kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по математике в 9 классе на тему "Функция. Решение уравнений и систем уравнений графическим способом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  

  • создать условия для усвоения и применения  умений и навыков к исследованию  функции  при решении уравнении и систем уравнении графическим способом;
  • формирование способности учащихся к поиску новой учебной информации.

 

Задачи: отработка УУД:

познавательные:

  • уметь определять количество точек пересечения графиков,  количество решений систем уравнений,

регулятивные:

  • развивать навыки самоконтроля, 
  • развивать навыки  и умения  применения компьютеров,
  • уметь  делать выводы,

личностные:

  • уметь  работать в группах, совещаясь,
  • уметь слушать, вступать в диалог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока-графическое решение систем уравнений»

МОУ СОШ №20 г.Владивостока











Преподаватель:

Омельченко Т.М.





Цель:

  • создать условия для усвоения и применения умений и навыков к исследованию функции при решении уравнении и систем уравнении графическим способом;

  • формирование способности учащихся к поиску новой учебной информации.


Задачи: отработка УУД:

познавательные:

  • уметь определять количество точек пересечения графиков, количество решений систем уравнений,

регулятивные:

  • развивать навыки самоконтроля,

  • развивать навыки и умения применения компьютеров,

  • уметь делать выводы,

личностные:

  • уметь работать в группах, совещаясь,

  • уметь слушать, вступать в диалог.



Обеспечение:

  • ПК,

  • ЦОР: программное обеспечение «Advanced Grapher»,

  • интерактивная доска,

  • технологическая карта.























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сообщение темы урока, целей урока. Проблемные вопросы

Исходя из целей урока сегодня предстоит выявить, как связаны решения систем уравнении с графиками функции? От чего зависит решение систем?

Ответы. Предложения. Идеи.

Актуализация опорных знаний, умений



ИТОГ

Устная работа по учебнику стр.64, рис.26.

а)наибольшее значение функции

б)значения х, при которых у0, y

в)значения х, при которых у=-5, у=0

ИТОГ: при аналитическом решении точки х1 и х2 -это точки пересечения с осью ОХ

Отвечают устно по рис.26. Интерактивная доска.




Корни уравнения у=0


Подготовитель-ный этап: проблема, диалог.



Итог-идея

Сколько точек пересечения имеет график квадратичной функции и график прямо пропорциональной зависимости?

Гиперболы и параболы?

От чего зависит количество точек пересечения графиков функции?

Примеры

по интерактивной доске




Ответ:

От взаимного расположения графиков

Проблема:

Сколько различных видов расположения графиков двух функции? Три случая и рассмотрим

Возможны три случая

Исследование в группах по технологической карте на компьютере:

Работа в таблице





Следит за построением графиков уравнений- решением систем графическим способом



Следит за работой по таблице.

Работая в группах, общаясь, заполняйте таблицу, отвечая на вопрос: «Сколько решений имеет система уравнений?»

Работают на компьютере, заполняя таблицу

Приложение 1

Приложение 2



Готовят вывод по таблице






Работа в трёх группах- общий вывод




Рефлексия



Домашнее задание

Следит за обоснованием ответов по каждому случаю.

Следит за четким пониманием и усвоением трёх случаев решения систем уравнений

Сколько решений может иметь система уравнений?

Следит за общением и подготовкой к ответу - общему выводу.


Сколько решений может иметь система уравнений в зависимости от трёх случаев?


Решить системы уравнений аналитически из таблицы, №208,часть2

Приложение 3

Объясняют решения по экрану, отвечая на главный вопрос

Заполняют таблицу

Работают в группах

Представитель группы отвечает вывод на главный вопрос.


Отвечают: одно, т.е. целое число решений, не иметь решений, множество решений

Записывают домашнее задание

Защита презентаций учащихся «Решение систем уравнений графическим способом».

Координирует ответы на вопросы презентации

Ученики комментируют презентацию: «Функция. Решение систем уравнений графическим способом»

Дополнительно №208



Рефлексия.




Ход урока:


1.Задачи и цели урока:

Повторение свойств квадратичной функции, решение уравнений и систем уравнений графическим способом, составление таблицы.

Уметь делать выводы.


2. Устные упражнения по интерактивной доске

Работа по учебнику (стр.64, рис.26):

а) определить наибольше значение функции

б) значения х, при которых у0,

y

в) значения х, при котором у=-5.


3.Подготовительный этап

а) Сколько точек пересечения имеет окружность и прямая?

б) Сколько точек пересечения имеет парабола и прямая?

в) Сколько решений имеет система уравнений, состоящая из уравнения квадратичной функции и гиперболы?


4.Работа по технологической карте в группах на компьютере с последующим объяснением у экрана

см. Приложение 1


5.Заполнение таблицы

см. Приложение 2

6.Вывод

Система уравнений может иметь…


7.Рефлексия:

Сколько решений может иметь система уравнений с двумя переменными?


8.Домашнее задание:

Решить аналитически системы, записанные таблице №208, 121.


9.Дополнительно:

Решить графически №208,стр.121.


10.Показ презентации

«Функция. Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом»


Приложение 1


Технологическая карта


Задание №1 Решить графически систему уравнений



1.Запустить программу Пуск/ Программа/Advancer Grapher.

2.Нажмите кнопку ( Добавить график ).

3.В поле Формула наберите обязательно английскими буквами формулу _________________.

4.Установите самостоятельно толщину линии и цвет линии.

5.Подтвердите ввод кнопкой Ок.

6. Нажми кнопку Добавить график.

7. В поле формула набери ______________.

8.Подтвердите ввод кнопкой Ок.

9. Ответь на вопрос:









Приложение 2


Сколько решений имеет система уравнений с двумя переменными?

1 случай


Ответ

2 случай

Ответ

3 случай

Ответ

Условие задания



Условие задания


Условие ззадания























вывод



вывод


вывод


Общий вывод: система уравнений может иметь…
















Приложение 3


Сколько решений имеет система уравнений ?

1 случай

Ответ: одно решение


Решить графически

Ответ: два решения (-1;1), (1;1)

Сколько решений имеет система уравнений ?

2 случай

Ответ: нет решений


Сколько решение имеет система уравнений ?

Ответ: нет решений

3 случай

Сколько решений имеет система уравнений ?

Ответ: множество решений



Просмотр содержимого презентации
«Степанова Вика»

Графический способ решения систем уравнений Подготовила ученица 9 го класса средней школы № 20 Степанова Виктория.

Графический способ решения систем уравнений

Подготовила ученица 9 го класса средней школы № 20

Степанова Виктория.

Конечно, Вам придется иметь дело с уравнениями попроще, и, тем не менее, графики их нужно уметь строить. ! А теперь к делу – учимся решать системы уравнений с двумя переменными графически! ! ? Уравнение 1, Уравнение 2; Дальше

Конечно, Вам придется иметь дело с уравнениями попроще, и, тем не менее, графики их нужно уметь строить.

!

А теперь к делу – учимся решать системы уравнений с двумя переменными графически!

!

?

Уравнение 1,

Уравнение 2;

Дальше

Пусть требуется решить систему уравнений: х 2 + у 2 = 25,  у = -х 2 + 2х + 5; Построим в одной системе координат графики уравнений х 2 + у 2 = 25  и у = -х 2 + 2х + 5 Координаты любой точки окружности являются решением уравнения х 2 + у 2 = 25 , а координаты любой точки параболы являются решением уравнения у = -х 2 + 2х + 5 . Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением системы. Находим по рисунку значения координат точек пересечения графиков: А(-2,2;-4,5), В(0;5), С(2,2;4,5), D (4;-3) . Тогда система имеет 4 решения 1  1  2  2  3  3  4  4  Второе и четвертое из этих решений – точные, а первое и третье – приближенные. Дальше

Пусть требуется решить систему уравнений:

х 2 + у 2 = 25,

у = -х 2 + 2х + 5;

Построим в одной системе координат графики уравнений

х 2 + у 2 = 25 и у = -х 2 + 2х + 5

Координаты любой точки окружности являются решением уравнения х 2 + у 2 = 25 , а координаты любой точки параболы являются решением уравнения у = -х 2 + 2х + 5 .

Значит, координаты каждой из точек пересечения окружности и параболы удовлетворяют как первому уравнению системы, так и второму, т.е. являются решением системы.

Находим по рисунку значения координат точек пересечения графиков: А(-2,2;-4,5), В(0;5),

С(2,2;4,5), D (4;-3) . Тогда система имеет 4 решения

1  1  2  2 

3  3  4  4 

Второе и четвертое из этих решений – точные,

а первое и третье – приближенные.

Дальше

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы. Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:  Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;  Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);  Координаты этих точек и будут решениями системы. Помните о двух вещах! Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет; Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными; Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы! Дальше

Давайте сделаем из рассмотренного примера выводы.

Чтобы решить систему двух уравнений с двумя неизвестными, нужно:

  • Построить в одной системе координат графики уравнений, входящих в систему;
  • Определить координаты всех точек пересечений графиков (если они есть);
  • Координаты этих точек и будут решениями системы.

Помните о двух вещах!

  • Если точек пересечения графиков нет, то система решений не имеет;
  • Координаты точек пересечения определяются приблизительно, поэтому и решения могут получиться приблизительными;

Чтобы проверить точность полученных решений, их нужно подставить в уравнения системы!

Дальше

Решаем систему: Задание 1 у Преобразуем уравнения системы: х 0 Строим в одной системе координат графики уравнений системы А теперь самостоятельно определите решения системы. Дальше

Решаем систему:

Задание 1

у

Преобразуем уравнения системы:

х

0

Строим в одной системе координат графики уравнений системы

А теперь самостоятельно определите решения системы.

Дальше

Задание 2 у Решаем систему: Преобразуем уравнения системы: х 0 Строим в одной системе координат графики уравнений системы А теперь самостоятельно определите решения системы. Дальше

Задание 2

у

Решаем систему:

Преобразуем уравнения системы:

х

0

Строим в одной системе координат графики уравнений системы

А теперь самостоятельно определите решения системы.

Дальше

у Задание 3 Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х-у=1 х 0 3х+2у=18 Дальше

у

Задание 3

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х-у=1

х

0

3х+2у=18

Дальше

у х Задание 4 0 Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. Даьше л

у

х

Задание 4

0

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

Даьше

л

Задание 5 у Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х 0 Дальше

Задание 5

у

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х

0

Дальше

Задание 6 у Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение. х 0 Дальше

Задание 6

у

Перед Вами графики двух уравнений. Запишите систему, определяемую этими уравнениями, и ее решение.

х

0

Дальше

у  0

у

0

Просмотр содержимого презентации
«Шерстнёв Иван»

Графическое решение систем  уравнений Подготовил: Шерстнев Иван, ученик 9 класса МОУ СОШ №20 г.Владивостока

Графическое решение систем уравнений

Подготовил: Шерстнев Иван, ученик 9 класса МОУ СОШ №20 г.Владивостока

    асимптота  Асимптота, так называемая прямая или кривая линия, которая, будучи продолжена, приближается к другой кривой, но никогда не пересекает её, так что расстояние между ними делается бесконечно малой величиной.

    асимптота

    Асимптота, так называемая прямая или кривая линия, которая, будучи продолжена, приближается к другой кривой, но никогда не пересекает её, так что расстояние между ними делается бесконечно малой величиной.

    У=4 асимптота х=3 асимптота

    У=4 асимптота

    х=3 асимптота

    Сколько решений имеет уравнение? Ответ:1

    Сколько решений имеет уравнение?

    Ответ:1

    Сколько решений имеет уравнение? Ответ:3

    Сколько решений имеет уравнение?

    Ответ:3


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Математика

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Омельченко Татьяна Михайловна

    Дата: 26.07.2014

    Номер свидетельства: 110654


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства