kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Методические рекомендации по использованию сказок на уроках математики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ПОЧЕМУ ИМЕННО СКАЗКА?

Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Методические рекомендации по использованию сказок на уроках математики в начальной школе"»



« Использование математических сказок на уроках в начальной школе»

Составитель Зеленюк Инна Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ « СШ № 41 г.о. Мариуполь»





ПОЧЕМУ ИМЕННО СКАЗКА?

Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.


Математическая сказка играет важную роль в обучении, например:


способствует формированию собственного математического и логического мышления;

выполняет познавательную функцию;

учит выполнять простейшие арифметические действия;

знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами;

объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.

Основы науки в сказках объясняются ненавязчиво, легко и доступно для ребенка, поэтому педагоги успешно используют сказки как в подготовке дошкольников, так и в программе по математике для начальной школы.


Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать перед самоподготовкой по математике в группе продленного дня в форме физкультминутки или использовать во внеклассных занятиях. Для удобства сказка разбивается на части.

Сказка « Ноль и Единица»

В одном городе жили цифры от 0 до 9. Они всегда спорили и хвастались друг перед другом, кто больше или старше. Цифры даже придумали для себя знаки «» и «

Однажды Ноль и Единица сидели и плакали от обиды, что они ничего не могут сделать против старших цифр. Тогда они взялись за руки, чтобы было не так обидно. Ноль с Единицей шли по улице, а другие цифры как-то странно на них смотрели — как будто снизу. Друзья дошли до витрины магазина и увидели в отражении, что они стали большими, как никогда! Даже больше, чем цифра 9! Так получилось число 10. Другие цифры посмотрели на 10 и поняли, что если объединиться и действовать сообща, то можно стать сильнее и больше.



Сказка «Спор геометрических фигур»

Заспорили Квадрат, Треугольник и Круг, кто из них важнее.

— Я важнее, ведь у меня больше всех углов – целых четыре!  — сказал Квадрат.

-Ну и что, зато мои углы острее, чем твои, значит, я лучше! – возразил Треугольник.

— У меня хоть углов нет, зато я могу катиться по дорожке, а вы будете до вечера перекатываться на своих углах, – ответил на это Круг.

— Ну, можешь ты катиться, а дальше что? Никому фигура без углов не нужна, – сказал Квадрат, а Треугольник его поддержал, – даже дом не построишь без квадрата или треугольника: стены да окна у дома квадратные, а крыша – треугольная. А круга там и в помине нет!

Тут Круг говорит:

— Посмотрите на небо, там солнце, оно самое важное на небе, а оно на круг похоже! Значит, я тоже важен! Луна тоже круглая, а без нее ночью темно.

Посмотрели Квадрат с Треугольником на небо: действительно, солнце – как круг. И луна ночью круглая. Поняли фигуры, что они все важны.

— Да, — сказал Квадрат, — правда, без круга тоже никак. А вокруг нас, оказывается, столько круглых, квадратных и треугольных предметов.


Задание: А вы сможете найти такие предметы у себя дома?



СКАЗКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В начальной школе творческие способности детей лучше всего проявляются в групповых или самостоятельных проектах. Одно из таких заданий в 3 классе – математическая сказка. Можно сочинить свою собственную историю о цифрах, геометрических фигурах или использовать готовую, оформив ее иллюстрациями от руки, сделать вместе с родителями презентацию на компьютере из слайдов или придумать другой вариант. Сказка может быть написана в прозе или в стихах. Вот лишь несколько примеров математических сказок для 3 – 4 кл.


Сказка «Ленивый Нуль»

В маленькой стране Цифрии жили цифры. Все были трудяги, только Ноль был пузатый и ленивый.

Как-то узнали товарищи, что в соседнюю страну Арифметию на службу требуются цифры, чтобы составлять уравнения и задачи для учеников. Цифры обрадовались, что теперь могут работать на благо детей, и отправились в путь. Только дорога был нелегкая. Путь пролегал под палящим солнцем, а впереди было 4 реки, которые нужно было перейти, а заодно потренироваться в арифметике.

Вот дошли они до первой реки под названием Сложение. Подбежали циферки к реке попить, а та сказала: «Я дам вам воды, но сначала вы встанете по парам и сложитесь, чтобы получилось новое число». Все цифры быстренько встали по парам, выполнили задание, а одна цифра зазевалась, ей достался Ноль. Как ни складывалась цифра с нулем, сумма не изменилась, пришлось уйти, не попив воды.

Шли цифры дальше, солнце уже в зените, воды хочется. Дошли до второй реки – Вычитание. Снова все бросились к воде, а женский голос им говорит: «Я дам вам напиться, но сначала встаньте по парам, да вычтите из большего меньшее, чтобы получилось новое число». Все быстро поделились на пары, сделали, что просят, но уже другая цифра в этот раз промедлила, ей достался Ноль. Вычла она ноль, а число не изменилось. Осталась цифра без воды, а Ноль вообще не волновался – ему было лень.

Пошли цифры дальше, дошли до реки Умножение. Снова река попросила выполнить задание – встать по парам, да помножиться друг на друга. Все быстро выполнили просьбу, но снова одной цифре не повезло, она умножилась на ноль и тоже стала нулем. Цифра даже расплакалась, так ей обидно стало, что из-за нуля все страдают.

Наконец, дошла компания до последней реки – Деление. Солнце уже не пекло, но задание все же пришлось выполнить – правила есть правила. Цифрам нужно было поделиться друг на друга так, чтобы получилось число больше единицы. Тут цифрам пришлось подумать, кто на кого должен делиться. К тому же, переругались все – никто не хотел делиться на ноль.

Дошли цифры до страны Арифметии, прибыли на службу, но пожаловались правительнице на ленивца, из-за которого все страдают. Правительница успокоила их и сказала, что всем цифрам найдется работа, даже Ноль пригодится в уравнениях или примерах. А чтобы остальные на него не злились, наделила она Ноль особой способностью: если он встает справа от любой цифры, то увеличивает ее в 10 раз.

Так Ноль перестал лениться и почувствовал себя нужным, а товарищи больше на него не обижались. Но делиться на него до сих пор никто не хочет, чтобы не зазнавался и помнил, как он своей ленью друзей подвел.


Сказка «Как братья поделили верблюдов»

— Я вас отпущу, но прежде вы возьмете себе верблюдов из моего стада. Старший сын возьмет половину, средний сын – одну треть, а младший сын – одну девятую. Если поделите семнадцать верблюдов, как я сказал, – идите с миром.

Пытали братья поделить верблюдов так и эдак, да никак не получалось. Расстроились молодцы, видать не хочет отец их отпускать. Пошли братья к мудрому старцу за советом. Старец нашел решение:

— Я отправлю своего верблюда вам на помощь. Это легкая задача, даже верблюд сможет поделить ваше стадо.

Братья послушали мудреца, поставили верблюда в стойло к остальным, как тут же поняли, что теперь-то верблюдов стало восемнадцать! Разделили они верблюдов, как велел отец: старшему сыну половину, среднему – треть, младшему – девятую часть, и вдруг обнаружили, что в стойле остался один верблюд. Думали, что с ним делать, решили отдать его мудрецу в благодарность за то, что помог им решить задачу. Пришли братья к старцу, привели верблюда, а старец говорит:

— Поставьте его в стойло, я ему уже корм приготовил.

Удивились молодцы: как это старец догадался, что они приведут верблюда? А тот засмеялся и ответил:

— Мой верблюд меня предупредил, что вернется домой, как только поможет вам решить задачу.


Вопросы:

Сколько верблюдов забрал каждый сын?

Почему сначала задачу нельзя было решить, а потом получилось?

Почему после деления верблюдов между братьями остался один верблюд?

10/9.


.



«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…»

Детство любого ребенка сложно представить без сказки. Мир воображения безграничен, поэтому сказка – уникальный инструмент не только для постижения жизненных законов, но и для обучения наукам. Вымышленные истории с математическим содержанием позволяют детям усваивать материал с практической стороны, не зацикливаясь на теоретической части правил.

Для сказки не существует возрастных рамок, ведь по мере развития ребенка истории наполняются новым смыслом, адекватным его возрасту. Вот почему сказки успешно применяются педагогами и родителями в дошкольной подготовке малышей и обучении математике младших и даже старших школьников.


Сказка о нуле

Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только ноль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии- Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Все исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Ноль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с нолем оказалось в проигрыше и было расстроено.

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно число не делится на ноль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить- поживать, да добра наживать.


Работать со сказкой можно по-разному: после чтения задать ряд вопросов, попросить детей на отдельных этапах продолжить сказку, рассмотреть сказку как задание с пропусками.

Например:

1) Почему страна называлась Цифрией? Что означает число Ноль?

2) Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифрию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирался переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр?

3) Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?

4) Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки- «...Стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит приз - воду». Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примеры.

5) Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?

6) Почему при переходе реки Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?

7) Во сколько раз первое число больше или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?

Предложить ребятам сочинить продолжение сказки можно, видимо, после четвертого пункта. Здесь уже чувствуется авторский замысел, математическая закономерность. Впрочем, такую работу можно организовать и после третьего пункта, если дать некоторые советы: а) каждая река ставит перед числами задачу, которую невозможно успешно решить в паре с Нолем; б) сказка должна закончиться счастливо, как обычно и бывает.

Под заданием с пропусками мы понимаем выделение интонацией (отдельные предложения можно выписать на доске) отсутствие некоторых слов. Но которые можно вставить по смыслу сказки на основе строгой взаимосвязи математических понятий. Например, в 5-м абзаце: «Число, стоящее в паре с Нолем, вообще... воды»; «С тех под ни одно число не... на ноль». В 6-м, в 7-м: «Она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого... в... раз».

Безусловно, вышеописанные приемы работы можно комбинировать. Отметим также, что применение сказок на занятиях самоподготовки при повторении и закреплении делает их более разнообразными, интересными. Сказки и вопросы к ним дают большой воспитательный эффект и способствуют развитию мышления.

Сказка «Победа знаний»

Это было давно. В некотором царстве, в некотором государстве на престол взошел неграмотный король: в детстве он не любил математику и родной язык, рисование и пение, чтение и труд. Вырос этот король неучем. Стыдно стало ему перед народом, и порешил король: пусть все в этом государстве будут неграмотными. Он закрыл школы и разрешил изучать только военное дело, чтобы завоевать побольше земель, быть богатым. Вскоре армия этого государства стала большой и сильной. Она беспокоила все близлежащие страны, особенно доставалось маленьким. Короля-неуча звали Пуд. Он стал предводителем своей разбойничьей армии.

По соседству с государством неучей находилась страна Длина. Ее король был умным и образованным человеком: знал арифметику, различные языки; кроме того, великолепно владел военной наукой. Армия в стране была небольшая, но хорошо обученная, славилась она своей разведкой и бегунами да длинные дистанции.

Король Пуд подошел со своими войсками к государству Длина и разбил лагерь около границы.

Как спасти государство Длина? Его король, зная, что Пуд и его подчиненные не умеют считать и не знают, что значат слова кило (тысяча), санти (сто), деци (десять), решил провести военную операцию.

Через два дня перед лагерем войск Пуда появилась на повозке большая фанерная кукла. Часовые не хотели ее пропускать, но кукла сказала, что она - подарок от государства Длина королю Пуду. Часовые вынуждены были пропустить куклу. Повозка с куклой въехала в лагерь. Пуд с приближенными рассмотрели куклу и удивились ее размерам и умению говорить человеческим голосом. Кукла сказала, что ее зовут Кило и что у нее есть младшие братья Метр и Дециметр.

Солнце садилось все ниже и ниже. На землю опустилась ночь. Когда весь лагерь Пуда заснул, кукла раскрылась, и из нее вышли 1000 кукол по имени Метр, а из них, из каждой вышло по 10 кукол, которых звали Дециметр, а из каждого Дециметра - по 10 воинов - Сантиметров. Они окружили спящее вражеское войско и уничтожили его. Только король Пуд спасся бегством (позже его найдут в другом королевстве).

Так умный король, любящий науки, победил неуча - короля Пуда. И все соседние государства стали жить в мире и дружбе.

Сказка «Герой планеты «Фиалка»

Сегодня на всей Земле шумел праздник. Впервые в истории человек отправлялся к планете «Фиалка», на которой жили разумные существа.

Прошло полчаса полета, и вдруг из машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью аварии не было. На корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полётом и продолжать экспедицию.

Наконец экипаж достиг неизвестной планеты. В нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нем были шарообразной формы. Жители Фиалки не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.

Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей. Но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см имеет площадь 1 кв. см, 1 м - 1 кв. м и т. д. Как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны - 4 квадратика, а вдоль меньшей - 3. Затем Коля изобразил еще 1 прямоугольник. В нем поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина - 3.

- Что же делать? - думал Коля. Стороны прямоугольника равны 4 и квадратикам, а площадь - 12. Стороны прямоугольника равны 10 и 3 квадратикам, а площадь - 30. Знаю, - закричал мальчик, - чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину. Коля доложил командиру корабля о выполнении задания.

Эту сказку можно использовать не только для закрепления материала, но и при изучении нового - площади прямоугольника. Ученик может выступить в роли Коли, сделать пусть небольшое, но открытие.

Элементы проблемного обучения в форме игры-сказки вызывают у детей большой интерес.



Сказка про плюс и минус

Жили, не тужили Плюс и Минус. Друзья были не разлей вода. Но как случилась эта история, никто не знает.
Было дело вечером, делать было нечего. Плюс и Минус сидели и решали задачки. Вдруг Минус вскочил и закричал на весь их дом:

– А ты знаешь, что я нужнее тебя?
– Это почему же?
– Потому, что я у всех все отнимаю! И этим горжусь!
– Ты не гордишься, а хвастаешься! – сказал Плюс. – Это я лучше тебя!

– Нет я!
– Нет я!

Этот спор продолжался бесконечно, если бы на крики не прибежал знак равенства.

_ Вы все равны, друзья мои,- заявило Равно, - у каждого своя, очень важная, роль в мире математики.

Без минуса не проверить, верно ли решён пример с плюсом. Без плюса не проверить, правильно ли мы вычли из одного другое. Но и без меня, знака равенства, никогда не узнали бы вы правильный ответ на все свои вопросы и споры. Вот так!


Сказка « Дружба чисел и знаков»

В одном городе чисел жили-были три друга, числа Три, Пять и Восемь. Как-то раз, когда они веселились на солнышке, числу Три пришла в голову идея, что можно построить пример. Он предложил это друзьям, и они начали думать, как это сделать. Числа становились по-разному, менялись местами, но так и не смогли ничего сделать.

Но вот Пять поняла, что не хватает знаков «+» и «-», и друзья отправились искать помощь в страну знаков. Шли они шли и повстречали знак «-». Вежливо поздоровавшись, числа спросили, не знает ли он, есть ли где еще другие знаки. Минус ответил, что знает и повел их к Плюсу. Друзья познакомились и с Плюсом и пригласили Плюс и Минус в город чисел. Там им очень понравилось.

Числа рассказали знакам, что задумали построить пример, но у них ничего не вышло, и спросили, не могут ли знаки им помочь. Знаки с радостью согласились и сказали, что это очень легко. Друзья начали, играя, строить примеры: 5+3+8, 8-5-3, 8-5+3 и многие другие.

Знаки остались жить в городе чисел, в домиках, которые им помогли построить Три, Пять и Восемь. И они жили-поживали и примеры сочиняли.

Сказка «Нолик и его друзья»

В сказочной стране «Математике» жил был Нолик. Он был кругленький, пухленький, очень любил веселиться, играть, кататься с горки. Но стало скучно Нолику, не было у него друзей. А ему так хотелось с кем-нибудь поиграть! И решила Тетушка Математика помочь Нолику. Пригласила она все цифры к себе и сказала:

- Идите к Нолику, познакомьтесь с ним, расскажите ему о своих достоинствах. Может Нолик захочет с кем-нибудь из Вас подружиться. И цифры отправились к Нолику.

- Ребята, какие же цифры пришли к Нолику? (На слайде цифры - 1, 2, 4, 5, 7) Первой заговорила цифра 2. (На слайде говорящая цифра 2)

- Посмотрите на меня! Я красива и умна. Людям очень я нужна, ведь у них все по два. Задумался Нолик «Что же у человека по 2», не знает он. Ребята помогите Нолику. (Ответы детей: 2 руки, 2 ноги, 2 глаза и т.д.) Следующая цифра вышла вперед - 7. (На слайде говорящая цифра 7)

- Я - звезда, очень знаменитая. Не знать меня, просто стыдно! Меня часто упоминают в сказках, пословицах и поговорках. И даже не буду перечислять - ты, Нолик, сам догадайся! Задумался Нолик. Ребята, давайте поможем ему. (Ответы детей) Тут вышла вперед следующая цифра. (На слайде говорящая цифра 4)

- А я очень нужна путешественникам. Когда?, на чем?, куда? - на все эти вопросы отвечу я. (Ответы детей: 4 части света, 4 времени года, 4 колеса и т.д.) Вдруг обратил внимание Нолик - стоит одна цифра в сторонке, скромная, подошел к ней Нолик. (На слайде говорящая цифра 5)

- Я забыла, как меня зовут, напомните мне как я выгляжу и что вы знаете обо мне. (Дети в воздухе рисуют цифру 5 и рассказывают, что знают о ней) Увидел Нолик в уголочке невесело стоит цифра, крючковатый нос повесила, спину гордо распрямила и тихонько заговорила. (На слайде говорящая цифра 1)

- Ах, Нолик я тоже хочу подружиться с тобой, но я совсем не знаю, что о себе рассказать. Я всегда одна, в школе меня никто не любит и тебе я, наверное, тоже не понравлюсь. И ты не захочешь со мной дружить. Ребята рассказывают Нолику все, что знают про цифру 1. Познакомился Нолик с цифрами. С кем же он подружится? (Ответы детей). Как можно закончить эту сказку? Какие же получились у нас новые числа? (На слайде числа 10, 20, 40, 50, 70).

Какие цифры придут в гости к Нолику в следующей сказке?

Сказка «Барон Квадрат»

Давным - давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна - Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными. Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы. Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.

- Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия - Квадратом? - удивился Лист.

- Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия. - А что это такое? - спросил Лист.

-Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.

- Да, мне это подходит, - ответил Лист.

- Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица. Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

-Теперь ты превратился в настоящий Квадрат. Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

- Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!! Лист - квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание - барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.

Сказка «Купец Круг»

У царицы Геометрии в её дворце была потайная комната. И каждый вечер она уединялась в ней для того чтобы посмотреть в своё волшебное зеркало. В нём она видела всех своих жителей. Но каждый день она подолгу наблюдала за бароном Квадратом. Ей было его очень жалко - он всегда гулял один. У него не было друзей. В её стране он был единственной фигурой. Однажды вечером царица Геометрия, после наблюдений за бароном Квадратом, вышла погулять в сад. Погода была чудесная! На небе ярко сияла луна и звёзды. Царица Геометрия была очарована видом Луны, и тогда её осенило: а ведь Луна похожа на квадрат, только углы закруглены .Она в один миг достала циркуль и нарисовала круг. Позвала к себе ножницы, велела вырезать фигуру по контуру и нарекла

его купцом.

Сказка «Граф Треугольник»

Жизнь в стране Всезнаек шла своим чередом. В ней происходили и хорошие и плохие события. Царица Геометрия следила за всем, но однажды... Проказник Фокус - ^ Покус решил пошутить над бароном Квадратом. Он притворился его другом и во время очередной встречи разделил его с угла на угол пополам! Квадрат испугался. Он не знал, что ему делать. Но вдруг раздался голос царицы Г еометрии: - Не бойся барон Квадрат. Новую фигуру с тремя углами и тремя сторонами я нареку графом треугольником, а ты как был бароном квадратом, так им и останешься. Царица Геометрия наказала Фокуса - Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появился новый житель.

Сказка «Воевода Прямоугольник»

- Сколько разных чудес происходит вокруг, что мы просто не замечаем, сказала однажды царевна Геометрия. Посмотрите на себя в зеркало и скажите. Что вы там видите? - Точку, - сказала точка. - Луч, сказал Луч. - А я вижу себя, - сказал барон Квадрат, - а если встать рядом с зеркалом боком, то я превращаюсь в очень толстую незнакомую фигуру... Тогда царица Геометрия и говорит: - Так тому и быть. Пусть в нашей стране живёт ещё одна фигура! А назовём её воеводой Прямоугольником. Смотрите, если её перевернуть, то она становиться вдвое выше и вдвое уже. Все захлопали в ладоши, потому что были рады новому жителю!

Сказка «Знакомство фигур»

Однажды купец Круг гулял по лесу и нашёл весёлую полянку. Он подумал: «Как здесь красиво . Птички поют, цветочки цветут, стрекозы летают. Очень красиво!!! Буду жить здесь!» И сделал себе домик из круглых камней. Вот прошло немного, немало времени забрёл на эту полянку граф Треугольник. И понравилась эта полянка. Он подумал: ^ здесь поселиться!» Подошёл поближе к домику из круглых камней и постучал

- Кто, в этом домике живёт?

Я купец Круг, а ты кто?

- А я граф Треугольник? Можно я буду полянке?

- Конечно можно. Вдвоём жить веселее, - ответил купец Круг.

Стали они жить вдвоём. Граф Треугольник построил себе дом из треугольных камней. Жили они весело и дружно. Вот однажды на их полянку забрёл барон Квадрат. Он так был очарован красотой поляны, что не стал раздумывать, а сразу решил поселиться тут. Подошёл он к домику из круглых камней и спрашивает:

- Кто, кто в этом домике живёт?

- Я купец Круг, а ты кто? - А я барон Квадрат. Можно я буду жить на этой полянке? - Я не против, спроси хозяина другого домика, - ответил купец Круг. Подошёл барон Квадрат к домику из треугольных камней и спрашивает:

- Кто, кто в этом домике живёт?

- Я граф Треугольник, а ты кто? |

- А я барон Квадрат. Можно я буду жить на этой полянке?

- Я не против, вместе веселее. Стали они жить втроём. Барон Квадрат построил себе дом из квадратных камней. Жили они весело и дружно. Вот через несколько дней неожиданно появился на поляне воевода Прямоугольник и сразу по - военному решил: «Я буду здесь жить!». Но на поляне уже стояли дома, и он подошёл к первому домику, из круглых камней, постучался и спросил:

- Кто, кто в этом домике живёт?

Я купец Круг, а ты кто?

- А я воевода Прямоугольник . Можно я буду жить на этой полянке?

- Я не против, спроси хозяина другого домика, - ответил купец Круг.

Подошёл воевода Прямоугольник к домику из треугольных камней и спрашивает:

- Кто, кто в этом домике живёт?

- Я граф Треугольник, а ты кто?

- А я воевода Прямоугольник . Можно я буду жить на этой полянке?

- Я не против, спроси у хозяина следующего домика, ответил граф Треугольник. Подошёл воевода Прямоугольник к домику из квадратных камней и спрашивает:

- Кто, кто в этом домике живёт? - Я барон Квадрат, а ты кто?

- А я воевода Прямоугольник . Можно я буду жить на этой полянке?

- Я не против, вместе веселее. Стали они жить вчетвером. Воевода Прямоугольник построил себе дом из прямоугольных камней. С тех пор на этой поляне живут купец Круг, граф Треугольник, барон Квадрат и воевода Прямоугольник. Жизнь их была размеренной, пока на поляне не появился колдун Времени…Но это уже другая история.

Сказка «Приключения Длины, Ширины, Высоты и Толщины»

В некотором царстве, в математическом государстве жили — были математические величины Длина, Ширина, Высота и Толщина. Они были веселыми, умными, красивыми. Эти величины очень дружили. Они ходили в школу и учились там всяким премудростям. В свободное время всегда гуляли вместе, придумывали интересные, веселые игры. Все их очень любили.

В том государстве всегда было тихо и спокойно. Жители были добрыми, занимались своими важными математическими делами и никогда не ссорились. Но однажды в математическое государство прилетел Злой Ветер. Все вокруг закружил, завертел. Подружки величины в это время играли на лужайке возле дома Длины. Когда все стихло, они увидели, что Длины нигде нет. Стали звать, кричать. Звали, звали ее, а она им не отзывается. Все везде проверили — нет Длины. И тогда величины догадались, что Злой Ветер унес ее с собой.

Потужили, погоревали и решили идти на поиски подружки. Снарядились, взяли с собой еды немного и отправились в путь, спасать Длину. А куда идти, сами не знают. Шли они, шли, устали. Решили присесть у дорожки, отдохнуть, подкрепиться. А тут, откуда не возьмись, еж к ним выкатился. Величины испугались, закричали. Но потом успокоились, видят, что еж им плохого не желает. Угостили подружки нового знакомого хлебом и молоком, рассказали о своей беде. Еж с удовольствием отведал угощение. На прощание подарил величинам волшебный клубок.

Не успели Высота, Ширина и Толщина поблагодарить ежа, как его и след простыл. А клубок быстро — быстро покатился по дороге. Катится клубок, катится, подружки еле поспевают. Привел клубок величин к дремучему лесу. Стоит тот лес высокой стеной до небес. Страшно стало Ширине и Толщине, задрожали они как осиновые листочки. А Высота подошла к лесу поближе, хлопнула в ладоши три раза. Тот час высокий дремучий лес стал низким кустарником. Ширина с Толщиной обрадовались, поблагодарили Высоту и дальше все за клубком побежали.

Катится клубок, катится, подружки за ним бегут. И привел он их к широкой реке. Чтобы продолжить путь, надо на ту сторону реки перебраться, а моста нет. Стали думать, как дальше быть. Опечалились Высота и Толщина. Тут уж Ширина вышла к реке, хлопнула в ладоши три раза. В миг широкая река стала узким ручейком. Поблагодарили Ширину, перепрыгнули подружки на другую сторону и бросились догонять волшебный клубок.

Долго ли, коротко ли так бежали Высота, Ширина и Толщина. Устали, еле идут. Наконец, привел их клубок к дому Злого Ветра. Величины осторожно подошли, заглянули в окошко. Видят, спит крепким сном Злой Ветер, посвистывает так, что стекла дребезжат. А Длины в доме нет.

Вдруг слышат чей-то плач. Прислушались, огляделись подружки и видят, что вход в погреб завален толстым деревом. А плач оттуда слышен. Догадались величины, что подружка там. Стали дерево отодвигать. Да не тут-то было. Уж больно оно было толстое. Пришел черед и Толшине свои уменья показать. Хлопнула она в ладоши три раза. Толстое дерево превратилось в тоненькую веточку.

Распахнули они двери погреба и бросились к подружке. Вместе выбрались из погреба и, пока спит Злой Ветер, быстро отправились в обратный путь. А как хлопнула Длина три раза в ладоши, так и путь домой оказался коротким. Быстро они до дома добежали. А там их все ищут. Рассказали величины о своих приключениях и о том, как знания им помогли.

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка «Опасная схватка с колдуном Времени»

Наши герои: купец Круг, граф Треугольник, барон Квадрат и воевода Прямоугольник - дружно и весело жили на своей поляне. Они играли в прятки, жмурки, ходили к друг другу в гости, устраивали литературные чтения, показывали разные представления. Но однажды к ним на поляну забрёл злой колдун Времени. Он попросился с ними поиграть. Наши друзья разрешили, колдун времени постоянно нарушал правила игры, и тогда наши друзья прогнали его со своей поляны. Злой колдун Времени очень обиделся. Он считал себя самым лучшим, и поэтому заколдовал все фигуры: уменьшил их до самых маленьких размеров. Купец Круг, граф Треугольник, барон Квадрат и воевода Прямоугольник были очень расстроены! А злой колдун Времени громко рассмеялся и сказал:



- Быть вам такими маленькими, пока не признаете меня самым великим колдуном! Недолго думая, наши друзья: купец Круг, граф Треугольник, барон Квадрат и воевода Прямоугольник отправились к мудрой царицы Геометрии. Шли они лесами, шли они полями, шли они через горы. Наконец пришли во дворец Геометрии. Рассказали ей о своей беде, на что услышали следующие слова:

- Я бы рада вам помочь, но чары злого колдуна Времени я отменить не могу. Но в моей большой стране мне нужны и большие, и маленькие фигуры... Я могу сотворить чудо - снова создать вас большими, но вы должны жить вместе с маленькими фигурами вместе. Наши герои подумали и согласились, а злого колдуна Времени они так и не признали самым великим колдуном. Царица Геометрии произнесла магические слова, и наши герои вновь оказались на своей весёлой полянке. Теперь их стало ровно 8. Для малышей они построили отдельный дом и стали жить по-прежнему дружно и весело.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зеленюк Инна Юрьевна

Дата: 07.11.2024

Номер свидетельства: 659126


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства