Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока" Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений".»
Тема урока:
Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений.
Цель урока:
Научить студентов проводить тождественные преобразования показательных выражений и решать показательные уравнения.
Задачи урока:
Актуализировать опорные знания при решении показательных уравнений.
Развивать умения применять знания в конкретной ситуации.
Развивать у студентов логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Развивать умения сравнивать, правильно формулировать и излагать мысли.
Воспитывать культуры общения, умения работать в коллективе, в малых группах, взаимопомощи.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны научиться выбирать способ решения показательного уравнения и решать показательные уравнения, применяя свойства степеней.
Обеспечение урока:
Раздаточный материал: таблица некоторых значений степеней, задания для малых групп; учебник; медиапроектор, электронная презентация.
ХОД УРОКА.
Большинство жизненных задач решаются как алгебраические
уравнения: приведением их к самому простому виду.
Л.Н. Толстой
1. Организационнаячасть
Наш урок я хотела бы начать с притчи: “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», - ответил юноша. «Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь», -сказал мудрец, «повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…» Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
М.В.Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения». (Портрет ученого на презентации). Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сегодня вы будете много работать самостоятельно.
б) найти значения степеней и записать в таблицу тему урока:
а
в
е
з
и
й
к
л
н
о
-3
81
52
25
п
р
с
т
у
х
ш
ь
ы
2
7-1
Тема урока:
6
4
2
3
32
81
0
-3
0
1
25
-1
0,5
7
6
0
2
10
Запишем тему сегодняшнего урока. И теперь переходим к следующему этапу урока.
2. Изучение и закрепление нового материала.
Определение: Уравнение вида ах = в, где а, а и в – некоторые числа называют показательным.
Исторические сведения:
Понятие о степени с натуральным показателем возникло ещё в Др. Греции, но современное обозначение (типа a4, a5) в XVII веке ввёл Рене Декарт. Термин «показатель» для степени ввел в 1553 г. немецкий математик (сначала монах, а затем − профессор) Михаэль Штифель (1487-1567). По-немецки показатель − Exponent, от лат. exponere: «выставлять напоказ»; exponens, exponentis − «выставляющий напоказ», «показывающий». Штифель же ввел дробные и нулевой показатели степени.
Свободно обращаться дробными и отрицательными показателями стал с 1676 г. сэр Исаак Ньютон.
Степени с произвольными действительными показателями, без всякого общего определения, рассматривали и Готфрид Фридрих Лейбниц, и Иоганн Бернулли; в 1679 г. Готфрид Фридрих Лейбниц ввел понятия экспоненциальной (т.е., по-русски, показательной) функции для зависимости у =ах экспоненциальной кривой для графика этой функции. Через exp(x) обозначается конкретная экспонента − с показателем a = e = 2,71828... − встроенная во многие языки программирования функция.( презентация).
3. Виды и способы решения показательных уравнений.
Задание 1. Работа устно.
а) вспомним свойства степеней:
ax ·ay = ax+y;
ax ÷ay = ax-y;
(aх)у = аху;
(ав)х = ах·вх;
= ;
а0 = 1;
а1 = а;
= ;
-x = .
б) устно представить в виде произведения или частного степеней:
; ; ; ; .
Способы решения показательных уравнений.
Способ 1. Приведение обеих частей уравнения к одинаковому основанию.
Пример. Решите уравнение .
Решение. ;
;
;
;
.
О т в е т: 3.
Пример. Решите уравнение .
Решение. Представим числа 9 и 81 через степень с основанием 3:
и , тогда уравнение примет вид:
Решим пропорцию: 32х ·1 = 3·34 ,
32х = 35,
2х = 5,
х = 2,5.
Пример. Решите уравнение .
Решение. ;
;
;
;
.
О т в е т: 2.
Задание 2.Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:
5х = 625;
2х = 1024;
3х = 729;
7х = .
2х+3 = 64;
= 27.
Задание 3. Найдите ошибку в решении уравнений.
а) 22х = 128,
22х = 26,
2х = 6,
х = 3.
б) = ,
,
Способ 2. Вынесение показательной функции за скобки.
Пример.
Решите уравнение
Решение. 3х - = 63,
3х - = 63,
3х - 23х = 63
3х
3х8 = 567,
3х = ,
3х = 81,
3х = 34,
х = 4.
Задание 4. Решить на доске:
3х+2 + 3х = 72.
Задание 5. Решить самостоятельно показательные уравнения в малых группах.
3х+2 – 3х+1 + 3х = 21,
2х – 2х-4 = 15.
Задание 6. Решить у доски уравнение
4х – 8·2х + 16 = 0.
Задание 7.Решить самостоятельно в группах следующие уравнения:
49х - 6·7х + 5 = 0,
9х - 2·3х = 3.
4. Самостоятельная работа.
1 вариант.
а) = ;
б) 3х+2 + 3х = 30;
в) 36х - 4·6х – 12 = 0.
2 вариант.
а) = ;
б) 2х+2 + 2х = 5;
в) 9х - 6·3х – 27 = 0.
5. Рефлексия.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
№
Вопрос
Варианты ответа (поставьте галочку)
1
На уроке я работал
активно
пассивно
2
Своей работой на уроке я
доволен
не доволен
3
Урок для меня показался
коротким
длинным
4
За урок я
не устал
устал
5
Моё настроение
стало лучше
стало хуже
6
Материал урока мне был
понятен
не понятен
полезен
бесполезен
интересен
скучен
6. Домашнее задание:
01, гл 5, § 23, п 1-3, 03, гл 3, § 13. Типы показательных уравнений и способы их решения.
Используемая литература.
Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа ч2. Абылкасымова А.Е. Алгебра 11. Колмогоров А.Н. Алгебра 10-11.