Тема урока. «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Этап урока | Деятельность учителя |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. 2 мин | Цель: организовать мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. | Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас вести буду я. Еще раз проверьте: все ли готово, все ли в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Присаживайтесь. Давайте знакомится. Меня зовут Татьяна Федоровна, я – учитель математики школы №2. Судьба подарила нам с вами возможность провести вместе 30 минут. И мне бы очень хотелось, чтобы за это время каждый из вас смог сделать для себя новое открытие! А, как вы думаете, какие пути могут привести к новым знаниям? Английский писатель Бернарда Шоу говорил, «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Пусть эти слова станут девизом сегодня на уроке. Начнем нашу деятельность с записи даты и классной работы. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин. | Цель: выявить уровень знаний, определяет типичные недостатки. | Я пришла к вам в гости, как принято по традиции, не с пустыми руками, а приготовила очень вкусный салат по оригинальному рецепту: (слайд ) 1 порция болгарский перец — 50 г. зелень — 30 г мясо отварное — 70г. огурец маринованный - 50 г., соль, майонез по вкусу Замечательный рецепт. Могу ли я угостить вас всех? Почему? А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?, три порции?, четыре порции?, половинку порции? Вывод: Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, (продолжите вывод) … (учащиеся продолжают) а если порций нужно меньше в несколько раз, то …(продолжите вывод) (учащиеся продолжают) - Не спеша, не торопясь, приготовление салата занимало 18 минут. После того, как на Новый год мне подарили кухонный комбайн, скорость нарезки продуктов возросла в 2 раза. Как изменится время приготовления? Почему? - Изменение величин мы будем обозначать стрелками, направление стрелок будем указывать от меньшего к большему. В первом случае сначала стрелки были одинаково направлены, теперь - противоположно направлены. Почему? |
Выявление места и причины затруднения. 1 мин. | Цель: создание проблемной ситуации | – Итак, к какому выводу мы пришли? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз (стрелки одинаково направлены), а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз (стрелки противоположно направлены). |
Построение проекта выхода из затруднения. 2 мин | Цель: построение проекта выхода из затруднения | - Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока). Как видите много подобных зависимостей окружает нас в жизни. Поэтому предлагаю вам сегодня уделить им внимание. Тогда, как бы вы предложили озаглавить тему нашего урока? - Запишите ее к себе в тетради. (подчеркните орфограммы) - Исходя из темы, сформулируйте учебную задачу урока (Чему должны научиться). (Различать прямую и обратную зависимости, решать с их помощью задачи) |
Реализация построенного проекта. 3 мин | Цель: разрешение проблемной ситуации | Как вы поняли, что такое прямо пропорциональная зависимость и что такое обратная зависимость? Если одна величина возрастает, то и другая возрастает, или одна убывает, то и другая тоже убывает в это же количество раз, то это прямо пропорциональная зависимость. Если одна величина возрастает, а другая наоборот убывает, или одна убывает и другая наоборот возрастает в это же количество раз, то это обратная пропорциональная зависимость. А для чего мы изучаем эту тему? Где она может пригодиться в жизни? Для этого я предлагаю ответить на несколько вопросов? Устная работа на определение зависимостей (презентация). (установить являются ли величины прямо пропорциональными или обратно пропорциональными). -Все ли зависимости являются прямо пропорциональными или обратно пропорциональными? Вывод: не все зависимости являются прямо пропорциональными и обратно пропорциональными. - Все ли предложенные задачи связаны с жизнью? Но все задачи связаны с жизнью. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 8 мин | Цель: установить осознанность восприятия, организовать первичное закрепление. | Итог: Давайте, сформулируем чёткое определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей. Найдите определения в учебнике и прочитайте: 1 ученик, потом по вариантам друг другу, еще раз 1 ученик устно. Прямо-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз. Обратно-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз. Физкультминутка. -Приглашаю вас отдохнуть, давайте все встанем. Наша зарядка будет связана с темой урока. Представляете, тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» нашла отражение и в устном народном творчестве. Итак, я буду читать пословицы и поговорки в которых звучат зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки) и 2 хлопка над головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и 2 топа -двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы? Чем выше пень, тем больше тень. Чем больше народа, тем меньше кислорода. Чаще счет, дольше дружба. Как аукнется, так и откликнется. Чем дальше в лес, тем больше дров. Век живи, век учись. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 3 мин | Цель: организовать самостоятельную деятельность по применению новых знаний. | Итак, проверим, как вы усвоили понятие прямо пропорциональной обратно пропорциональной зависимостей? Для этого, работая в парах по карточкам на определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей, вам нужно написать во втором столбце: как изменится другая величина: возрастёт или уменьшится и во сколько раз, в третьем столбце поставить знак прямой или обратной зависимости. Как только пара выполняет задание, они поднимают руки, взявшись за руки. Взаимопроверка. |
Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание. 4 мин | Цель: организовать деятельность учащихся по применению новых знаний в системе знаний. | А теперь давайте попробуем применить наши знания в жизненных ситуациях: Я предлагаю вам ответить на вопрос задачи: На берегу около иордани работает палатка для обогрева купающихся. Палатку обогревает печь, для растопки которой в сутки необходимо 40 кг угля. Сколько угля надо привезти на берег, если палатка будет работать 3 часа? Домашнее задание: п. 22, №782, №803 (а,б), найти и записать пословицы и поговорки, посвященные прямо и обратно пропорциональным зависимостям. |
Рефлексия учебной деятельности. 2 мин. | Цель: формирование умений осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия. | Итак ребята, какую учебную задачу мы сегодня ставили на уроке? Научиться различать прямую и обратную пропорциональные зависимости. Какая зависимость называется прямо пропорциональная? А какая зависимость называется обратно пропорциональная? Пригодится ли эта вам эти знания в жизненных ситуациях? У каждого из вас, друзья, на парте лежат по три снежинки разных цветов. Поднимите голубую снежинку, если вы хорошо усвоили тему урока, желтую – если остались непонятными какие-то моменты, красная – было трудно и непонятно. Я желаю вам успехов в изучении математики. Спасибо всем за урок. |