kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по математике в 6 классе «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий прямой и обратной пропорциональных зависимостей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по математике в 6 классе «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»»

Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

___________________________________________________________________________





Методическая разработка

урока по математике

в 6 классе

«Прямая и обратная пропорциональные зависимости»









Разработала: Хомутова Татьяна Федоровна





















г. Жуковка

2018


Математика. 6 класс.







Тема урока. «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий прямой и обратной пропорциональных зависимостей

Задачи:

  • обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение понятий прямой и обратной пропорциональной зависимостей; умение их различать; формировать исследовательские навыки;

  • развивающие: развивать способность наблюдать и делать выводы; способствовать формированию умений сравнивать и устанавливать аналогию;

  • воспитательные: воспитание интереса к предмету через содержание, умение проводить самооценку, работать в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран; доска, карточки с самостоятельной работой;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: традиционная.

Формы организации учебной деятельности: работа в группах, самостоятельная работа обучающихся, фронтальная работа с классом.

Методы обучения и технологии: используются технология деятельностного метода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.


Структура урока.


этапа урока

Этап урока

Время

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

5

3

Выявление места и причины затруднения.

1

4

Построение проекта выхода из затруднения.

2

5

Реализация построенного проекта.

3

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3

8

Включение в систему знаний и повторение.

4

9

Рефлексия учебной деятельности.

2

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

2 мин

Цель: организовать мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок математики у вас вести буду я.

Еще раз проверьте: все ли готово, все ли в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Присаживайтесь.

Давайте знакомится.

Меня зовут Татьяна Федоровна, я – учитель математики школы №2. Судьба подарила нам с вами возможность провести вместе 30 минут. И мне бы очень хотелось, чтобы за это время каждый из вас смог сделать для себя новое открытие!

А, как вы думаете, какие пути могут привести к новым знаниям?

Английский писатель Бернарда Шоу говорил, «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Пусть эти слова станут девизом сегодня на уроке.

Начнем нашу деятельность с записи даты и классной работы.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


5 мин.

Цель: выявить уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Я пришла к вам в гости, как принято по традиции, не с пустыми руками, а приготовила очень вкусный салат по оригинальному рецепту: (слайд )

1 порция болгарский перец — 50 г.

зелень — 30 г

мясо отварное — 70г.

огурец маринованный - 50 г.,

соль, майонез по вкусу

Замечательный рецепт. Могу ли я угостить вас всех?

Почему? А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?, три порции?, четыре порции?, половинку порции?

Вывод: Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, (продолжите вывод) … (учащиеся продолжают)

а если порций нужно меньше в несколько раз, то …(продолжите вывод) (учащиеся продолжают)

- Не спеша, не торопясь, приготовление салата занимало 18 минут. После того, как на Новый год мне подарили кухонный комбайн, скорость нарезки продуктов возросла в 2 раза. Как изменится время приготовления? Почему?

- Изменение величин мы будем обозначать стрелками, направление стрелок будем указывать от меньшего к большему. В первом случае сначала стрелки были одинаково направлены, теперь - противоположно направлены. Почему?

  1. Выявление места и причины затруднения.

1 мин.

Цель: создание проблемной ситуации

Итак, к какому выводу мы пришли? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз (стрелки одинаково направлены), а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз (стрелки противоположно направлены).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.


2 мин

Цель: построение проекта выхода из затруднения

- Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока). Как видите много подобных зависимостей окружает нас в жизни. Поэтому предлагаю вам сегодня уделить им внимание. Тогда, как бы вы предложили озаглавить тему нашего урока?

- Запишите ее к себе в тетради. (подчеркните орфограммы)

- Исходя из темы, сформулируйте учебную задачу урока (Чему должны научиться). (Различать прямую и обратную зависимости, решать с их помощью задачи)

  1. Реализация построенного проекта.


3 мин

Цель: разрешение проблемной ситуации

Как вы поняли, что такое прямо пропорциональная зависимость и что такое обратная зависимость? Если одна величина возрастает, то и другая возрастает, или одна убывает, то и другая тоже убывает в это же количество раз, то это прямо пропорциональная зависимость. Если одна величина возрастает, а другая наоборот убывает, или одна убывает и другая наоборот возрастает в это же количество раз, то это обратная пропорциональная зависимость.

А для чего мы изучаем эту тему? Где она может пригодиться в жизни? Для этого я предлагаю ответить на несколько вопросов?

Устная работа на определение зависимостей (презентация).

(установить являются ли величины прямо пропорциональными или обратно пропорциональными).

-Все ли зависимости являются прямо пропорциональными или обратно пропорциональными?

Вывод: не все зависимости являются прямо пропорциональными и обратно пропорциональными.

- Все ли предложенные задачи связаны с жизнью?

Но все задачи связаны с жизнью.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


8 мин

Цель: установить осознанность восприятия, организовать первичное закрепление.

Итог: Давайте, сформулируем чёткое определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей.

Найдите определения в учебнике и прочитайте: 1 ученик, потом по вариантам друг другу, еще раз 1 ученик устно.

Прямо-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз.
Обратно-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.


Физкультминутка.

-Приглашаю вас отдохнуть, давайте все встанем. Наша зарядка будет связана с темой урока. Представляете, тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» нашла отражение и в устном народном творчестве. Итак, я буду читать пословицы и поговорки в которых звучат зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки) и 2 хлопка над головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и 2 топа -двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы?

Чем выше пень, тем больше тень.

Чем больше народа, тем меньше кислорода.

Чаще счет, дольше дружба.

Как аукнется, так и откликнется.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Век живи, век учись.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3 мин

Цель: организовать самостоятельную деятельность по применению новых знаний.

Итак, проверим, как вы усвоили понятие прямо пропорциональной обратно пропорциональной зависимостей?

Для этого, работая в парах по карточкам на определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей, вам нужно написать во втором столбце: как изменится другая величина: возрастёт или уменьшится и во сколько раз, в третьем столбце поставить знак прямой или обратной зависимости.

Как только пара выполняет задание, они поднимают руки, взявшись за руки.

Взаимопроверка.

  1. Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание.


4 мин

Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний в системе знаний.

А теперь давайте попробуем применить наши знания в жизненных ситуациях:

Я предлагаю вам ответить на вопрос задачи:

На берегу около иордани работает палатка для обогрева купающихся. Палатку обогревает печь, для растопки которой в сутки необходимо 40 кг угля. Сколько угля надо привезти на берег, если палатка будет работать 3 часа?


Домашнее задание:

п. 22, №782, №803 (а,б), найти и записать пословицы и поговорки, посвященные прямо и обратно пропорциональным зависимостям.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

2 мин.

Цель: формирование умений осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия.

Итак ребята, какую учебную задачу мы сегодня ставили на уроке?

Научиться различать прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Какая зависимость называется прямо пропорциональная?

А какая зависимость называется обратно пропорциональная?

Пригодится ли эта вам эти знания в жизненных ситуациях?

У каждого из вас, друзья, на парте лежат по три снежинки разных цветов.

Поднимите голубую снежинку, если вы хорошо усвоили тему урока, желтую – если остались непонятными какие-то моменты, красная – было трудно и непонятно. Я желаю вам успехов в изучении математики.

Спасибо всем за урок.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хомутова Татьяна Федоровна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 487015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2110 руб.
2640 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1670 руб.
2090 руб.
1920 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства