечает всех: кто решил правильно и кто ошибся- создается ситуация успеха. У меня получилось!. Я ошибся, но я сам ее нашел и исправил.
Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Обучающиеся решают задачи по выбору. Учебник: №1314; №1312,
или № 1306(и,к,л,м).
Обучающие решают задачи в тетрадях
Оцени себя.
Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения.
П: – уметь делать предположения об информации, которая необходима для решения учебной задачи.
-уметь применять знания в различных ситуациях;
- развивать гибкость использования знаний.
9.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Проговорите правило.
- Поставьте себе оценку за урок: «5», если все делал правильно и «4», если были затруднения.
Выберите одно из 5 предложений, которое подходит вам после нашего урока.
1)Урок полезен, все понятно.
2) Лишь кое-что чуть- чуть неясно.
3) Еще придется потрудится.
4)Да, трудно все-таки учится.
5)Свой вариант.
Домашнее задание.
№ 1330(а,в,д)
№ 1336
№ 1326(а)
№ 1320* п.34.
- Оценивают свою работу.
Слайд №7.
Записывают домашнее задание.
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий.
Приложение.
Физминутка.
Закройте глаза и представьте перед собой картину звездного неба. Кругом тишина. Темное небо. Маленькая светящаяся точка, что это? Точка приближается и превращается в шар. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Вы откроете глаза, вы полны свежих сил и энергии и готовы приступить к следующем этапу урока.
Задание для самостоятельной работы.
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
39,8 · 51 = 20298
0,0398 · 51 = 20298
3,98 ∙ 51 = 20298
0,398 · 51 = 20298
0,00398 51=20298
Эталон для самоконтроля.
1.Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо:
1. Умножить ее на число, не обращая внимания на запятую.
2. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
39,8 · 51 = 2029,8
0,0398 · 51 = 2,0298
3,98 ∙ 51 = 202,98
0,398 · 51 = 20,298
0,00398 51=0,20298
Эталон для самоконтроля.
1.Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число надо:
1. Умножить ее на число, не обращая внимания на запятую.
2. В полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.