kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока" Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока, содержит основные этапы урока и задания, предлагаемые на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока" Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений".»

Тема урока:

Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений.


Цель урока:

Научить студентов проводить тождественные преобразования показательных выражений и решать показательные уравнения.


Задачи урока:

  • Актуализировать опорные знания при решении показательных уравнений.

  • Развивать умения применять знания в конкретной ситуации.

  • Развивать у студентов логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

  • Развивать умения сравнивать, правильно формулировать и излагать мысли.

  • Воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе, в малых группах, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

Студенты должны научиться выбирать способ решения показательного уравнения и решать показательные уравнения, применяя свойства степеней.


Обеспечение урока:

Раздаточный материал: таблица некоторых значений степеней, задания для малых групп; учебник; медиапроектор, электронная презентация.


ХОД УРОКА.

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические

уравнения: приведением их к самому простому виду.

Л.Н. Толстой

1. Организационная часть

Наш урок я хотела бы начать с притчи: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.».  «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.  «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

М.В.Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения». (Портрет ученого на презентации). Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сегодня вы будете много работать самостоятельно.


И ваше первое задание:

а) вычислить устно: 62; ; 1210; ; ; 221; (записать примеры на доске).

б) найти значения степеней и записать в таблицу тему урока:


а


в

е

з

и

й

к

л

н

о

-3

81

52

25











п


р

с

т

у

х

ш

ь

ы


2

7-1



Тема урока:


6

4

2










3

32

81

0

-3

0

1

25

-1

0,5
















7

6

0

2

10












Запишем тему сегодняшнего урока. И теперь переходим к следующему этапу урока.

2. Изучение и закрепление нового материала.


Определение: Уравнение вида ах = в, где а, а и в – некоторые числа называют показательным.


Исторические сведения:

Понятие о степени с натуральным показателем возникло ещё в Др. Греции, но современное обозначение (типа a4, a5) в XVII веке ввёл Рене Декарт. Термин «показатель» для степени ввел в 1553 г. немецкий математик (сначала монах, а затем − профессор) Михаэль Штифель (1487-1567). По-немецки показатель − Exponent, от лат. exponere: «выставлять напоказ»; exponens, exponentis − «выставляющий напоказ», «показывающий». Штифель же ввел дробные и нулевой показатели степени.

Свободно обращаться дробными и отрицательными показателями стал с 1676 г. сэр Исаак Ньютон.

Степени с произвольными действительными показателями, без всякого общего определения, рассматривали и Готфрид Фридрих Лейбниц, и Иоганн Бернулли; в 1679 г. Готфрид Фридрих Лейбниц ввел понятия экспоненциальной (т.е., по-русски, показательной) функции для зависимости у =ах экспоненциальной кривой для графика этой функции. Через exp(x) обозначается конкретная экспонента − с показателем a = e = 2,71828... − встроенная во многие языки программирования функция.( презентация).



3. Виды и способы решения показательных уравнений.

Задание 1. Работа устно.

а) вспомним свойства степеней:

  1. ax ·ay = ax+y;

  2. ax ÷ay = ax-y;

  3. (aх)у = аху;

  4. (ав)х = ах·вх;

  5. = ;

  6. а0 = 1;

  7. а1 = а;

  8. = ;

  9. -x = .

б) устно представить в виде произведения или частного степеней:

; ; ; ; .


Способы решения показательных уравнений.



Способ 1. Приведение обеих частей уравнения к одинаковому основанию.

Пример. Решите уравнение .

Решение. ;

;

;

;

.

О т в е т: 3.


Пример. Решите уравнение .

Решение. Представим числа 9 и 81 через степень с основанием 3:

и , тогда уравнение примет вид:

Решим пропорцию: 3·1 = 3·34 ,

3 = 35,

2х = 5,

х = 2,5.


Пример. Решите уравнение .

Решение. ;

;

;

;

.

О т в е т: 2.


Задание 2. Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:

5х = 625;

2х = 1024;

3х = 729;

7х = .

2х+3 = 64;

= 27.


Задание 3. Найдите ошибку в решении уравнений.

а) 2 = 128,

2 = 26,

2х = 6,

х = 3.

б) = ,

,


Способ 2. Вынесение показательной функции за скобки.

Пример.

Решите уравнение

Решение. 3х - = 63,

3х - = 63,

3х - 23х = 63

3х

3х8 = 567,

3х = ,

3х = 81,

3х = 34,

х = 4.



Задание 4. Решить на доске:

3х+2 + 3х = 72.



Задание 5. Решить самостоятельно показательные уравнения в малых группах.

3х+2 – 3х+1 + 3х = 21,

2х – 2х-4 = 15.



Задание 6. Решить у доски уравнение

4х – 8·2х + 16 = 0.


Задание 7. Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:

49х - 6·7х + 5 = 0,

9х - 2·3х = 3.





4. Самостоятельная работа.

1 вариант.

а) = ;

б) 3х+2 + 3х = 30;

в) 36х - 4·6х – 12 = 0.

2 вариант.

а) = ;

б) 2х+2 + 2х = 5;

в) 9х - 6·3х – 27 = 0.

5. Рефлексия.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Вопрос

Варианты ответа (поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно

  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен

  • не доволен 

3

Урок для меня показался

  • коротким

  •  длинным

4

За урок я

  • не устал

  • устал 

5

Моё настроение

  • стало лучше

  • стало хуже 

6

Материал урока мне был

  • понятен

  • не понятен

  • полезен

  • бесполезен

  • интересен

  • скучен



6. Домашнее задание:

01, гл 5, § 23, п 1-3, 03, гл 3, § 13. Типы показательных уравнений и способы их решения.





Используемая литература.

Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа ч2. Абылкасымова А.Е. Алгебра 11. Колмогоров А.Н. Алгебра 10-11.

ВалуцэИ.И. «Матем для техникумов» М 1990.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Асташкина Наталья Владимировна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства