Клюева Татьяна Геннадьевна
учитель математики
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Куриловка
Новоузенского района Саратовской области»
I квалификационная категория
Содержание стр.
Аннотация. Актуальность работы 2
Основная часть 3
Сценарий урока (с технологической картой) 3
Дидактический материал к уроку 7
Список литературы (источников) для учащихся 10
Список литературы для педагогов 11
Заключение 12
Список использованных источников 13
Аннотация
Представленная методическая разработка посвящена теме итогового повторения курса математики 5 класса, его геометрическому блоку. На изучение темы «Повторение. Геометрический материал» отводится четыре часа. В разработке представлен материал для первого урока, на котором особое внимание уделяется геометрическим построениям от руки и измерениям. В разработке представлены материалы для моделирования и проведения современного урока математики в 5 классе с учетом всех требований ФГОС, материалы для устной работы с учащимися, карточки и вопросы для индивидуальной, парной, фронтальной работы по теме, контрольный тест по материалу урока, карточки и вопросы для проведения рефлексии урока, задания для творческой работы, а также перечень учебной и методической литературы для учащихся и педагогов, требования к оснащению учебного процесса. Разработка будет полезна педагогам общеобразовательных учреждений всех типов и видов, методистам, студентам педагогических специальностей в предметной области «математика», а также родителям и учащимся, проявляющим непосредственный интерес к изучению предмета.
Актуальность работы
Данная работа представляется своевременной и актуальной в виду ряда причин. Итоговое повторение материала за курс 5 класса по математике выполняет две основные задачи - организацию итогового повторения и обеспечение итогового обобщающего повторения. Согласно требованиям ФГОС и в соответствии с планированием учебного материала по математике в 5 классе по УМК Г.К.Муравина, О.В.Муравиной геометрическая составляющая курса является важной парадигмой, занимающей одно из центральных мест в содержании математического образования школьников. Изучение геометрии как содержательной области предмета «математика» имеет некоторые особенности. Ранее геометрический материал включался для изучения только в 7 классе. Раннее изучение геометрии в 5 классе способствует развитию пространственного мышления, более прочному усвоению знаний, устойчивому формированию умений и навыков. Кроме того, включение в темы итогового повторения геометрического материала позволяет учителю с применением современных образовательных технологий провести уроки ярко, живо, интересно.
Основная часть
Сценарий урока
Тема программы: Повторение. Геометрический материал
Тема урока: Корабль «Геометрия»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Цель методическая: организовать итоговое и обобщающее повторение основных геометрических понятий курса математики 5 класса в игровой форме; развивать математические способности учащихся; воспитывать чувство товарищества, сопереживания
Цели образования (формирование образовательных результатов)
Предметные:
Метапредметные:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Личностные:
желанию дальнейшего развития своих математических
способностей;
логического мышления, расширить кругозор;
воспитывать самостоятельность;
развивать внимание, умение мыслить нестандартно;
формирование коммуникативной поликультурной и социальной
компетентностей.
Материально-техническое обеспечение урока:
Учебник, рабочая тетрадь, письменные и чертежные принадлежности, мультимедийный проектор, компьютерный класс, интерактивная доска, ПК с установленным приложением к УМК Г.К.Муравина, О.В.Муравиной «Математика. 5 класс», карточки трех цветов (красная, синяя, зелёная), картина корабля, удочки, модели рыбок.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
математика – естествознание;
математика – информатика;
математика – технология;
математика – русский язык, литература;
математика – ОБЖ.
План урока
Организационная часть
Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. План урока. Правила игры. Карточки (красная, синяя, зелёная). Напутственное слово, пожелания друг другу. (3 минуты)
Основная часть
Этапы (конкурсы)
«Посадка на корабль» или «Посторонним вход воспрещён!»
Работа учащихся по карточкам с теоретическим материалом, ответы на вопросы, взаимопроверка, ответы. Карточки каждому.
(5 минут)
«Посвящение в юнги» или «Практика – проверка теории»
Конкурс по изображению заданных фигур (по карточкам). Работа попарно одновременно с использованием интерактивной доски на четкость, правильность. Защита работ. Карточки каждому. (6 минут)
«Свистать всех наверх» или «Решу без запинки»
Выполнение тестовой работы в форме ЕГЭ. Самопроверка. Карточки каждому. (5 минут)
«Весёлая рыбалка» или «Геометрический завтрак»
Конкурс по ответам на веселые, занимательные вопросы, задачи. Вопросы записаны на моделях рыбок, которые нужно поймать на крючок импровизированной удочкой и за отведенное время ответить на вопрос. Работа в парах. Карточки каждому.
(6 минут)
«ЭОР в действии» или «Тренажер - наш лучший друг»
Выполнение контрольного теста №4 в ЭОР к учебнику
математики 5 класса ИД «Дрофа» (Глава 1, п.4). (5 минут)
Физминутка. (1 минута)
«Геометрическая лирика»
Составить из слова «геометрия» как можно больше новых слов за отведенное время. Индивидуальная работа. Проверка. Карточки каждому. (5 минут)
Рефлексия. Синквейн
Учащиеся записывают синквейн по уроку. Подсчитывают баллы с учетом набранных карточек, находят среднее арифметическое, округляют до целого (5 минут)
Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание. (4 минуты)
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет: математика
Класс: 5
Автор УМК: Г.К.Муравин, О.В.Муравина
Тема урока: Корабль «Геометрия»
Тип урока: комбинированный
№ п/п | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационная часть | Включает в деловой ритм (слово учителя) | Готовятся к работе | ЛУД КУД |
2 | Основная часть | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Активизирует знание учащихся. Организует учащихся на исследование. Устанавливает осознанное восприятие, обобщение материала. Организует деятельность по применению знаний. Дает творческое задание на пропедевтику. | Ставят цели урока, составляют план достижения цели и определяют средства достижения. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции. Обосновывают полученные результаты, используя предметные действия. Решают типовые задания. Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку, сравнивая с эталоном. Выполняют задания, определяя границы применения новых знаний и умений. | КУД ПУД ЛУД РУД |
3 | Рефлексия. Синквейн | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степени их соответствия | КУД ЛУД |
4 | Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание | Подводит итоги урока. Осуществляет совместное оценивание деятельности учащихся. Дает домашнее задание. | Осуществляют сотрудничество с учителем и сверстниками | КУД ЛУД |
УУД – универсальные учебные действия
КУД – коммуникативные учебные действия
ЛУД – личностные учебные действия
ПУД – познавательные учебные действия
РУД – развивающие учебные действия
Дидактический материал к уроку
Карточки (вопросы) для устной работы [12, стр.161]
Какие геометрические фигуры вы знаете?
Какую фигуру называют окружностью?
Что такое хорда окружности?
Что такое радиус окружности?
Что такое диаметр окружности?
Какую фигуру называют углом?
Что такое биссектриса угла?
Какие виды углов вы знаете?
Какой угол называется острым? прямым?
Какой угол называется тупым? развернутым?
Какие углы называют смежными?
Могут ли смежные углы быть: прямыми, острыми, тупыми?
Чему равна сумма смежных углов?
Какие углы называют вертикальными?
Могут ли вертикальные углы быть: прямыми, острыми, тупыми?
Карточки (задания) для письменной (практической) работы
Изобразите две геометрические фигуры
Изобразите окружность, проведите в ней радиус
Изобразите окружность, проведите в ней диаметр
Изобразите окружность, проведите в ней хорду
Изобразите острый угол и прямой угол
Изобразите прямой угол и тупой угол
Изобразите тупой угол и развернутый угол
Изобразите прямой угол, проведите в нем биссектрису
Изобразите развернутый угол, проведите в нем биссектрису
Изобразите острый угол, проведите в нем биссектрису
Изобразите тупой угол, проведите в нем биссектрису
Постройте смежные углы
Постройте равные смежные углы
Постройте вертикальные углы
Постройте равные вертикальные углы
Карточки (задания) для практической работы «Конкурс на лучшее изображение геометрических фигур» [12, стр. 161-162]
Проведите отрезок, соединяющий две отмеченные на доске точки
Проведите произвольную окружность
Проведите окружность с заданным центром и радиусом
Проведите окружность с заданным центром, касающуюся данной прямой
Проведите окружность, проходящую через три данные точки
Проведите касательную к данной окружности через точку вне окружности
Проведите прямую, параллельную данной прямой, проходящую через данную точку
Проведите биссектрисы в заданном треугольнике
Проведите высоты в заданном треугольнике
Проведите три параллельных прямые, проходящие через три данные точки
Проведите два луча, пересекающиеся под прямым углом
Проведите две окружности, которые не пересекаются
Проведите две окружности, которые пересекаются в двух заданных точках
Проведите две окружности, которые касаются друг друга в заданной точке
Проведите три окружности с центром в данной точке
Тестовая работа (в форме ЕГЭ)
Сколько видов углов вы знаете:
1; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) нет верного ответа.
Сколько прямых можно провести через две заданные точки:
0; 2) 1; 3) 2; 4) 3; 5) нет верного ответа.
Чему равна величина развернутого угла:
меньше 90°; 2) 90°; 3) больше 90°, меньше 180°; 4) 180°; 5) нет верного ответа.
Расположите в порядке возрастания:
длина окружности; 2) радиус окружности; 3) диаметр окружности.
Найдите соответствие:
А) острый угол; Б) прямой угол; В) развернутый угол
180°; 2) меньше 90°; 3) больше 90°, меньше 180°; 4) 90°.
Ответы к тестовой работе
1.4. 2. 1. 3. 4. 4. 231. 5. 241
Критерии оценивания тестовой работы
Верно: 5 заданий – «5», 4 задания – «4», 3 задания - «3», 2-0 заданий – «2».
Время выполнения: 3-5 минут
Бланк ответов учащегося 5 «__» класса Ф.И.____________________________ №п/п | Вопрос 1 | Вопрос 2 | Вопрос 3 | Вопрос 4 | Вопрос 5 | | | | | | | Количество верных ответов:_______________________ Оценка:____________ Учитель:____________________ |
Список литературы (источников) для учащихся
Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 1/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
3. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 2/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
4. Сайт издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/
Список литературы для педагогов
Линия УМК по математике для 5–11 классов Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной
http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/muravin/
Сайт учебно-методических комплексов по математике для 1-11 классов Г.К.Муравина и О.В.Муравиной http://muravin2007.narod.ru/
Сайт издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/
4. Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
5. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 1/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
6. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 2/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
7. Математика. 5 класс. Методическое пособие. В 2 частях. Часть 1/
Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
8. Математика. 5 класс. Методическое пособие. В 2 частях. Часть 2/
Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
9. Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Математика. 5–6 классы. Дидактические
материалы. – М.: Дрофа, 2013.
10. Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Программа курса математики для 5-11
классов. – М.: Дрофа, 2012.
11. Математика. 5-9 классы. Рабочие программы/Авт.-сост.
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
Заключение
Представленная модель урока была реализована на уроке математики в 5 «а» и 5 «б» классах МОУ «СОШ с.Куриловка Новоузенского района Саратовской области».
Список использованных источников
Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
http://standart.edu.ru/
ФГОС - Основная - ФГОС: Основное общее образование - ФГОС основное общее образование http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО
http://www.unesco.org/new/en/unesco/
Линия УМК по математике для 5–11 классов Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной
http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/muravin/
Сайт учебно-методических комплексов по математике для 1-11 классов Г.К.Муравина и О.В.Муравиной http://muravin2007.narod.ru/
Сайт издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/
8. Математика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
9. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 1/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
10. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. К. Муравина, О.
В.Муравиной «Математика. 5 класс». В 2 частях. Часть 2/ Г.К.Муравин,
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
11. Математика. 5 класс. Методическое пособие. В 2 частях. Часть 1/
Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
12. Математика. 5 класс. Методическое пособие. В 2 частях. Часть 2/
Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2012.
13. Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Математика. 5–6 классы. Дидактические
материалы. – М.: Дрофа, 2013.
14. Г.К.Муравин, О.В.Муравина. Программа курса математики для 5-11
классов. – М.: Дрофа, 2012.
15. Математика. 5-9 классы. Рабочие программы/Авт.-сост.
О.В.Муравина. – М.: Дрофа, 2013.
© Клюева Татьяна Геннадьевна, МОУ «СОШ с.Куриловка Новоузенского района Саратовской области» 16