Метапредметный урок по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Обработка информации»
Метапредметный урок по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Обработка информации»
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: «Обработка информации». На этом уроке учащиеся повторяют знания по теме «Обработка информации» и закрепляют навыки и умения работы с графическим редактором Paint. Также учащиеся учатся применять полученные знания в одной области наук в другой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Обработка информации» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Нягань "Общеобразовательная средняя школа № 3".
Методическое объединение учителей математики и информатики
математика
Метапредметный урок по
теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Обработка информации».
Выполнила:
Щетина Валентина Викторовна
учитель информатики и математики
высшей квалификационной категории
Проверила:
Бабушкина Римма Константиновна
Руководитель ШМО
учителей информатики
Нягань, 2015год
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред является наиболее естественным способом формирования УУД
Метапредметный урок – это урок, на котором…
школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
В качестве примера приведу урок математики и информатики в 5 классе.
Цели урока:
1. Научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби;
2. Повторить тему «Обработка информации»;
3. Закрепить навыки работы с графическим редактором Paint.
Место и роль данного урока в системе уроков по теме: «Обработка информации». На этом уроке учащиеся повторяют знания по теме «Обработка информации» и закрепляют навыки и умения работы с графическим редактором Paint. Также учащиеся учатся применять полученные знания в одной области наук в другой.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные: усвоение нового материала и приобретение навыков и умений сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; повторение знаний по теме «Обработка информации»
Развивающие: развитие речи, мышления, памяти, вычислительных навыков. Формирования навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение, выделение главного).
Воспитательные: воспитания информационной культуры, культуры вычислений, умения работать с партнером, уважать чужое мнение, дисциплинированность, проявлять толерантность.
Предполагаемые цели ученика:
научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, выполнить практическую работу на компьютере.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
. понятие обработка информации, её виды;
· как сложить и вычесть обыкновенные дроби:
Учащиеся должны уметь:
· складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
· выполнять практическую работу в графическом редакторе Paint;
Используемая технология: использование элементов развивающего обучения учащихся.
Формы учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, познавательная, исследовательская.
Программно – дидактическое обеспечение: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор, задания в программе Paint, презентация «Cложение и вычитание обыкновенных дробей. Обработка информации».
План урока.
Орг. момент. Постановка цели урока
Повторение темы «Обработка информации»
Новая тема «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Закрепление – выполнение практических задании в программе Paint.
Подведение итогов.
Ход урока I. Орг. момент
Сегодня у нас необычный урок – урок математики и информатики». Девизом сегодняшнего урока возьмем слова Симона Львовича Соловейчика «Учение с увлечением нужно всем без исключения». Давайте будем учится с увлечением. Запишем дату и тему урока в тетрадь «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».
(Слайд №1).
Ребята, прочитайте тему урока и скажите, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(Слайд 2)
Да, конечно, цели нашего урока: научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби и повторить тему «Обработка информации». И давайте сразу же повторим тему «Обработка информации»
II. Повторение.
Что такое обработка информации? (обработка информации – это решение некоторой информационной задачи или процесс перехода от исходных данных к результату)
(Слайд 3)
Назовите виды обработки информации (обработка, связанная с получением новой информации и обработка, связанная с изменением формы информации, но не меняющая содержание информации)
Сегодня мы будем заниматься обработкой информации – сначала получим новую информацию, вы будете анализировать, размышлять и попробуете сделать вывод, а потом мы будем работать на компьютере - менять форму представления информации из текстовой в графическую.
III. Новая тема
Актуализация знаний
Слайд №4. На сколько групп можно разделить данные числа? (ответы: на 3 группы, правильные дроби, неправильные дроби и смешанные числа)
Слайд №5. Ответьте на вопросы
Слайд №6. Сократите дробь
Слайд №7. Есть ли в примерах ошибки? Какие?
Слайд №6. Рассмотрим учебную задачу
пути за 1 день
пути за второй день
За два дня +=
Осталась 1- =-=
Слайд №7 . Рассмотрим следующую задачу часть фигуры закрашена голубым часть фигуры закрашена желтым часть фигуры закрашена зеленым ++= часть фигуры закрашена и голубым, и желтым, и зеленым.
-=часть фигуры не закрашена
Вывод
Выполняя задания нам пришлось складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Постарайтесь сформулировать правило
сложения и вычитания обыкновенных дробей.
А теперь сформулируем более грамотно
Слайд№8.
Закрепление.
Решим примеры в тетрадях самостоятельно. Те, кто выполнит быстрее, могут решать дополнительную
задачу.
Слайд№9.
Давайте проверим
V. Практикум по решению задач: работа учащихся за компьютерами
Давайте то, что вы узнали на сегодняшнем уроке, закрепим, выполнив задания в графическом редакторе Paint. Запустим программу командой Меню Пуск – Paint. Дадим команду Файл – Открыть. На Рабочем столе найдем папку 5 класс и откроем Задание 1. Читаем внимательно задание и выполняем. Те, кто выполнит переходит к следующему заданию. Свои ответы надо сохранить в том же файле командой Файл – Сохранить.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
VI.Подведение итогов
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли этой цели?
На этом уроке можно проследить следующие метапредметные умения:
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
Умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Умение находить в различных источниках информацию;
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на развитие учебно – познавательной компетентности.
Cписок использованной литературы
http://matematika-na.ru/5class/index.php
Математика за 5 класс авторов Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд 2004-2013 год
Математика. 5 класс.Зубарева И.И., Мордкович А.Г.- 14-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. - 270
Технологическая карта к уроку.
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Обработка информации
Часов на изучение темы: 1
Тип урока: «Открытие» нового знания
В теме: первый урок
Цель урока:
Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятной базы за счет введения понятия дробей, формирование умения «видеть» дроби, приводить примеры таких дробей, применять при выполнении действий дробей
Задачи урока:
Образовательные
Ввести понятие дробей с одинаковыми знаменателями, научить складывать и вычитать обыкновенные дроби, формировать умение применять алгоритм при выполнении различных заданий
Развивающие
Развивать умение анализировать, сложение и вычитание, развивать устную речь
Воспитательные
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству
Новые термины и понятия:
Дроби с одинаковыми знаменателями, сравнение сумма и разность
Планируемый результат:
УУД
Личностные: складывают и вычитают дроби, используют эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении с единицей
Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Подготовка к изучению алгебры и информатики
Индивидуальная,
Фронтальная,
парная
Учебник,
Раздаточный материал,
Компьютер,
Презентация
Этап урока
Время
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Оценка результата деятельности ученика
Организационный
2 мин
Включение учащихся в учебную деятельность
Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны
Актуализация знаний
5 мин
Актуализация знаний, повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений,
Организую индивидуальное повторение определения правильной и неправильной дроби, устное решение заданий вида: «Какую часть пути пройти … »
Выполняют задания, закрепляют умение записывать число в виде дроби, повторяют определение правильной дроби
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения
Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения заменять предложение обыкновенной дробью
Создание проблемной ситуации
3 мин
Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия
Организую обсуждение: «Закрашивание квадратов разными цветами» Подвожу к понятию сложения дробей
Обнаруживают, что дроби можно складывать и при этом получать целое чило
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
Понимают, что появляется новое математическое понятие и т.д., участвуют в диалоге, выводят правило сложения дробей
Формулирование проблемы: тема и цель урока
3 мин
Обсуждение необходимости введения нового знания
Вывожу на формулировку темы и целей урока. Четко проговариваю тему и цель урока
Приводят примеры на необходимость формулирования правила
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель, определение правильной и неправильной дроби
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
Понимают, что появляется новое математическое понятие, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока
Открытие нового знания
8 мин
Знакомство и фиксирование определений
Организую работу с учебником, путем подводящего диалога побуждаю учащихся к формулированию правила сложения дробей с одинаковым знаменателем
Учатся применять определения в процессе фронтальной и парной работы
Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем
Открывают новые определения и их применение
Первичное применение нового знания
7 мин
Формирование навыка применения определений дроби
Организую работу по выполнению примеров с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений
Учатся применять определения в процессе парной работы
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары
Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия
Проговаривают правила сложения; на конкретных примерах учатся их применять
3 мин
физкультминутка
Самостоятельная работа по закреплению изученного ранее
5 мин
Обеспечение усвоения алгоритма выполнения заданий с обыкновенными дробями
Организую работу по выполнению примеров на компьютере с последующей проверкой
Учатся применять знания об обыкновенных дробях в процессе индивидуальной работы на компьютере
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам
Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой
Выполняют задание на сложение и вычитание дробей
рефлексия
3 мин
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке
Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Я сегодня…
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений