Ход урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентировочный этап Создание мотивационной основы учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Руки? - Ноги? - Локти - Спинка? -Сегодня на уроке постараемся производить вычисления точно, работать быстро и самое главное дружно. - Начнём урок с эпиграфа: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1) - Как понимаете эти слова? - Все свои успехи будем отмечать в «Карте успехов».(Приложение 1) Подпишем число, классная работа. | Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на урок. – На месте. – На месте – У края. – Прямая. Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы учителя. |
2. Актуализация знаний | Математическая разминка Формулирует задание для работы с геометрическими фигурами. Игра «Угадай фигуру» - геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 вершины, 3 угла; - прямоугольник, у которого все стороны равны между собой и равны углы; - четырёхугольник, у которого все стороны равны между собой, а углы нет; - геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны и прямые углы. - Назовите общее понятие для фигур? Объясните? - Назовите лишнюю фигуру? Объясните? Организует актуализацию умений находить периметр прямоугольника и квадрата Организует работу в парах - Распределите действия и найдите периметр этих фигур. Организует самопроверку по эталону.(слайд 2) -Ребята, как вы понимаете высказывание «Всё познаётся в сравнении»? - По каким признакам можно сравнить эти фигуры? | Отвечают на вопросы учителя, озвучивая понятия. Выполняют задание у доски с геометрическими фигурами (ученик). Треугольник. Квадрат. Ромб. Прямоугольник. Осуществляют самопроверку по образцу. Многоугольники. Треугольник. Ромб. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности Выполняют задания в парах. Высказывают свои предположения. Выполняют самопроверку своей деятельности по эталону. Высказывают своё мнение. По форме: квадрат и прямоугольник, по высоте – прямоугольник выше квадрата, по ширине – квадрат шире прямоугольника, по цвету – квадрат синий, прямоугольник-красный, по материалу – картон, пластик. |
3. Проектирование проблемной ситуации Выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения | Учитель показывает две фигуры разного цвета, одна из картона, другая из бумаги или пластика. Обеспечивает мотивацию выполнения. - Как вы думаете, а по какому ещё признаку можно сравнить фигуры? - А кто из вас знает, как называется этот признак? (ответы детей) -Что можно сравнивать, мы узнаем, выполнив задание. | Учащиеся предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности | Организует повторение таблицы умножения. Игра «Расшифруй слово» 5 х 9= П 4 х 6= Ь 24 : 3= А 7 х 6=Щ 6 х 3= Л 21 : 7= Д 10 : 5= О Спрашивает наводящие вопросы, подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока. - Сформулируйте тему урока? - Сформулируйте цель урока? Уточняет понимание учащимися поставленной цели урока. - Какие задачи выполним на уроке? Организует составление совместного плана действий. (слайд 3) Узнаем, что называют площадью. Узнаем, как можно сравнивать площади. Применим новые знания на практике. Проверим себя. | Учащиеся заполняют таблицу. Площадь. Выполняют самооценку своей деятельности. С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока. - Площадь. Сравнение площадей. Проговаривают план действий. |
Работа по теме урока Реализация построения проекта. | Создаёт условия для формирования понятия площадь. - Что вы представляете, когда слышите слово площадь? - Куда надо обратиться, чтобы точно узнать? - Выберите понятие, которое больше подходит к уроку математики. - Как вы понимаете: занимает место на плоскости? Практическая работа. - Обведите свою ладошку и заштрихуйте её площадь. – Какую часть заштриховали? Прочитайте понятие, которое мы определили. - Назовите предметы в классе, которые имеют площадь? Организует самооценку деятельности учащихся, кто понял, что такое площадь. Организует открытие нового знания через фронтальную работу: как можно сравнивать площади фигур. -Возьмите синий и зелёный квадраты. Покажите квадрат, который занимает больше места на вашей парте. Как вы определили? (сравнили на глаз) - Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зелёного квадрата. -Сделайте вывод, как можно определить площадь фигуры? (слайд 4) - Возьмите красный и жёлтый круг. Сравните их. Можно ли определить «на глаз», площадь какого круга больше? -Что же делать? -Покажите фигуру, с большей площадью? Как мы сравнили? Вывод.(слайд 5) -Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат. Определите, у какой фигуры площадь больше. -С какой мы столкнулись трудностью? -Сосчитайте количество клеток в наших фигурах. Сколько клеток поместилось в квадрате, сколько в прямоугольнике? -Можем ли мы теперь сделать вывод, у какой фигуры площадь больше? -Сформулируйте третий способ определения площади фигур.(слайд 6) Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли? (слайд 7) Организует самооценку деятельности учащихся. | Под руководством учителя выполняют задания. - Толковый словарь. - Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости. Высказывают свои предположения, делают выводы. - Ту, которая внутри. - Площадь фигуры – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией - Дверь, доска, окно, стена, книги, линейка и др. Выполняют самооценку своей деятельности. Практическая работа. -Сравнили на глаз. - На глаз. - Наложить одну фигуру на другую. - Наложением. - Не подходят оба способа. - С помощью мерки. Выполняют самооценку своей деятельности, с учётом оценивания учителем. |
Физкультминутка Сменить деятельность обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Показ упражнений. Встаньте дружно из-за парт И скорее стройтесь в ряд! Повернитесь вправо, влево, Наконец, присядьте смело! Поработаем ногами, Раз, два, три! Поработаем руками! Раз, два, три! Улыбнемся: день хороший, И похлопаем в ладоши. | Повтор упражнений. Выполняют: повороты вправо, влево, движения руками и ногами. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует самостоятельную работу с учебником. - Проверим свои выводы по учебнику, с.56 Организует работу в группе Задание для группы №1 - Среди фигур найдите равные по площади фигуры. - Выпишите их номера. - Назовите способ сравнения площади, который использовали. Задание для группы «№2 - Выберите, что больше 1. Площадь стены или классной доски 2. Площадь тетради или учебника 3. Площадь окна или стены - Придумайте 2-3 примера на сравнение площадей. Задание для группы №3 - На рисунке изображены фигуры , площади которых при наложении не совпадут. - Докажите, что их площади равны. - Начертите свою фигуру, равную данным фигурам. Организует взаимопроверку деятельности учащихся. Тест 1. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией – это А – периметр Б – площадь В - длина 2. Выберите фигуру, имеющую меньшую площадь А – стол Б – тетрадь В - окно 3. Один из способов сравнения площадей А – измерение длины Б – сумма длин сторон В –наложением 4. Если фигуры при наложении друг на друга совпадают, то их площади А – неравны Б – равны Организует самопроверку деятельности учащихся. (слайд 11) | Выполняют задания Читают текст. Работают в группах. Наша группа выполняла задание - найти среди геометрических фигур равные по площади фигуры. Это: №1 и №6, №3 и №8, №2 и №5 Способ сравнения площадей «на глаз».(слайд 8) Наша группа выполняла задание – сравнивали площади фигур. Площадь стены больше площади классной доски, площадь тетради равна площади учебника, площадь окна меньше площади стены. Примеры: площадь крышки стола больше площади учебника, площадь линейки меньше площади тетради.(слайд 9) Наша группа выполняла задание – доказать, что площади фигу равны. Мы считаем, что площади фигур равны, так как количество мерок в них равно Чертёж фигуры прикладываем.(слайд 10) Осуществляют взаимопроверку деятельности. |
8. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. | Организует выполнение задачи №4, с.57, выполнив схему к задаче. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. - Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? - Что показывает значение частного? - Сколько раз длина одного отрезка содержится в длине другого? | Осуществляют анализ задачи. Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражают её в схеме, самостоятельно записывают по действиям, проверяют. Выполняют задание в тетради. |
9. Итог урока | Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности. «Карта достижений» | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. |
10. Рефлексия способов действия, эмоционального состояния и настроения | - Вспомните, какую цель ставили перед собой. - Какие новые математические понятия узнали? - Оцените свою работу на уроке. Я узнал (а)….. Я научился (ась)….. Мне понравилось… Организует вручение: «за отличную учёбу», «за старание и труд» Выставляет отметки за работу на уроке | - Научиться сравнивать площади геометрических фигур. Площадь, мерка. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
11. Домашнее задание | 1. Выполнить № 6, 8 (с. 59). 2. Выучить правило. По желанию: подготовить площади предметов по любому способу сравнения площадей. | Запись домашнего задания в дневники. |