Методическая разработка урока геометрии 9 класс по теме "Правильные многоугольники" с конструированием активных, продуктивных и интерактивных оценочных средств.
Методическая разработка урока геометрии 9 класс по теме "Правильные многоугольники" с конструированием активных, продуктивных и интерактивных оценочных средств.
На уроке представлена групповая форма работы обучающихся. Форм урока: проектная деятельность обучающихся. Цель урока: получение данных для оценки сформированности метапредметных действий. Ожидаемые результаты- оцениваемые компетенции ( предметные и метапредметные).Основное оценочное средство кластер "Правильные многоугольники", составленный из пректных работ творческих групп обучающихся. Для оценки сформированности компетенций обучающихся используется карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся с использованием кластера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока геометрии 9 класс по теме "Правильные многоугольники" с конструированием активных, продуктивных и интерактивных оценочных средств. »
Бухарова Татьяна Викторовна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 49 города Тюмени
КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОМЕТРИИ (ФГОС) Групповой проект «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВИЛЬНЫХ МНОГОУГОЛЬНИКАХ»
План методической разработки
Предмет: Геометрия
Тема: Правильные многоугольники
Контингент учащихся: 9 класс
Дата проведения:
Время проведения, общая продолжительность: 45 минут.
Место проведения: МАОУ гимназия №49 города Тюмени
Оборудование и материалы:
Организация рабочего пространства класса.
В классе должны быть:
три рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
листы с заданием (по числу участников группы),
лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),
листы самооценки (по числу участников группы),
ручки, линейки, циркуль, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.
Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,
бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
стол и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;
стол с ручными инструментами и материалами;
зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
Ресурсы для выполнения проекта
Подборка информационных ресурсов о правильных многоугольниках, о многогранниках, энциклопедии, учебники, научно-популярная литература книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари, журнал «Квант» и т.п.:
иллюстрации;
пословицы,поговорки и загадки;
интересные факты «А знаете ли вы …».
Инструменты и средства: компьютер, магнитная доска с держателями, ручки, линейки, ластики, циркуль, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.
Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу обучающихся в классе).
Методы и приемы обучения: групповая формы работы обучающихся; работа с учебником, работа с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета, практическая работа за компьютером, практическая работа по оформлению проекта.
Цель урока: получение данных для оценки сформированности метопредметных действий.
Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции
Предметные:
умение определят из множества геометрических фигур правильные многоугольники, усвоить какие бывают правильные многоугольники, определить свойства правильных многоугольников;
умения использовать свойства правильных многоугольников при решении практических задач, определять их назначение.
Метапредметные
Познавательные:
умение перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке со страниц учебника, энциклопедий и предметной литературы и сети Интернет.
Регулятивные:
умение работать по предложенному учителем плану;
умение работы в группе, умение распределение ролей в рабочей группе;
формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которым столкнулся обучающиеся;
оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Содержание занятия
Мотивирующий этап:
Учитель: Представьте, что вам необходимо убедить окружающих, а может и себя о красоте и стройности геометрии, геометрии вокруг нас. Подготовьте и представьте сообщение«Что мы знаем о правильных многоугольниках».
Не обязательнорассказывать всё, что вы знаете. Выберите какую-нибудь одну тему. Например, «Правильные многоугольники вокруг нас» или «Художественный паркет». Можно рассказать и о том, как построить правильные многоугольники, используя циркуль и всегда ли это возможно, или о том, как можно украсить интерьер, используя модели правильных многоугольников, как создать строгий изящный парк, если рисунок аллей соответствует правильным многоугольникам, разглядеть в природе правильные многоугольника. Вы можете рассказать о народах, живущих в нашем регионе о том, каким орнаментом они украшают свой наряд и интерьеры быта. Или о природе, о том, можно ли увидеть вокруг нас правильные многоугольники. Вы можете предложить свои приемы и способы изучение геометрического материала, решения «красивых» задач по теме «Правильные многоугольники». Вы можете рассказать и о чём-нибудь ещё – по вашему выбору.
Подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, которая вам поможет в раскрытии вашей темы, содержащие:
заголовок – название выбранной вами темы;
небольшой текст (от 10 до 20 предложений) – сообщение по выбранной вами теме;
иллюстрации к тексту и подписи к ним;
два-три вопроса к составленному вами тесту;
две-три пословицы или поговорки, или две-три загадки по выбранной вами теме;
один-два интересных факта по выбранной вами теме;
названия двух-трёх книг или статей, которые, вы советуете прочесть, чтобы больше узнать о выбранной вами теме.
В нижней части плаката или в конце презентации обязательно укажите состав вашей группы и список использованной литературы.
Для выполнения задания вы можете использовать:
компьютер и принтер, проектор;
магнитную доску с держателями;
книги и справочники, бумажные иллюстрации;
информационные и иллюстративные материалы, содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;
ручки, линейки, циркуль, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения и форму ее представления – плакат или компьютерная презентация.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвиженияпо заданию.
Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 25 – 20 минут.
Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
Выслушайте отчеты других групп.
Оцените выполненные вами работы - свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Основной этап
Ученики распределяются по группам, обучающиеся читают текст задания, самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и решают, что они будут делать – плакат или презентацию;
Участники проекта по совету учителя читают советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания:
1. обсуждение темы, формы представления результата;
2. составление плана работы (обучающиеся находят лист планирования и продвижения);
3. выполнение задания;
4. контроль за выполнением задания (обучающиеся находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);
5. представление результатов;
6. самооценка (обучающиеся находят лист самооценки);
Примерное время выполнения проекта.
Занятие рассчитано на 45 минут. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.
Этапы занятия
В будущем, когда проектная деятельность станет привычной
Организационный этап
5 минут
Выполнение проекта детьми
15 – 20 минут
Презентации работ группами
5 – 10 минут
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов
5 минут
Итого
40 –45
По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.
Основное оценочное средство кластер «Правильные многоугольники», составленный из работы каждой творческой группы.
Соотношение индивидуальной и групповой форм обучения: работа выполняется в группах, учитывается участие каждого члена группы.
Систематизация и обобщение темы «Правильные многоугольники» материал:
Гл. XII. §2, п.п. 105-109.
Форма отчетности обучающихся: разработанный групповой проект, на выбор обучающихся, оформленный на листе ватмана, презентация, выполненного в программе PowerPoint. Защита группового проекта.
Рефлексия хода и результатов занятия
Объедение проектов каждой группы в кластер. После защиты проектов обучающие каждой группы осуществляют оценку работы каждой группы:
Карта оценки работы группы__________________________________________
Фамилии авторов проектов
Правильный многоугольник математическая модель
7 6 5 4 3 2 1
Ошибки в определении нет представления математической модели
Ипользованы ли свойства правильных многоугольников
7 6 5 4 3 2 1
Не отмечены свойства правильных многоугольников
Информация легко воспринимается
7 6 5 4 3 2 1
Информацию трудно воспринимать, схема не читаема
Работа выполнена аккуратно
7 6 5 4 3 2 1
Работа выполнена небрежно
Представление работы интересно, доступно, позновательно
7 6 5 4 3 2 1
Представление работы не интересно, речь трудно воспринимается.
Всего баллов:________
Работу оценил ___________________________________
Фамилия проверяющего
Критерии выставления отметки:
«5» - 32 –35 баллов
«4» - 25 –31 балл
«3» - 14 –24 балл
«2» - меньше 14 баллов
Оценка компетенций обучающихся. Заполнение карты оценки компетенций.
После выполнения работы, обучающие, каждой группы заполняют карты самооценки, выслушивают защиты проектов и осуществляют оценку по карте, предложенной учителем (раздел рефлексии). После проверки работ, листа самооценки и карт взаимооценки, учитель заполняет карту оценки уровня сформированности компетенций.
Карта оценки уровня сформированности компетенций обучающихся с использованием кластера
Результаты обучения (показатели оценки)
Уровни сформированности компетенций / критерии оценки
Минимальный
(0-3 баллов)
Базовый
(4-6 баллов)
Повышенный
(7-9 баллов)
Умение определять из множества геометрических фигур правильные многоугольники, уметь выделять их свойства.
Определять правильные многоугольники: правильные треугольники, четырехугольники, шестиугольники, видеть их среди окружения.
Определять правильные многоугольники, знать их свойства, видеть их среди окружения.
Определять правильные многоугольники, знать их свойства, уметь применять свойства правильных многоугольников при решении задач. Видеть модели правильных многоугольников в других дисциплинах.
Умение работать с информацией, в том числе используя возможности новых информационных технологий
Работает только с одним источником информации, слабо развиты навыки преобразования информации.
Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Проявляет указанные навыки при поддержке учителя и одноклассника.
Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, сохранять и передавать информацию.
Представление информации, аргументация своей позиции.
Материал подан с минимальной математической символикой, утверждения приведены без аргументации.
Привлекательно оформлена работа, приведены основные утверждения.
Материал оформлен привлекательно, математически грамотно, имеются собственные дизайнерские находки, представлены и аргументированы математические модели.
Работа в группах
Работа шла разрозненно, не было достаточного взаимопонимания на различных этапах работы, не все распределенные роли соответствовали возможностям участников.
Работали слаженно, присутствовало взаимопонимание, взаимопомощь, но результат достигался благодаря активной работе отдельных участников группы. Большая часть ролей участников проекта - распределено верно.
Работа шла слаженно, эффективно, результат – это работа всех и каждого в отдельности, удачно распределены роли участников группового проекта.
Адекватность взаимооценки и самооценки
Обучающийся неадекватно оценивает ход и результаты своих действий и действий других обучающихся, не учитывает обозначенные показатели и критерии оценки
Обучающийся в целом адекватно оценивает ход и результаты своих действий и действий других обучающихся, учитывает обозначенные показатели и критерии оценки
Обучающийся адекватно оценивает ход и результаты своих действий и действий других обучающихся, учитывает обозначенные показатели и критерии, дает развернутое аргументированное обоснование оценки
Шкала перевода баллов в отметку.
10-18б – «3»;
19-27б – «4»;
28-36б – «5».
Домашнее задание: составить кроссворд «Правильные многоугольники»; составить или подобрать геометрическую задачу по теме «Правильные многоугольники».
Рогановский Н.М. Геометрия: Учебник для 7-9-х кл. общеобразоват. школ с углубленным. изучением математики.-2-е изд., перераб.-Мн.: Нар.асвета, 1997.-574 с.: ил.
3. Шарыгин И.Ф. Геометрия: учебник для 7-9-ч кл. общеобразоват.школ /И.Ф.Шарыгин.-8-е изд.-М.: Дрофа, 2007.-197с.: ил.
4. Журнал «Квант», 1973, № 8.
5. Журнал «Квант», 1974, №12.
10. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выш. школа, 1989.