Разработка интегрированного урока в 5 классе по предметам математика
и культура Башкортостана.
Тема: «Математика в башкирских сказках»
Провели учителя СОШ №61 Валеева Л.Х.
Филиппова Г.Ш.
Тема урока:
Математика в башкирских народных сказках.
Цели урока:
1. Повторить, сказок, богатырскую «Акмд - Батыр», рассмотреть задачи, разработанные по этой сказке, повторить арифметические действия с натуральными числами. Закрепить понятие о старинных единицах меры джины, массы.
2. Развивать мыслительную деятельность,
3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству Оборудование:
1. Аудио аппаратура, кассета.
2. Стенд с рисунками детей
3. Веревочки, ножницы на каждую парту
4. Карта - задача
5. Шоколадные монеты (12 золотых и 8 серебряных)
6. Костюмы для сценки.
7. Таблица «Старинные единицы меры длины и массы».
8. Стенгазета «Математика в башкирских сказках».
Ход урока:
Звучит стихотворение в исполнении детей.
Внимание! Урок начинается
Двери в сказку открываются,
Дружно, смело входим в класс,
5в рад видеть вас!
Любим сказки мы читать,
А иногда и помечтать
Но сегодня для нас непривычно,
Ведь урок у нас необычный.
Задачи будем в сказке мы решать.
Попросим вас помочь, но не мешать.
Не секрет, что математика нужна,
И культуре Башкортостана нам важна,
Так что это в первый раз,
Поддержите-ка вы нас!
Учитель математики: Здравствуйте, дорогие ребята!
Учитель Культуры Башкортостана: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок: здесь встретятся вместе математика и культура Башкортостана.
Учитель математики: Тема урока «Математика в Башкирских сказках». Запись темы в тетради по математике и культуре Башкортостана, Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить виды башкирских народных сказок, повторить действия с натуральными числами, закрепить понятия о старинных единицах меры длины, массы. Но сначала небольшая математическая разминка.
Устная работа по вопросам:
1. Как найти произведение трёх чисел?
2. Может ли при умножении получиться ноль?
3. Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа?
4. Назовите наименьшее натуральное число.
5. Чему равна четверть одного метра?
6. К натуральному числу приписали три нуля, во сколько раз увеличилось число?
7. Как найти неизвестное слагаемое?
Учитель К. Б.:
С башкирскими народными сказками мы уже хорошо знакомы. Ребята, вспомните ж назовите виды башкирских народных сказок.
Дети называют: бытовые, богатырские, волшебные, шуточные, сказки о животных и сказки кулямасы.
Верно. А теперь назовите сказку, отрывок которой я прочту.
Дети определяют и называют сказку.
К какому виду сказок относится сказка « Акьял - батыр»?
Дети: богатырская сказка.
Сегодня я проверю: насколько хорошо вы поняли эту сказку.
Работа по вопросам:
Где происходят события этой сказки? На отрогах древней горы Урал Как жили Батырша с женой до рождения сына? Бедно, в нужде и голоде, Каким вырос Акъял - батыр? Сильным, смелым. Помогал отцу на охот. «В пятнадцать лет Акъял - батыр был рослым молодцом, он охотился на птиц и зверей, помогал отцу».
Учитель математики:
Акъял - батыру 15 лет, переведем в часы, ведь он рос не по дням, а по часам.
Дети работают в тетради и у доски.
Решение: 15 * 365 * 24 = 131400ч.
Ответ: 15лет = 13 14 00 ч.
Учитель К.Б.:
Работа по вопросам:
Что сделан Акьял - батыр после смерти родителей? Покинул дом с щелью увидеть мир, людей.
Кого он встретил в пути? Запись в тетради Тау - батыр - горный богатырь, Урман-батыр- лесной богатырь.
«Однажды, когда три батыра прошли уже много гор, лесов и рек, увидели они избушку. Но ни в избушке, ни около неё никого не было. Тогда Акъял - батыр говорит: - Ты Урман-батыр свари мясо, а мы с Тау - батыром осмотрим окрестности», Что за гость появился в через некоторое время? Старик - карлик.
Учитель математики:
«Перед Урман - батыром стоял старик-карлик, сам ростом в четверть, а борода в тысячу четвертей» . Средний рост человека в те времена 1м 60см. Покажите, какого роста был старик-карлик.
Детям раздаются верёвки. Веревка складывается 4 раза, 1 часть отрезается.
Теперь найдите длину бороды. Дети работают письменно в тетради. Решение: 40см * 1000 = 40000см = 400м.
Ответ: 400м.
Итак, старик-карлик обманул Урман-батыра и Тау - батыра и съел две варенные лошадиные туши. Сколько килограмм конины съел он, если одна лошадь была тяжелее второй на три пуда и весила 40 пудов?
Работа в тетрадях и на доске.
Решение: 1лошадь - 40пудов 77
2лошадь - 37 пудов пудов
77* 16 = 1232кг.
Ответ: 1232кг.
Учитель К.Б.:
А добавлением к замечательному бульону будет лапша, которую мы приготовим сами.
Музыкальная физкультминутка «Приготовление лапши»
Какое качество характера показали друзья Акъял - батыра, встретившись со стариком? Трусость.
Был ли Акъял - батыр человеком? Нет.
Как наказал он старика? Привязал за бороду к двери.
«Старик стал рваться ж метаться, наконец, оборван себе бороду и убежал. Батыры старика-карлика».
Учитель математики:
«Долго шли батыры, прошли много рек и лесов». А шли они по следующему маршруту: (на доску вывешивается карта)
Устный счет. Ответ: 60 верст. 64км 20м.
Решим задачу на уравнение: Вдоль тропинки, по которой они шли, росли березы, елки и дубы. Всего 450 деревьев. Причем елок в три раза больше, чем берез. Сколько берез и елок росло, если дубов было 90?
Обозначения проговариваются: x - берез, Зх - елок.
Решение: Зх + х + 90 = 450
4х = 450-90
4х = 360
х = 90;
90*3=270
Ответ. 90 берез, 270 елок.
Учитель К.Б.:
Где Акъял - батыру удалось найти старика-карлика? В подземном царстве.
Как он помог людям подземной страны? Убил, старика - карлика и дал людям вод.
Дома вы должны были нарисовать любой понравившийся вам эпизод. На стенде размещены ваши рисунки. Рассматривание, обсуждение, оценка рисунков. Многие из вас изобразили Акъял - батыра из лука. Когда Акьял - батыр проявило свою меткость? Дети пересказывают эпизод.
Как Акъял - батыр поступал с богатством, полученным в состязаниях? Раздавал бедным.
Какое качество характера он в этом эпизоде? Доброту,
Учитель математики:
Царь признал себя побежденным и щедро одарил Акъял - батыра. Если бы спутники поделили это богатство на троих, то каждому из них досталось по 1кг 200гр золота и 800гр серебра. Но Урман-батыр с Тау - батыром присвоили добытое Акъял - батыром, бросив его на произвол судьбы. Решим задачу. По сколько килограмм золота и серебра осело бы в их карманах, если бы Акьял - батыр не выбрался из пропасти.
Работа в тетрадях и на доске. На столе 12 монет с золотой обёрткой и 8 с серебряной. Используются для решения задачи. Решение: 1200 * 3 : 2 = 1800гр = 1кг 800гр;
800*3:2 = 1200гр = 1кг200гр.
Ответ: 1кг 800гр золота, 1кг 200гр серебра.
Учитель К.Б.:
Почему волшебная птица Самрекош согласилась помочь Акъял - батыру выбраться из пещеры? Акъял - батыр спас ее птенцов от аждахи. Признали ли Тау - батыр и Урман-батыр свою вину? Да.
это было, вам покажут мальчики. Посмотрите сценку и подумайте, что общего у Акъял - батыра с друзьями и что их отличает.
Сценка о последней встрече батыров. Ребята отвечают на вопро.
Итог.
Оценка.