Методическая разработка урока математики в 1 классе «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10»
Методическая разработка урока математики в 1 классе «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10»
Цели:
1) закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10; знание состава чисел первого десятка; составлять и решать задачи изученных видов, работать с геометрическим материалом;
2) развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, математическую речь, интерес к предмету;
3) воспитывать чувство доброты и отзывчивости к окружающему миру, морским животным; создание на уроке благоприятной эмоциональной среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики в 1 классе «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10»»
Открытый урок математики во 2 классе
Урок — морское путешествие.
Цель:
закрепление изученного: отработка вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов, работа с геометрическим материалом.
Развитие внимания, воображения, логического мышления; связь с окружающим миром.
Воспитать аккуратность, бережливость к окружающему миру, морским животным.
Оборудование:
для учителя: учебник, оформить доску к уроку (смотри конспект); карточки и листочки к ним, рисунки с изображением кораллов, кита и дельфина, осьминога, морской звезды, моллюска жемчужницы, пальмы, бутылки, закупоренной пробкой, плакат с заданием «Недостающая фигура» (смотри конспект) — задание от капитана Врунгеля; для проведения физкультминутки вырезать 8 рыбок из зеленой бумаги, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, 4 медузы;
для учеников: рабочая тетрадь, учебник, ручка, простой карандаш, линейка, карточки со знаками «+», «—».
Ход урока
I. Оргмомент, объявление темы урока.
— Мы отправимся с вами в морское путешествие. Каждый из вас — капитан, ведущий свое судно через море. Но море это не простое, а математическое. На каждом корабле ведут бортовой журнал, в который записывают все, что произошло за время путешествия. Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, который будете вести вы. Некоторые капитаны отправятся в путь по собственному маршруту, а затем к нам присоединятся».
4 ученика приступают к работе с карточками.
— Итак, вы готовы? Отправляемся в путь! 7 футов под килем — счастливого пути, как говорят настоящие моряки».
II. Устный счет.
1) Решение примеров.
— Но что это? (На доске рисунок с изображением кораллов). Это коралловые рифы, наткнувшись на которые ваш корабль может дать течь и затонуть. Будьте очень внимательны, чтобы этого не произошло.
На доске записаны следующие примеры:
15 – 8
10 – 6 + 9
19 – (4 + 6)
34 – 30
17 – 10 + 30
(87 – 80) + 8
40 + 7
4 + 8 – 5
(18 – 9) + 3
2) Составление и решение задач по краткой записи.
«Вот мы и в открытом море. А кто это плещется, ныряет там впереди, выпускает фонтан воды? (На доске — картинка с изображением кита). Да это же синие киты — животные, которые охраняются человеком. А кто это невдалеке от них? (Картинка с изображением дельфинов). Дельфины — животные, которые много раз помогали тонущим людям спастись. Рассмотрите их внимательно в бинокль и составьте задачу по краткой записи на доске:
Киты — 8
Дельфины — ? на 2
Дети составляют задачу, решают ее устно, объясняют решение.
8 + 2 = 10
З атем учитель предлагает изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась двумя действиями. Дети составляют задачу. Выясняется, как изменится краткая запись. Учитель вносит изменения в краткую запись на доске:
К
?
иты — 8
Дельфины — ? на 2
Дети объясняют решение
8 + 2 = 10 (д.)
10 + 8 = 18 (ж.)
III. Работа над пройденным материалом.
1) Решение задачи и составление к ней обратной.
А сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир. Наденем акваланги и отправимся в путь. Все готовы? Погружаемся в воду. Давайте узнаем, кто живет на самом дне моря. Кого вы видите? Кто это? (Картинки с изображением осьминога, каракатицы, морской звезды). Это осьминоги с восемью щупальцами, каракатицы и морские звезды. Познакомимся с ними поближе — решим задачу о них:
«Когда аквалангисты исследовали дно моря, то заметили 50 морских обитателей. 20 из них были осьминоги, а остальные – морские звёзды. Сколько морских звезд заметили аквалангисты?»
Выясняется, о чем говорится в задаче, какие слова нужно взять для составления краткой записи к задаче. При повторном чтении задачи учителем один ученик составляет краткую запись на доске. Проверка составления краткой записи. Самостоятельное решение задачи. Сверка ответов в задаче. Ученик, работавший у доски, объясняет решение задачи, читает выражение и ответ.
В тетрадях и на доске следующая запись:
О
50
сьминоги – 20
Морские звёзды - ?
50 – 20 = 30
Ответ: 30 морских звёзд.
А кто составит задачу обратную данной? Дети составляют, объясняют решение задачи и записывают в рабочую тетрадь.
2) Решение простых задач (устно).
— Я хочу познакомить вас еще с одним морским животным — это жемчужница. Чтобы до нее добраться, нужно пройти по математической лестнице — определить, каким действием решается простая задача.
Учитель читает задачу, дети показывают карточки со знаками: « + », « — », объясняют выбор знака.
На кусте пиона распустилось 17 цветов. 9 цветов срезали. Сколько цветов осталось? (-), (17-9);
На лугу паслось 10 коров и 8 телят. Сколько всего животных было на лугу? ( + ), (10 + 8);
Кате 10 лет, а её братику 4 года. На сколько лет Катя старше братика?
(-), (10 – 4).
У дома росло 7 деревьев, а кустов на 8 больше. Сколько кустов росло у дома? ( + ), (7 + 8);
На доске получается следующий рисунок (учитель должен отмечать на лесенке знаки действий):
(Рисунок жемчужницы)
Вот это и есть жемчужница. Называют ее так потому, что если песчинка попадет внутрь раковины, затем она покрывается слоем перламутра, и образуется жемчужина, из которой можно сделать украшение. Ради жемчужин люди и ловят этих животных».
IV. Физкультминутка.
— Настало время отдохнуть. Выполняем подводную физкультминутку:
(На доску приклеены 4 медузы, 8 рыбок из зеленой бумаги, 6 крабиков, 9 рыбок-петушков, дети выполняют упражнение и хором считают вырезанные фигурки: раз, два,...).
На носочки встали — до медуз достали;
Сколько сделаем наклонов — столько рыбок здесь зеленых;
Приседаем столько раз, сколько крабиков у нас;
Столько сделаем прыжков — столько рыбок-петушков.
V. Работа над пройденным материалом.
1) Решение неравенств— с.46, №23 (самостоятельно).
— Закончилась наша подводная экскурсия. Поднимаемся на корабль, снимаем акваланг, а чтобы немного прийти в себя от подводного плавания, решим неравенства — №23, с. 46.
Дети самостоятельно решают примеры. Коллективная проверка.
2) Работа с геометрическим материалом.
Отправляемся дальше. Что же у нас впереди? (Чертеж на доске — треугольник и рисунок пальмы). Это необитаемый остров. Возможно, что именно на таком острове когда-то проживал Робинзон Крузо. Скажите, а на какую геометрическую фигуру похож остров? (Треугольник). Что такое «треугольник»? Какова длина каждой стороны треугольника? Найдите периметр треугольника.
Дети находят периметр треугольника. Коллективная проверка.
VI. Задача на смекалку. Задание «Недостающая фигура».
— Ну что же нам пора возвращаться обратно. А что это плывет вдоль правого борта моего корабля? (Рисунок — бутылка, закупоренная пробкой). Да это же бутылка с посланием. Давайте выловим ее и посмотрим, что там внутри.
В бутылке задание от капитана Врунгеля. «Недостающая фигура» — нарисовать на плакате:
Учитель прикрепляет недостающую фигуру, затем переворачивает ее. На обороте сообщение от капитана Врунгеля: «Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди. Вы достойны носить звание капитанов кораблей. Поздравляю вас!» Дети возвращаются в порт.