kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме « Наибольшее и наименьшее значения функции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Наибольшее и наименьшее значения функции».

Цели:

           1.  Рассмотреть применение метода наибольших и наименьших значений функции к решению разнообразных прикладных задач.

          2.  Формировать у учащихся умение применять  данный метод при решении задач.

           3.  Развивать логическое мышление учащихся и вычислительные навыки.

           4.  Воспитание ответственности за результаты своего труда и товарищей,  снижение уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, развитие коммуникативных навыков.

             Тип урока: комбинированный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме « Наибольшее и наименьшее значения функции» »

5




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 24 р. п. Юрты

Иркутской области.





Методическая разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме « Наибольшее и наименьшее значения функции».

Составитель Трушкова Наталья Евгеньевна.





Тема: «Наибольшее и наименьшее значения функции».

Цели:

1. Рассмотреть применение метода наибольших и наименьших значений функции к решению разнообразных прикладных задач.

2. Формировать у учащихся умение применять данный метод при решении задач.

3. Развивать логическое мышление учащихся и вычислительные навыки.

4. Воспитание ответственности за результаты своего труда и товарищей, снижение уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа». Под редакцией А.Н. Колмогорова.

Книга для учителя « Устные упражнения по алгебре и началам анализа». Р.Д. Лукин, Т.К. Лукина, М.С. Якунина.

Учебное пособие для 10-11 классов средней школы « Алгебра и начала анализа». Под редакцией А.Н. Колмогорова.

Учебник для общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа» 11 класс. Г.К. Муравин, О.В. Муравина.

Учебно-методическое пособие к учебнику А.Н. Колмогорова и др. «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы». Поурочное планирование по алгебре и началам анализа. О.В. Макарова.

Тетради, карандаши, линейки.

Карточки-алгоритмы.

Справочник по алгебре.
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» 18/ 2000.

Мультимедийный проектор, экран, слайды.



План урока.

Этап урока.

Цель этапа.

Время.

1

Организационный момент

Сообщение темы урока; постановка целей урока; сообщение этапов урока.

2 мин

2

Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания. Устные упражнения.

8 мин

3

Операционально- исполнительная часть

Рассмотреть применение метода поиска наибольших и наименьших значений функции к решению прикладных задач.

12 мин

4

Формирование умений и навыков учащихся

Первичное закрепление полученных знаний.

12 мин

5

Итог урока

Обобщение знаний, полученных на уроке.

5 мин

6

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию.

1 мин



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся:

а) Устная работа по вопросам:

Слайд 1.

- Сформулируйте признак возрастания (убывания) функции;

- Какую точку называют критической точкой функции?

-Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

-На рисунке изображены графики функций f(x) и g(x), заданных на

отрезке [ a,b]. ( Приложение 1).

Для каждой из них найдите: а) точки максимума и минимума;

б) точки, в которых функция принимает наибольшее и наименьшее значения на отрезке [a,b].



Слайд 2.

- На отрезке [a,b] (области определения) функция f(x) имеет максимумы, равные 2 и 5, и минимум, равный 1, f (a)=-3,

F(b)=0. Чему равно наименьшее и наибольшее значения функции?

-На отрезке [a,b] максимум равен 4, минимум равен 2 и -1.

Каких условий недостаёт для того, чтобы определить наименьшее и наибольшее значения функции?



( Ответ: -3; 5)

(Ответ: значений функции на концах отрезка)

б) Проверка домашнего задания.

Разобрать на доске задания, вызвавшие наибольшие затруднения.

  1. Операционально-исполнительная часть.

-Решение многих задач приводит к необходимости нахождения наибольшего и наименьшего значений того или иного выражений.



Слайд 3.



Знаменитые Аполлоний, Архимед и Евклид уже в Древней Греции находили наибольшие площади и объёмы. Однако только в 17 веке П. Ферма, И. Кеплер и, наконец, Г. Лейбниц и И. Ньютон разработали общий подход к нахождению наибольших и наименьших значений функции Этот подход, как мы теперь знаем, связан с применением производной.



( При необходимости можно показать портреты учёных).

- При этом действуют по следующей схеме:

Слайд 4.





1) задача «переводится» на язык функций. Для этого выбирают удобный параметр х, через который интересующую нас величину выражают как функцию f(x);

2) средствами анализа ищется наибольшее или наименьшее значение этой функции на некотором промежутке;

3) выясняется, какой практический смысл ( в терминах первоначальной задачи) имеет полученный ( на языке функций) результат.

-Приведем примеры применения метода математического моделирования.

Пример 2, стр. 156 учебника.

Из квадратного листа жести со стороной a надо изготовить открытую сверху коробку, вырезав по углам квадратики и загнув образовавшиеся кромки. Какой должна быть сторона основания коробки, чтобы её объём был максимальным?

(Объяснение согласно текста учебника).



-Запись в тетрадях практического вывода:

Если непрерывная на промежутке функция имеет единственную точку экстремума х0, то в случае максимума значение f( x0) наибольшее на этом промежутке, а в случае минимума значение f(x0) наименьшее на этом промежутке.

-Работа с учебником.

311. Решить задачу (ученик решает на доске с пояснением).

Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.

  1. Формирование умений и навыков учащихся.

( работа в группах по 5-6 человек). По окончанию работы учитель проверяет решение. За правильное решение ставится оценка. Если задача решена неверно, то она остается на домашнее задание этой группе.

1 группа: Найти размеры участка прямоугольной формы, имеющего наибольшую площадь, если его периметр равен 200 м.

( Ответ: 50 м и 50 м)

2 группа: Открытый бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда с квадратным основанием, должен вмещать 13,5 л жидкости. При каких размерах бака на его изготовление потребуется наименьшее количество металла?

( Ответ: высота-1,5 дм, сторона основания-3 дм)

3 группа: Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна равен 20 см. (Ответ: 20; 20 см)



  1. Итог урока. Слайд 5.

-В чём различие между понятиями максимума и наибольшего значения, минимума и наименьшего значения?

-В каких случаях наименьшее значение функции не является её минимумом?

-Нарисуйте график функции, у которой максимум меньше наибольшего значения, а минимум равен наименьшему значению.

- Приведите пример функции, наибольшее (наименьшее) значение которой можно найти без помощи производной.

- Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

-Из каких этапов состоит метод математического моделирования?



Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

- Решить задачи № 315, № 316 учебника;

-подобрать из дополнительной литературы по 1 задаче на данную тему и решить её.

( Условие задачи и решение оформить на листе А4, после чего будет составлен банк заданий по теме.)

























Приложение 1.











Методическая разработка урока по теме « Наибольшее и наименьшее значение функции».

Данный урок – второй по теме. На первом уроке было изучено правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции. Поэтому цель второго урока: рассмотреть применение этого правила к решению различных прикладных задач.

Усвоение знаний, отработка умений организованы с помощью фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Все этапы урока взаимосвязаны по содержанию и времени. Содержание урока соответствует требованиям учебной программы, целям урока.

Данная разработка может быть использована начинающими учителями, окажет помощь при подготовке к урокам по данной теме.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Трушкова Наталья Евгеньевна

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 217980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства