kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока" Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока, содержит основные этапы урока и задания, предлагаемые на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока" Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений".»

Тема урока:

Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений.


Цель урока:

Научить студентов проводить тождественные преобразования показательных выражений и решать показательные уравнения.


Задачи урока:

  • Актуализировать опорные знания при решении показательных уравнений.

  • Развивать умения применять знания в конкретной ситуации.

  • Развивать у студентов логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

  • Развивать умения сравнивать, правильно формулировать и излагать мысли.

  • Воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе, в малых группах, взаимопомощи.

Ожидаемые результаты:

Студенты должны научиться выбирать способ решения показательного уравнения и решать показательные уравнения, применяя свойства степеней.


Обеспечение урока:

Раздаточный материал: таблица некоторых значений степеней, задания для малых групп; учебник; медиапроектор, электронная презентация.


ХОД УРОКА.

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические

уравнения: приведением их к самому простому виду.

Л.Н. Толстой

1. Организационная часть

Наш урок я хотела бы начать с притчи: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.».  «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.  «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.

М.В.Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения». (Портрет ученого на презентации). Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сегодня вы будете много работать самостоятельно.


И ваше первое задание:

а) вычислить устно: 62; ; 1210; ; ; 221; (записать примеры на доске).

б) найти значения степеней и записать в таблицу тему урока:


а


в

е

з

и

й

к

л

н

о

-3

81

52

25











п


р

с

т

у

х

ш

ь

ы


2

7-1



Тема урока:


6

4

2










3

32

81

0

-3

0

1

25

-1

0,5
















7

6

0

2

10












Запишем тему сегодняшнего урока. И теперь переходим к следующему этапу урока.

2. Изучение и закрепление нового материала.


Определение: Уравнение вида ах = в, где а, а и в – некоторые числа называют показательным.


Исторические сведения:

Понятие о степени с натуральным показателем возникло ещё в Др. Греции, но современное обозначение (типа a4, a5) в XVII веке ввёл Рене Декарт. Термин «показатель» для степени ввел в 1553 г. немецкий математик (сначала монах, а затем − профессор) Михаэль Штифель (1487-1567). По-немецки показатель − Exponent, от лат. exponere: «выставлять напоказ»; exponens, exponentis − «выставляющий напоказ», «показывающий». Штифель же ввел дробные и нулевой показатели степени.

Свободно обращаться дробными и отрицательными показателями стал с 1676 г. сэр Исаак Ньютон.

Степени с произвольными действительными показателями, без всякого общего определения, рассматривали и Готфрид Фридрих Лейбниц, и Иоганн Бернулли; в 1679 г. Готфрид Фридрих Лейбниц ввел понятия экспоненциальной (т.е., по-русски, показательной) функции для зависимости у =ах экспоненциальной кривой для графика этой функции. Через exp(x) обозначается конкретная экспонента − с показателем a = e = 2,71828... − встроенная во многие языки программирования функция.( презентация).



3. Виды и способы решения показательных уравнений.

Задание 1. Работа устно.

а) вспомним свойства степеней:

  1. ax ·ay = ax+y;

  2. ax ÷ay = ax-y;

  3. (aх)у = аху;

  4. (ав)х = ах·вх;

  5. = ;

  6. а0 = 1;

  7. а1 = а;

  8. = ;

  9. -x = .

б) устно представить в виде произведения или частного степеней:

; ; ; ; .


Способы решения показательных уравнений.



Способ 1. Приведение обеих частей уравнения к одинаковому основанию.

Пример. Решите уравнение .

Решение. ;

;

;

;

.

О т в е т: 3.


Пример. Решите уравнение .

Решение. Представим числа 9 и 81 через степень с основанием 3:

и , тогда уравнение примет вид:

Решим пропорцию: 3·1 = 3·34 ,

3 = 35,

2х = 5,

х = 2,5.


Пример. Решите уравнение .

Решение. ;

;

;

;

.

О т в е т: 2.


Задание 2. Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:

5х = 625;

2х = 1024;

3х = 729;

7х = .

2х+3 = 64;

= 27.


Задание 3. Найдите ошибку в решении уравнений.

а) 2 = 128,

2 = 26,

2х = 6,

х = 3.

б) = ,

,


Способ 2. Вынесение показательной функции за скобки.

Пример.

Решите уравнение

Решение. 3х - = 63,

3х - = 63,

3х - 23х = 63

3х

3х8 = 567,

3х = ,

3х = 81,

3х = 34,

х = 4.



Задание 4. Решить на доске:

3х+2 + 3х = 72.



Задание 5. Решить самостоятельно показательные уравнения в малых группах.

3х+2 – 3х+1 + 3х = 21,

2х – 2х-4 = 15.



Задание 6. Решить у доски уравнение

4х – 8·2х + 16 = 0.


Задание 7. Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:

49х - 6·7х + 5 = 0,

9х - 2·3х = 3.





4. Самостоятельная работа.

1 вариант.

а) = ;

б) 3х+2 + 3х = 30;

в) 36х - 4·6х – 12 = 0.

2 вариант.

а) = ;

б) 2х+2 + 2х = 5;

в) 9х - 6·3х – 27 = 0.

5. Рефлексия.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Вопрос

Варианты ответа (поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно

  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен

  • не доволен 

3

Урок для меня показался

  • коротким

  •  длинным

4

За урок я

  • не устал

  • устал 

5

Моё настроение

  • стало лучше

  • стало хуже 

6

Материал урока мне был

  • понятен

  • не понятен

  • полезен

  • бесполезен

  • интересен

  • скучен



6. Домашнее задание:

01, гл 5, § 23, п 1-3, 03, гл 3, § 13. Типы показательных уравнений и способы их решения.





Используемая литература.

Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа ч2. Абылкасымова А.Е. Алгебра 11. Колмогоров А.Н. Алгебра 10-11.

ВалуцэИ.И. «Матем для техникумов» М 1990.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Асташкина Наталья Владимировна

Дата: 21.06.2018

Номер свидетельства: 473993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1190 руб.
1980 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства