Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Конспект открытого урока по теме:
«Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»
Геометрия
8 класс
Учитель математики:
Доронкина Н.Н.
19 октября 2015 г.
Открытый урок по геометрии в 8-м классе на тему «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат»
Тема: «Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат».
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний о четырехугольниках - параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, их свойствах, признаках.
Задачи урока:
Образовательная:
систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по данной теме;
закрепить навыки решения геометрических задач по пройденной теме;
Воспитательная:
Развивающая:
развивать математическое мышление;
развивать интерес к предмету;
формировать потребность к приобретению знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, листы самооценки, листы рефлексии.
План урока:
Загадки.
Теоретическая самостоятельная работа по карточкам (повторение свойств).
Работа по готовым чертежам (работа в парах).
Применение в жизни (сообщение с презентацией).
Тест (2 варианта).
Решение задач в тетрадях и на доске.
Домашнее задание: п. 45, 46, № 407, 409 -1 уровень, № 412, 433-2 уровень.
Итоги урока. Рефлексия.
Организационный момент.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись.
Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Так давайте покажем им наши знания.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Учащиеся отвечают. Вот мы и начнем наш урок сегодня с загадок. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник).
Знаете ли вы меня
Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам.
(Квадрат)
И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хотя меня не называли,
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родным братом.
(Прямоугольник)
Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я?
(Параллелограмм)
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам.
(Ромб).
(См. Приложение – ответы на загадки.)
В случае неправильных ответов, попросить учащихся объяснить в чем была их ошибка.
Итак, разгадав загадки , вы наверное поняли, о чем будем мы сегодня говорить на уроке ?
Учащиеся отвечают на вопрос, формулируют тему урока.
По окончанию задания каждый учащийся оценивает себя сам, выставляется первая оценка в «Карточку самооценки» (см. Приложение –карточка самооценки).
Критерии: 4 верных ответа-«5»,
3 верных ответа-«4»,
2 верных ответа –«3»,
1 верный ответ-«2».
Самостоятельная работа по карточкам (с последующей взаимопроверкой).
(Приложение-ответы и критерии оценки).
Учащиеся обмениваются работами, проверяют по готовым ответам, выставляют оценки в карточку самооценки.
Критерии: все правильно-«5»,
5-3 неверных ответа-«4»,
8 неверных ответов-«3»,
Более 8 неверных ответов-«2».
3. Работа по готовым чертежам (работа в парах). Затем проверка решения по чертежам на экране. Оценки выставляют в карточки самооценки.
(См.Приложение задачи на чертежах).
1) | | |
| Дано: КОРN – параллелограмм, ОМ = 2 см, ОР = 6см, ОКМ = 30. Найти: периметр КОРN . | |
2) | |
| Дано: АВСD – прямоугольник, РABCD= 48 см, АВ в 2 раза меньше ВС. Найти: стороны АВСD . |
3) |
Дано: АВСD – квадрат Найти углы АВD 4) |
|
Дано: АВСD – ромб ВАС = 60, АС = 7см Найти: АВ. |
Учитель: А кто знает, где находят применение эти четырехугольники? Учащиеся пытаются рассказать. Хорошо! А сейчас послушаем сообщение, которое подготовила ученица (показывает презентацию).
4. Применение в жизни. (Сообщение):
Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожженном участке в шахматном порядке, так как кожа имеет свойство расти во всех направлениях, со временем промежутки между квадратами зарастают.
В сельском хозяйстве применяют квадратно – гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.
В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.
5. Тест (2 варианта). Учащиеся выполняют на ноутбуках, получают оценки, выставляют в «Карточку самооценки».
Вопросы, I вариант | Ответы |
1. Любой прямоугольник является … | а) Ромбом б) Квадратом в) Параллелограммом |
2. В прямоугольнике | а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов в) два угла прямые и две стороны равны |
3. Ромб, у которого один угол прямой является | а) Квадратом б) Прямоугольником в) Параллелограммом |
4. Какой четырехугольник не имеет собственных свойств, а обладает свойствами других четырехугольников? | а) Прямоугольник б) Ромб в) Квадрат |
5. Если в параллелограмме диагонали равны, то этот параллелограмм | а) Ромб б) Прямоугольник в) Квадрат |
Вопросы, II вариант | Ответы |
1. Любой квадрат является … | а) Параллелограммом б) Прямоугольником в) Ромбом |
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм - … | а) Ромб б) Квадрат в) Нет правильного ответа |
3. В ромбе… | а) Все углы равны б) Все стороны равны в) Диагонали равны |
4. Параллелограмм, один из углов которого прямой является… | а) Прямоугольником б) Квадратом в) Ромбом |
5. Если в четырехугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырехугольник - … | а) Ромб б) Квадрат в) Нет правильного ответа |
Оценка заносится в «Карточку самооценки » (см. Приложение).
Выставляется итоговая оценка по четырем заданиям в «Карточку самооценки» самими учениками.
Учитель подводит итоги «Карточки самооценки».
6.Решение задач на доске и в тетрадях.
Задача записывается заранее на доске.
Задача. На сторонах АВ и СД прямоугольника АБСД взяты точки К и М так, что АКСМ-ромб. Диагональ АС составляет со стороной АВ угол 30. Найдите сторону ромба, если большая сторона прямоугольника равна 3.
7. Домашнее задание: п. 45, 46, № 407, 409 -1 уровень, № 412, 433-2 уровень.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.