kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики "Выборочные исследования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для преподавания алгебры в 9 классе по общеобразовательной программе с использованием  учебника под редакцией Г. В. Дорофеева. На изучение алгебры отводится 3 часа в неделю, 102 часа за год.

Представленный урок – это второй урок по теме «Выборочные исследования», которая входит в раздел «Вероятность и статистика». На первом уроке учащиеся познакомились с новыми понятиями (статистика, генеральная совокупность, выборка, репрезентативная выборка, объем выборки, ранжированный ряд) и способами представления статистических данных (диаграмма частот, полигон частот), повторили изученные в предыдущих классах понятия (частота события, относительная частота). На втором уроке формируются умения обрабатывать и представлять в различных видах статистические данные.

Урок комбинированный. На уроке применяются фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики "Выборочные исследования" »

Тема: «Выборочные исследования»

Цели:

- конкретизировать представления учащихся о статистических исследованиях, обработке данных, интерпретации результатов;

- развивать способность к применению приемов обработки результатов статистических исследований; к составлению таблиц, диаграмм и графиков;

- формировать навыки саморегуляции и самоорганизации, оценки и самооценки при работе в группах.

Требования к результатам урока:

Ученик должен уметь составлять таблицы, строить диаграммы и графики.

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения для анализа реальных числовых данных, представленных в виде таблиц, диаграмм и графиков.

Оборудование урока: карточки с терминами

Ход урока:

Этап 1. Актуализация знаний проводится с целью определить уровень понимания изученных понятий (фронтальная работа с классом)

Учитель: Какую тему мы начали изучать?

Ответы: «Вероятность и статистика. Статистические исследования»

Учитель: С какими понятиями познакомились?

Ответы: статистика, генеральная совокупность, выборка, репрезентативная выборка, объем выборки, ранжированный ряд, частота события, относительная частота, диаграмма частот, полигон частот

Называя понятия, учащиеся дают их определения. Один ученик на доске вывешивает карточки с названными терминами, выбирая их из общей стопки на столе у доски.

Учитель: Кроме новых понятий нам сегодня понадобятся и характеристики числового ряда. Назовите их и дайте определения.

Ответ: среднее арифметическое, медиана, размах, мода

Ученик у доски вывешивает карточки с терминами

Учитель: Вы вспомнили весь необходимый материал и готовы к дальнейшей работе по его применению.

Промежуточные результаты: все опрошенные учащиеся показали знание определений изученных понятий и форм представления статистических данных.

Этап 2. Самостоятельная работа с материалом для исследования.

Учитель: В девятых классах школы проводилась контрольная работа, состоящая из семи заданий. В списке учащихся напротив фамилий проставили число верно выполненных учеником заданий. Получили следующий ряд (на доске представлен ряд из 50 чисел, каждое число на карточке с магнитом):

4; 5; 0; 4; 6; 4; 3; 3; 3; 3; 4; 3; 6; 2; 3; 5; 4; 2; 5; 3; 5; 3; 7; 1; 5; 4; 6; 5; 5; 5; 3; 2; 1; 2; 6; 4; 5; 5; 3; 1; 4; 6; 6; 6; 4; 2; 3; 2; 7; 0.

Учитель: Насколько удобно работать с этой информацией?

В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что данный способ интерпретации информации в работе неудобен и ставят вопрос:

Какой способ интерпретации информации удобен (рационален) для работы?

Далее формулируются задачи урока:

- вспомнить известные способы представления информации,

- выбрать способ представления информации наиболее удобный для работы

Решение проблемы:

Учащиеся вместе с учителем вспоминают все известные способы представления информации.

Учитель дает задание: ранжировать ряд и составить таблицу частот.

Один ученик, вызванный к доске, ранжирует ряд, переставляя карточки, остальные самостоятельно в тетради. Получается новый ряд:

0; 0; 1; 1; 1; 2; 2; 2; 2; 2; 2; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 3; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 4; 5; 5; 5; 5; 5; 5; 5; 5; 5; 5; 6; 6; 6; 6; 6; 6; 6; 7; 7

После ранжирования все учащиеся проверяют свою работу и переходят к составлению таблицы.

По результатам самостоятельной работы учащихся проводится проверка составления и заполнения таблицы по образцу на доске, ранее закрытому.

событие


0

1

2

3

4

5

6

7

частота


2

3

6

11

9

10

7

2

относительная частота

4%

6%

12%

22%

18%

20%

14%

4%



После проверки учитель с учениками обсуждают преимущество способа представления информации в виде таблицы частот как рационального для работы.

Промежуточные результаты: все учащиеся успешно справились с заданием, у них в тетрадях ранжированный ряд и таблица частот.

Этап 3. Групповая работа с материалом для исследования.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно представить частично обработанную информацию в других известных ученикам видах (формах, способах).

Задание для работы в группах:

1 группа

  1. Используя полученные ряд и таблицу, представьте результаты в виде столбчатой диаграммы.

  2. Укажите достоинства и недостатки данного способа представления информации.

  3. Сделайте вывод о рациональности его применения в работе.

2 группа

  1. Используя полученные ряд и таблицу, представьте результаты в виде полигона.

  2. Укажите достоинства и недостатки данного способа представления информации.

  3. Сделайте вывод о рациональности его применения в работе.

3 группа

  1. Используя полученные ряд и таблицу, найти моду, медиану и размах ряда.

  2. Укажите достоинства и недостатки данного способа представления информации.

  3. Сделайте вывод о рациональности его применения в работе.

4 группа

  1. Используя полученные ряд и таблицу, найти среднее арифметическое ряда.

  2. Укажите достоинства и недостатки данного способа представления информации.

  3. Сделайте вывод о рациональности его применения в работе.

Этап 4. Представление и защита результатов работы групп.

Результаты работы группы представляют на доске на подготовленных в ходе работы листах. Если были допущены ошибки (особенно вычислительные), то обсудить где и почему они появились. При возможности использования компьютера первые две группы могут представить результаты в электронном виде.

Учитель с учащимися подводят итоги этапа: каждый из способов рационален в определенной ситуации.

Промежуточные результаты: учащиеся применили известные теоретические знания на практике.

Этап 5. Итог урока.

Учитель: Какие выводы можно сделать из полученных результатов?

Учитель: Где и для чего это можно использовать?

Учитель: Можно ли считать представленную выборку репрезентативной для выводов о результатах работы школы? Города? Области?

Учащиеся дают ответы, обосновывая свои выводы

Этап 6. Оценка работы.

Учитель: Оцените работу друг друга в листах оценивания, учитывая участие в работе класса, участие в работе группы, правильность выполнения заданий, знание теоретического материала. Оценка может быть в баллах или словесная.

Учащиеся оценивают работу друг друга и свою в листах оценивания и сдают их учителю. В листах оценивания заранее вписаны фамилии.

Фамилия, имя

оценка

примечание


















Этап 7. Домашнее задание.

Опросить 2-3 человека и записать ответ на вопрос: «Сколько минут вы тратите на дорогу в школу?»

Индивидуальные задания на повторение (выдать заранее)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока математики "Выборочные исследования"

Автор: Соколова Людмила Михайловна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1860 руб.
2660 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства