"Математика на страже безопасности".
Класс 5
Интегрированный урок (математика + ОБЖ)
Цели урока:
Повторить и закрепить знания по безопасности:
А) пожарной безопасности;
Б) других служб экстренной помощи.
Формировать математические знания.
Развивать умения работать самостоятельно, группе.
Закреплять гигиенические навыки (правильная посадка, физминутка).
Ход урока
Организационный момент
Организация класса.
Раз – два – три –
Слушай и смотри!
Три – два – раз –
Урок начнём сейчас!
Объявления темы и целей урока.
Учитель:
Чтобы быть пожарным или строителем,
Лётчиком или водителем
Нужно много знать и понимать!
А главное быть точным и внимательным,
Как математики.
Уметь работать слаженно,
Безошибочно и отважно!
Интегрированная актуализация знаний.
Устные вычисления (1 ученик на закрытой доске)
Наименьшее двузначное число уменьшить на наибольшее однозначное. (10 – 9 = 1)
На сколько 26 больше 24? (26 – 24 = 2)
Уменьшаемое 93 вычитаемое 90. Найти значение разности. (93 – 90 = 3)
Из числа 44 вычесть 4 десятка. (44 – 40 = 4)
Учитель: Проверяем результаты на доске и на закрытой доске(1,2,3,4)
Подставьте слева от этих чисел наименьшее однозначное число, так, чтобы эти числа стали помощниками в различных опасных жизненных ситуациях. Что получается? Произнесите (01, 02, 03, 04)
О чём нам говорят такие числа? Назовите, какие службы можно вызвать по этим номерам (01 – пожарная служба, 02 – милиция, 03 – скорая помощь, 04 – служба газа, 01 – единый телефон спасения)
Решение задачи
(Повторяем знания о геометрической фигуре - ломаной линии и подготовка к ознакомлению со смыслом умножения, как сложения одинаковых слагаемых.)
Внимание! Внимание! Представьте, что вы экипаж пожарной машины – каждый ряд – это пожарный расчёт – так называют пожарную команду, которая выезжает на пожар.
Задача. В пожарную службу поступил вызов о том, что в здании, на высоте 12 метров произошёл пожар. По команде выехало 3 пожарных машины с раздвижными лестницами. У каждой машины лестницы состоят из частей, как звенья ломаной. У каждой машины лестницы состоят из одинаковых частей, общая длина лестниц на каждой машине равна 12 м. У 1 машины каждая часть лестницы по 4 метра. У 2-ой машины каждая часть лестницы по 6 метров, у 3-ей машины каждая часть лестницы по 3 метра. Сколько частей у лестниц на каждой машине. Составьте и запишите выражения. Напоминаю, лестницы выдвигаются на длину 12 метров.
Работа в тетради
Физминутка.
Пожар локализован (т. е. потушен), пришло время отдохнуть!
Вышли мышки как-то раз (шагают на месте)
Попроказничать на час. (погрозить пальцем друг другу)
Взяли спичек коробок
И уселись в уголок. (присесть)
Раз – вспорхнуло пламя спички, (поднимают руки вверх, сидя на корточках)
Два – горят уже косички, (встают и выполняют руками наклоны влево – вправо)
Три – испуганы сестрички, (руками обхватывают голову и наклоняются влево-вправо)
А четыре, пять, шесть, семь – (хлопают в ладоши на каждый счёт)
Крепко помнить нужно всем: (грозят пальчиком поворачиваясь друг к другу)
Спички детям не игрушки, (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Даже если вы подружки! (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Не играйте с огоньком, (повороты головы и руки с грозящим пальчиком влево-вправо)
Чтобы не сгорел ваш дом! (над головой складывают руки в виде треугольной крыши дома)
Тест.
Пожар в 9-этажном доме. Человек вышел из квартиры на 4-м этаже и почувствовал запах гари. Вопрос. Куда он будет двигаться? (Ответ записать в бланке ответов в тетради.)
А) К лифту, до него 7 шагов.
Б) По лестнице вниз, до 1 этажа - 180 шагов.
В) По лестнице вверх, чтобы узнать, откуда идёт запах гари.
Ответ
А) – не верный, на лифте во время пожара ездить нельзя, т.к. может произойти замыкание проводки или возгорание и можно застрять в лифте.
Ответ В) – не верный, т. к. дым поднимается вверх.
Ответ Б) – верный, вниз по лестнице.
Стихотворение:
Четыре спасительных цифры
Помогут нам в трудный час!
Запомнить их вовсе не трудно.
Их знать должен каждый из вас!
При пожаре - 01 набирает гражданин!
Хулиганы, драка или ограбление
Звонить в милицию – 02 – без промедления!
Болезнь, ожог и отравление
В – 03 – звоним мы без сомнения!
Почувствовали едкий запах газа – по 04
Дозвонимся в службу газа!
Но если цифры телефонов все перезабыли,
А может быть, их вовсе не учили!
Один единый номер для спасения
Запомнят все,
Конечно без сомнения!
Знает каждый гражданин
Графический диктант.
В тетради.
Учитель диктует по линиям направления, дети чертят по клеточкам.
Отступить сверху 3 клетки, поставить точку – начало движения.
Первое изображение:
2 клеточки вправо вверх, наискосок по диагонали.
3 клеточки вправо.
2 клеточки вправо вниз наискосок по диагонали.
5 клеточек вниз.
2 клеточки влево вниз наискосок по диагонали.
3 клеточки влево.
2 клеточки влево вверх наискосок по диагонали.
5 клеточек вверх.
Отступить 3 клеточки вправо для следующего изображения и 5 клеточек сверху – поставить точку – начало движения.
Второе изображение.
4 клеточки вправо вверх наискосок по диагонали 9 клеточек вниз.
Что получилось? (01 – единый телефон спасения)
Как необходимо вести себя при пожаре.
Решите выражения, а ответы расположите в порядке возрастания, и вы прочитаете, как необходимо вести себя при пожаре.
Итог урока.
Подведём итоги мы, друзья
Без математики нам жить нельзя!
При пожаре мы должны
Действовать также умело
Точно, чётко и спокойно
Как у доски мы пишем мелом!
Урок окончен.