Алиско Т.Р., МАОУ СОШ №65 г. Тюмени
Шаркова С.Д., МАОУ СОШ №65 г. Тюмени
Соловьева Т.М., МАОУ СОШ № 50 г. Тюмени
Ильина Г.Н., МАОУ СОШ № 51 г. Тюмени
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: | Математика. |
Тема урока: | Свойство медиан треугольника . |
Класс: | 8класс. |
УМК: | Л.Г. Атанасян. |
Тип урока: | Открытие новых знаний. |
Оборудование и материалы: | Индивидуальная оценочная карта. Модель центра масс отрезка и треугольника. |
Основная форма проведения занятия: | Практическое занятие. |
Методы и приемы обучения: | Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа. Самостоятельная работа. Эксперимент. Наблюдение. Проблемная ситуация. |
Цели учебного занятия: | Создать условия для изучения свойства медиан треугольника. |
Ожидаемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия: |
Умеют точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии. | Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей; Высказывать свое предположение. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Содержание урока. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия. |
Мотивирующий этап. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создает положительный настрой на продуктивную работу. -Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. -Я тоже вам желаю сегодня хорошей работы. | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. В паре улыбаются друг другу. -Я желаю тебе, Сережа, хорошего рабочего настроения и т.д. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация знаний. | Новые знания нам будет очень трудно осваивать без определенной теоретической базы. Повторим основное материал в виде небольшой проверочной работы, в которой вам необходимо закончить предложения. Проверьте свои ответы сначала в паре, затем в четверке. Сравните с образцом. Проблемная ситуация: Демонстрация модели на нахождение центра масс отрезка и треугольника. Как вы думаете, в какой точке: в точке пересечения высот, в точке пересечения медиан или в точке пересечения биссектрис треугольника находится этот центр масс. | Учащиеся выполняют проверочную работы. Проверяют свое решение сначала в паре, затем в четверке, затем по образцу и проводят самооценку индивидуальной оценочной карте. Пробуют на собственном опыте определить центр равновесия отрезка и треугольника. Делают предположения, что это точка пересечения медиан треугольника. | самостоятельная работа. рефлексия, самоконтроль Наблюдение, эксперимент, фронтальная беседа. | Регулятивные УУД:Уметь вносить коррективы на основе его оценки. Познавательные УУД Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативное УУД Уметь взаимодействовать в парах и группах.. Регулятивные УУД: Уметь высказывать свои предположения. | Уметь анализировать, делать выводы, общаться. |
|
3.Целеполагание и мотивация | - Как вы думаете какая тема нашего урока? - Запишите в тетрадь дату и тему урока. -Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | Свойство медиан треугольника. - Изучить свойство медиан треугольника. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Измерьте отрезки, на которые делятся медианы точкой пересечения. Запишите результаты измерений. Что вы заметили. Докажите, ваше предположение или опровергните его. Можете воспользоваться учебником или доказать самостоятельно. Можете поработать в парах или в четверках. Оцените свою работу. | Измеряют отрезки и замечают, что медианы точкой пересечения делятся в одинаковом отношении. Формулируют вывод. (выдвигают гипотезу) Доказывают утверждение. После небольшого обсуждения учащиеся демонстрируют доказательство всему классу. ( по готовому рисунку на интерактивной доске) | Проблемная ситуация Эксперимент, Сравнение. | Регулятивные УУД: Уметь: проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия и доказать их или разобрать самостоятельно по учебнику; |
6.Первичное закрепление | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: Решить задачи № 570 из учебника. Оцените свою работу в группе. | Работа в группах. Выполняют задание в тетради : 1) самопроверка, проговаривая устно цепочкой; 2) Разбор разных способов решения. Заполняют лист самооценки. | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь применять свойство медиан треугольника при решении задач. |
7. Подведение итогов | - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели? Почему? Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. | Регулятивные УУД: Уметь: проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно). |
8. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание определяется по уровням: I уровень ( минимальный) п. 62. Разобрать задачу 1. Задача: В равностороннем треугольнике точка пересечения медиан делит медиану, на отрезки, меньший из которых равен 2. Найдите стороны треугольника. II уровень( базовый) п. 62. Разобрать задачу 1. Уметь доказывать свойство. № 571. Творческое задание: Подумайте, почему точке пересечения медиан треугольника дали название «центр масс ( центр тяжести) треугольника. Обоснуйте, почему именно эта точка является центром масс. | Учащиеся получают домашнее задание, записывают. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Выбирают задание в соответствии с уровнем развития. |
10. Рефлексия | Организует рефлексию. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Рефлексия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: -какие получены достижения; -что было удачным на уроке, а что менее удачным; -объяснение причины своих неудач. |
Результаты обучения (показатели оценки) | Уровни сформированности компетенций / критерии оценки |
Минимальный | Базовый | Повышенный |
1.Полное и точное понимание геометрических понятий. | Вставить пропущенные слова в тексте. | Закончить предложения. | Закончить предложения и продемонстрировать на рисунках. |
2.Развитие логического мышления. | Сравнивает и анализирует в простейших ситуациях | Видоизменяет точку отсчета, Оценивает результат. | Оценивает результат. Формулирует новую задачу. |
3. Целеполагание. | Формулирует задачи, адекватные цели совместно с учителем. | Формулирует цель на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. | формулирует тему и цели урока и обосновывает их. |
4.Развитие графических умений. | Измеряет и записывает результат. Закономерность определяет с помощью учителя или одноклассников. | Измеряет и находит закономерности. | Измеряет и находит закономерности и формулирует свойство медиан. |
5. Степень самостоятельности изучения нового материала. | Изучает свойство по учебнику при помощи учителя. | Самостоятельно находит доказательство выдвинутой гипотезы. | Самостоятельно находит доказательство выдвинутой гипотезы. и может передать информацию, выступив в роли учителя. |
6. Умение применять полученные знания для решения задач. | Записывает, что дано, что необходимо найти. Владеет навыками математического языка. Находит некоторые элементы в задаче. Решает полностью с помощью учителя или одноклассников. | Оценивает результат, подбирает формулы, выбирает метод решения и применяет его. Получает ответ в задаче. | Выбирает и объясняет различные способы решения. Оценивает рациональность решения. |
7. Оценка деятельности. | По завершению работы сравнивает ожидаемый и полученный результат. | Делает выводы о соответствии результата и цели деятельности. Называет сильные и слабые стороны своей работы. | Может предложить несколько критериев для оценки результата, предлагает способы преодоления трудностей, с которыми он столкнулся при решении. |