kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по математике в 9 классе на тему "Функция. Решение уравнений и систем уравнений графическим способом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  

  • создать условия для усвоения и применения  умений и навыков к исследованию  функции  при решении уравнении и систем уравнении графическим способом;
  • формирование способности учащихся к поиску новой учебной информации.

 

Задачи: отработка УУД:

познавательные:

  • уметь определять количество точек пересечения графиков,  количество решений систем уравнений,

регулятивные:

  • развивать навыки самоконтроля, 
  • развивать навыки  и умения  применения компьютеров,
  • уметь  делать выводы,

личностные:

  • уметь  работать в группах, совещаясь,
  • уметь слушать, вступать в диалог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока-графическое решение систем уравнений»

МОУ СОШ №20 г.Владивостока











Преподаватель:

Омельченко Т.М.





Цель:

  • создать условия для усвоения и применения умений и навыков к исследованию функции при решении уравнении и систем уравнении графическим способом;

  • формирование способности учащихся к поиску новой учебной информации.


Задачи: отработка УУД:

познавательные:

  • уметь определять количество точек пересечения графиков, количество решений систем уравнений,

регулятивные:

  • развивать навыки самоконтроля,

  • развивать навыки и умения применения компьютеров,

  • уметь делать выводы,

личностные:

  • уметь работать в группах, совещаясь,

  • уметь слушать, вступать в диалог.



Обеспечение:

  • ПК,

  • ЦОР: программное обеспечение «Advanced Grapher»,

  • интерактивная доска,

  • технологическая карта.























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сообщение темы урока, целей урока. Проблемные вопросы

Исходя из целей урока сегодня предстоит выявить, как связаны решения систем уравнении с графиками функции? От чего зависит решение систем?

Ответы. Предложения. Идеи.

Актуализация опорных знаний, умений



ИТОГ

Устная работа по учебнику стр.64, рис.26.

а)наибольшее значение функции

б)значения х, при которых у0, y

в)значения х, при которых у=-5, у=0

ИТОГ: при аналитическом решении точки х1 и х2 -это точки пересечения с осью ОХ

Отвечают устно по рис.26. Интерактивная доска.




Корни уравнения у=0


Подготовитель-ный этап: проблема, диалог.



Итог-идея

Сколько точек пересечения имеет график квадратичной функции и график прямо пропорциональной зависимости?

Гиперболы и параболы?

От чего зависит количество точек пересечения графиков функции?

Примеры

по интерактивной доске




Ответ:

От взаимного расположения графиков

Проблема:

Сколько различных видов расположения графиков двух функции? Три случая и рассмотрим

Возможны три случая

Исследование в группах по технологической карте на компьютере:

Работа в таблице





Следит за построением графиков уравнений- решением систем графическим способом



Следит за работой по таблице.

Работая в группах, общаясь, заполняйте таблицу, отвечая на вопрос: «Сколько решений имеет система уравнений?»

Работают на компьютере, заполняя таблицу

Приложение 1

Приложение 2



Готовят вывод по таблице






Работа в трёх группах- общий вывод




Рефлексия



Домашнее задание

Следит за обоснованием ответов по каждому случаю.

Следит за четким пониманием и усвоением трёх случаев решения систем уравнений

Сколько решений может иметь система уравнений?

Следит за общением и подготовкой к ответу - общему выводу.


Сколько решений может иметь система уравнений в зависимости от трёх случаев?


Решить системы уравнений аналитически из таблицы, №208,часть2

Приложение 3

Объясняют решения по экрану, отвечая на главный вопрос

Заполняют таблицу

Работают в группах

Представитель группы отвечает вывод на главный вопрос.


Отвечают: одно, т.е. целое число решений, не иметь решений, множество решений

Записывают домашнее задание

Защита презентаций учащихся «Решение систем уравнений графическим способом».

Координирует ответы на вопросы презентации

Ученики комментируют презентацию: «Функция. Решение систем уравнений графическим способом»

Дополнительно №208



Рефлексия.




Ход урока:


1.Задачи и цели урока:

Повторение свойств квадратичной функции, решение уравнений и систем уравнений графическим способом, составление таблицы.

Уметь делать выводы.


2. Устные упражнения по интерактивной доске

Работа по учебнику (стр.64, рис.26):

а) определить наибольше значение функции

б) значения х, при которых у0,

y

в) значения х, при котором у=-5.


3.Подготовительный этап

а) Сколько точек пересечения имеет окружность и прямая?

б) Сколько точек пересечения имеет парабола и прямая?

в) Сколько решений имеет система уравнений, состоящая из уравнения квадратичной функции и гиперболы?


4.Работа по технологической карте в группах на компьютере с последующим объяснением у экрана

см. Приложение 1


5.Заполнение таблицы

см. Приложение 2

6.Вывод

Система уравнений может иметь…


7.Рефлексия:

Сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными?


8.Домашнее задание:

Решить аналитически системы, записанные таблице №208, 121.


9.Дополнительно:

Решить графически №208,стр.121.


10.Показ презентации

«Функция. Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом»


Приложение 1


Технологическая карта


Задание №1 Решить графически систему уравнений



1.Запустить программу Пуск/ Программа/Advancer Grapher.

2.Нажмите кнопку ( Добавить график ).

3.В поле Формула наберите обязательно английскими буквами формулу _________________.

4.Установите самостоятельно толщину линии и цвет линии.

5.Подтвердите ввод кнопкой Ок.

6. Нажми кнопку Добавить график.

7. В поле формула набери ______________.

8.Подтвердите ввод кнопкой Ок.

9. Ответь на вопрос:









Приложение 2


Сколько решений имеет система уравнений с двумя переменными?

1 случай


Ответ

2 случай

Ответ

3 случай

Ответ

Условие задания



Условие задания


Условие ззадания























вывод



вывод


вывод


Общий вывод: система уравнений может иметь…
















Приложение 3


Сколько решений имеет система уравнений ?

1 случай

Ответ: одно решение


Решить графически

Ответ: два решения (-1;1), (1;1)

Сколько решений имеет система уравнений ?

2 случай

Ответ: нет решений


Сколько решение имеет система уравнений ?

Ответ: нет решений

3 случай

Сколько решений имеет система уравнений ?

Ответ: множество решений



Просмотр содержимого презентации
«Степанова Вика»

Графический способ решения систем уравнений Подготовила ученица 9 го класса средней школы № 20 Степанова Виктория.

Графический способ решения систем уравнений

Подготовила ученица 9 го класса средней школы № 20

Степанова Виктория.

Конечно, Вам придется иметь дело с уравнениями попроще, и, тем не менее, графики их нужно уметь строить. ! А теперь к делу – учимся решать системы уравнений с двумя переменными графически! ! ? Уравнение 1, Уравнение 2; Дальше

Конечно, Вам придется иметь дело с уравнениями попроще, и, тем не менее, графики их нужно уметь строить.

!

А теперь к делу – учимся решать системы уравнений с двумя переменными графически!

!

?

Уравнение 1,

Уравнение 2;

Дальше

Пусть требуется решить систему уравнений: х 2 + у 2 = 25,  у = -х 2 + 2х + 5; Построим в одной системе координат графики уравнений х 2 + у 2 = 25  и у = -х 2 + 2х + 5 Координаты любой точки окружности являются решением уравнения х 2 + у 2 = 25 , а координаты любой точки параболы являются решением уравнения у = -х 2 + 2х + 5 . Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением системы. Находим по рисунку значения координат точек пересечения графиков: А(-2,2;-4,5), В(0;5), С(2,2;4,5), D (4;-3) . Тогда система имеет 4 решения 1  1  2  2  3  3  4  4  Второе и четвертое из этих решений – точные, а первое и третье – приближенные. Дальше

Пусть требуется решить систему уравнений:

х 2 + у 2 = 25,

у = -х 2 + 2х + 5;

Построим в одной системе координат графики уравнений

х 2 + у 2 = 25 и у = -х 2 + 2х + 5

Координаты любой точки окружности являются решением уравнения х 2 + у 2 = 25 , а координаты любой точки параболы являются решением уравнения у = -х 2 + 2х + 5 .

Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением системы.

Находим по рисунку значения координат точек пересечения графиков: А(-2,2;-4,5), В(0;5),

С(2,2;4,5), D (4;-3) . Тогда система имеет 4 решения

1  1  2  2 

3  3  4  4 

Второе и четвертое из этих решений – точные,

а первое и третье – приближенные.

Дальше

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы. Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:  Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;  Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);  Координаты этих точек и будут решениями системы. Помните о двух вещах! Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет; Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными; Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы! Дальше

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы.

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:

  • Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
  • Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
  • Координаты этих точек и будут решениями системы.

Помните о двух вещах!

  • Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;
  • Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

Дальше

Решаем систему: Задание 1 у Преобразуем уравнения системы: х 0 Строим в одной системе координат графики уравнений системы А теперь самостоятельно определите решения системы. Дальше

Решаем систему:

Задание 1

у

Преобразуем уравнения системы:

х

0

Строим в одной системе координат графики уравнений системы

А теперь самостоятельно определите решения системы.

Дальше

Задание 2 у Решаем систему: Преобразуем уравнения системы: х 0 Строим в одной системе координат графики уравнений системы А теперь самостоятельно определите решения системы. Дальше

Задание 2

у

Решаем систему:

Преобразуем уравнения системы:

х

0

Строим в одной системе координат графики уравнений системы

А теперь самостоятельно определите решения системы.

Дальше

у Задание 3 Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х-у=1 х 0 3х+2у=18 Дальше

у

Задание 3

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х-у=1

х

0

3х+2у=18

Дальше

у х Задание 4 0 Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. Даьше л

у

х

Задание 4

0

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

Даьше

л

Задание 5 у Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х 0 Дальше

Задание 5

у

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х

0

Дальше

Задание 6 у Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х 0 Дальше

Задание 6

у

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х

0

Дальше

у  0

у

0

Просмотр содержимого презентации
«Шерстнёв Иван»

Графическое решение систем  уравнений Подготовил: Шерстнев Иван, ученик 9 класса МОУ СОШ №20 г.Владивостока

Графическое решение систем уравнений

Подготовил: Шерстнев Иван, ученик 9 класса МОУ СОШ №20 г.Владивостока

    асимптота  Асимптота, так называемая прямая или кривая линия, которая, будучи продолжена, приближается к другой кривой, но никогда не пересекает её, так что расстояние между ними делается бесконечно малой величиной.

    асимптота

    Асимптота, так называемая прямая или кривая линия, которая, будучи продолжена, приближается к другой кривой, но никогда не пересекает её, так что расстояние между ними делается бесконечно малой величиной.

    У=4 асимптота х=3 асимптота

    У=4 асимптота

    х=3 асимптота

    Сколько решений имеет уравнение? Ответ:1

    Сколько решений имеет уравнение?

    Ответ:1

    Сколько решений имеет уравнение? Ответ:3

    Сколько решений имеет уравнение?

    Ответ:3


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Омельченко Татьяна Михайловна

    Дата: 26.07.2014

    Номер свидетельства: 110654


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    Распродажа видеоуроков!
    1260 руб.
    1940 руб.
    1470 руб.
    2260 руб.
    1350 руб.
    2070 руб.
    1220 руб.
    1870 руб.
    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства