Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская СОШ»
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Сведения об авторе: Кельман Галина Анатольевна, учитель математики МОБУ «Кемлянская СОШ»
Номер телефона: 8937511 2687
Адрес электронной почты: kelmangalina@mail.ru
Название номинации: «Математическая грамотность»
Кемля – 2022 г.
Пояснительная записка
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке» [4].
Предложенная контекстная задача, взятая из КИМ под редакцией
И.В. Ященко, направлена на решение проблемы в разнообразных контекстах реального мира, а именно постройки теплицы на приусадебном участке.
Использование таких заданий в учебном процессе позволяет повысить уровень функциональной грамотности, а также ответить на вопросы обучающихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?».
В работе представлена контекстная задача, ее характеристика а также система оценивания задания (см. Приложение 2).
Технологическая карта учебного занятия
Предмет: Геометрия.
Класс: 9.
Продолжительность: 45 минут.
Тема урока: «Решение задач».
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цели деятельности учителя: Создать условия для закрепления знаний учащихся по изученной теме «Длина окружности и площадь круга».
Планируемые результаты:
Метапредметные: умеют организовывать свою деятельность, определяют цели и задачи, умеют вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умеют взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывают суждения, подтверждая их фактами.
Предметные умения: владеют систематическими знаниями о плоских фигурах и их свойствах.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: умеют выдвигать гипотезы при решении задач практической направленности и интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию.
Регулятивные: умеют самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем, контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Методы обучения: метод проблемного изложения; частично-поисковый.
Средства обучения: Учебник Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9» – М.: Просвещение, ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты О-39
36 вариантов, интерактивная доска, проектор, документ камера.
Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), групповая (Г).
Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.
План урока
№ | Этап урока (мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Какие УУД приоритетно формируются |
1 | Организационный момент. 1-2 мин | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Создает положительную атмосферу в классе. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Организация своей учебной деятельности. |
2 | Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. 2-3 мин | Зачитывает эпиграф к уроку. «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает другой!» Нивен, Айвен Слайд-1 Формулирует вопрос. Как вы понимаете эти слова? В конце этого учебного года нам с вами предстоит сдача экзамена по математике в форме ОГЭ. В контрольные измерительные материалы ОГЭ также включаются задания по геометрии. Задания на вычисление длины окружности, дуги, площади круга, площади сектора круга и т.д. включены в первую часть. Скажите, мы с вами знакомы с этими понятиями? | Слушают высказывание великого математика, обдумывают его. Делятся мнениями на поставленную проблему. Предполагаются утвердительные ответы учащихся: Ключ ко всему – действие. Успех достигается в том случае, когда действие выполняется самостоятельно. Действие в математике – решение задач. Слушают учителя, обдумывают сказанное. Отвечают. Да, т.к. на прошлых уроках мы проходили эту тему. | Организация самооценки учащимися, готовности к предстоящей деятельности на уроке, формирование положительной мотивации к освоению содержания урока. |
| | Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какую цель вы поставите перед собой? Сегодняшний урок мы посвятим решению задач по теме «Длина окружности и площадь круга», которые могут встретиться нам на экзамене. Слайд-2 | Решать задачи по теме «Длина окружности и площадь круга». Готовиться к сдаче ОГЭ. | |
3 | Актуализация опорных знаний. 10 мин. | Прежде чем начать решать задачи, давайте вспомним, что мы знаем по данной теме. Для начала проведем математический диктант. Я буду зачитывать вам некоторые утверждения, вопросы, а вы должны записать ответы в рабочих листах (см. Приложение 1). Будьте внимательны. Формула для вычисления длины окружности радиуса R. Длина окружности больше радиуса в……. Чему равно значение Формула для вычисления длины l дуги окружности с градусной мерой α. Формула для вычисления площади круга радиуса R. Формула для вычисления площади S кругового сектора радиуса R, ограниченного дугой с градусной мерой α. Из круга, радиус которого равен 20 см, вырезан сектор. Дуга сектора равна 900. Чему равна площадь оставшейся части круга. Взаимопроверка. За правильный ответ – 1б. Слайд-3 | Слушают вопросы и заносят ответы в рабочие листы. Предполагаются утвердительные ответы учащихся: Взаимопроверка по готовому шаблону, выставляют баллы. | Поиск, выделение, структурирование информации. |
4 | Работа с задачами, на нахождение площади круга, сектора круга. (10 мин) | Ребята сейчас я предлагаю вам решить задачи, которые встречаются в ОГЭ. 1. На клетчатой бумаге нарисован круг (см. Рисунок 2), площадь которого равна 12. Найдите площадь заштрихованной фигуры. Рисунок – 2 2. Площадь закрашенного сектора круга, изображенного на клетчатой бумаге (см. Рисунок 3), равна 9. Найдите площадь круга. Рисунок 3 Решить задачи в группах. Ответы записать в рабочих листах (см. Приложение 1). Самопроверка. 2 балла за правильный ответ. | Читают задание. Обсуждают в группах. Записывают решение в рабочих листах. Предполагаются утвердительные ответы учащихся: 4,5. 8. Проверяют, выставляют баллы. Слайд 4-5 | Развитие умения распределять обязанности при работе в группе. Уважение мнения других. Оценивание своих возможностей при выборе вида деятельности в группе. |
5 | Процесс работы над контексной задачей. 15 мин. | Вводная беседа. Поясняет, что сейчас будем решать задачу, которая позволяет закрепить изучаемую тему в нестандартной ситуации. Это задача, которая описывает конкретную жизненную ситуацию, то есть задачу, имеющую практическую направленность. Сообщает форму работы: в парах. Раздает текст задачи каждой паре (см. Приложение 1). | Слушают учителя. Получают карточки с задачей. | Умение выдвигать гипотезы при решении задач практической направленности и интерпретировать математический результат в жизненную ситуацию. |
Организует анализ текста задачи. Ведет фронтальную беседу. Ребята, внимательно прочитайте текст задачи. | Участвуют в беседе. Выполняют задания учителя. Читают текст задачи. |
Организует пересказ задачи своими словами. Ведет фронтальную беседу на понимание смысла задачи. О чем задача? Что в ней дано? Сколько вопросов в задаче? Какие это вопросы? Что нужно знать для решения этой задачи? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. | Интерпретация результатов самостоятельной работы; умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам в области математики |
Предлагает в парах подумать, обсудить и решить предложенную задачу, сделав записи в рабочих листах (см. Приложение 1). | Приступают к решению задачи. |
| Рефлексия (подведение итогов занятия) 2-3 мин. | Какие цели мы с вами поставили перед собой? Достигли ли мы их? По каким формулам надо вычислять: длину окружности, площадь круга. Оцените свою работу на каждом этапе. Заполните листы самооценки. Подсчитайте свои результаты. Контекстную задачу проверять буду я, и в итоге выставлю оценки. | Заполняют листы самооценки. Подсчитывают свои результаты. | Самооценка, формирование личной ответственности за результаты своей деятельности. |
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1-2 мин. | Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении. | Домашнее задание: Часть 1 (Открытый банк заданий ОГЭ по математике, ФИПИ-2022): №1-5, Вариант 10; №16, Вариант 13,14; №18, Вариант 33, 34. Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его. Задают вопросы. | РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Список использованных источников
Литература
Ганичева, Е. М. Формирование математической грамотности учащихся / Е. М. Ганичева. Вологда: ВИРО, 2021. – 84 с.
Ковтун, Г. Ю. Геометрия 9 класс: технологические карты роков /
Г. Ю. Ковтун. Волгоград: Учитель, 2018. – 205 с.
Ященко, И. В. ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: О – 39 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. М. : Национальное образование, 2022. 224 с.
Рослова, Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. – 2018. – № 10. – С. 48–55.
Электронные ресурсы
Технологическая карта урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – [2022]. – Режим доступа : https:// aujc.ru/texnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos/ – Загл. с экрана.
В помощь учителю математики «Планируемые результаты и УУД на уроках математики» [Электронный ресурс]. – [2022]. – Режим доступа https://infourok.ru/v-pomosch-uchitelyu-matematiki-planiruemie-rezultati-i-uud-na-urokah-matematiki-1168930.html – Загл. с экрана.
PISA: математическая грамотность [Электронный ресурс]. – [2022]. – Режим доступа https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf – Загл. с экрана.
Приложение 1
Рабочий лист ученика 9 «Б» класса
ФИ __________________________________________
Математический диктант.
Формула для вычисления длины окружности радиуса R____________
Длина окружности больше радиуса в…….
Чему равно значение __________
Формула для вычисления длины l дуги окружности с градусной
мерой α __________________
Формула для вычисления площади круга радиуса R ______________
Формула для вычисления площади S кругового сектора радиуса R, ограниченного дугой с градусной мерой α _______________
Из круга, радиус которого равен 20 см, вырезан сектор. Дуга сектора равна 900. Чему равна площадь оставшейся части круга.____________________
Задачи, на нахождение площади круга, сектора круга.
На клетчатой бумаге нарисован круг (см. Рисунок 1), площадь которого равна 12. Найдите площадь заштрихованной фигуры.
Рисунок – 1
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Площадь закрашенного сектора круга, изображенного на клетчатой бумаге (см. Рисунок 2), равна 6. Найдите площадь круга.
Рисунок 2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контекстная задача.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы 15.
Сергей Петрович решил построить на дачном участке теплицу длиной
4 м. для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Сергей Петрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5 м каждая и покрытие для обтяжки.
Отдельно требуется купить пленку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB, где точки A, O и B делят отрезок MN на четыре равные части. Внутри теплицы Сергей Петрович планирует сделать три грядки по длине теплицы одну центральную широкую грядку и две узкие по краям. Между грядками будут дорожки шириной 40 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 20 × 20 см.
Вопрос 1/1. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 1/2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 6 штук?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 1/3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 1/4. Найдите ширину центральной грядки, если она в два раза больше ширины узкой грядки. Ответ дайте в сантиметрах с точностью до десятков.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 1/5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в сантиметрах.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Контекстная задача
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы 15.
Сергей Петрович решил построить на дачном участке теплицу длиной
4 м. для этого он сделал прямоугольный фундамент. Для каркаса теплицы Сергей Петрович заказал металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5 м каждая и покрытие для обтяжки.
Отдельно требуется купить пленку для передней и задней стенок теплицы. В передней стенке планируется вход, показанный на рисунке прямоугольником ACDB, где точки A, O и B делят отрезок MN на четыре равные части. Внутри теплицы Сергей Петрович планирует сделать три грядки по длине теплицы одну центральную широкую грядку и две узкие по краям. Между грядками будут дорожки шириной 40 см, для которых необходимо купить тротуарную плитку размером 20 × 20 см.
Вопрос 1/1. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?
Вопрос 1/2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 6 штук?
Вопрос 1/3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.
Вопрос 1/4. Найдите ширину центральной грядки, если она в два раза больше ширины узкой грядки. Ответ дайте в сантиметрах с точностью до десятков.
Вопрос 1/5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в сантиметрах.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Предмет: Геометрия.
Тема: «Многоугольники. Длина окружности и площадь круга».
Класс: 9.
Вопрос 1/1. Какое наименьшее количество дуг нужно заказать, чтобы расстояние между соседними дугами было не более 60 см?
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | низкий |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и определить наименьшее количество дуг |
Максимальный балл | 1 балл |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
1 | Дан верный ответ 8 дуг и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: Из условия задачи нам известно, что длина теплицы 4 м и расстояние между соседними дугами должно быть не более 60 см. 4 м = 400 см секций в теплице, а дуг нужно заказать 8. |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 1/2. Сколько упаковок плитки необходимо купить для дорожек между грядками, если она продается в упаковках по 6 штук?
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | количество |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и определить сколько необходимо купить упаковок плитки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 14 упаковок и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: 1)Так как ширина плитки 20 см, а ширина дорожки 40 см, то понадобится: 40 : 20 = 2 плитки по ширине дорожки; 2)Так как длина плитки 20 см, а длина дорожки 400 см, то понадобится: 400 :20 = 20 плиток по длине дорожки; 3)20 × 2 = 40 плиток на одну дорожку; 4)40 × 2 = 80 плиток на две дорожки; 5)Так как в одной упаковке 6 плиток, то нужно купить: упаковок, но плитка продается в целых упаковках, поэтому нужно купить 14 упаковок |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 1/3. Найдите ширину теплицы. Ответ дайте в метрах с точностью до десятых.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | пространство и форма |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и определить ширину теплицы |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 3,2 и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: Так как металлические дуги в форме полуокружностей длиной 5 м и зная формулу для нахождения длины окружности Ответ нужно дать с точностью до десятых, поэтому получаем 3,2. |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 1/4. Найдите ширину центральной грядки, если она в два раза больше ширины узкой грядки. Ответ дайте в сантиметрах с точностью до десятков.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | пространство и форма |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и определить ширину центральной грядки |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 120 см и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: В предыдущем вопросе мы нашли ширину теплицы 3, 2 м = 320 см. Пусть х см ширина узкой грядки, тогда 2х ширина центральной грядки, и еще две дорожки по 40 см. По условию задачи составим уравнение: х+x+2x+80=320. x=60 это ширина узкой грядки, значит ширина центральной грядки 60 × 2 = 120 см. Ответ нужно дать с точностью до десятых, поэтому получаем 3,2. |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Вопрос 1/5. Найдите высоту входа в теплицу. Ответ дайте в сантиметрах.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЯ
Содержательная область оценки | пространство и форма |
Компетентностная область оценки | применять |
Контекст | личная жизнь |
Уровень сложности | средний |
Формат ответа | развернутый ответ (запись решения) |
Объект оценки | сопоставить информацию, представленную в виде текста и найти высоту входа в теплицу |
Максимальный балл | 2 балла |
Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая, финансовая.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
КОД | СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ |
2 | Дан верный ответ 160 см и приведено решение, подтверждающее полученный ответ. Возможное решение: Рассмотрим прямоугольный треугольник ВОD. В предыдущем вопросе мы нашли ширину теплицы 3, 2 м = 320 см, а она является диаметром, значит радиус равен 160 см т.е. OD=160 см. Также из условия нам известно, что точки A, O и B делят отрезок MN на четыре равные части, значит OB=80 см. По теореме Пифагора найдем катет BD, который и будет высотой входа в теплицу. |
1 | Дан верный ответ, но приведено неполное решение (при этом ход решения верный) |
0 | Дан неверный ответ или не приведено решение |
Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
После выполнения задания и последующей проверки, вы оцениваете его в баллы по количеству правильных ответов,
Ф.И.____________________________________________________________________________ |
Задание | Баллы |
Математический диктант | |
2. Задачи, на нахождение площади круга, сектора круга. | |
3. Контекстная задача | |
| |
Итоговый результат | «3» – 10–12 баллов «4» – 13–18 баллов «5» – 18–20 баллов |
Самооценка | |