Просмотр содержимого документа
«Математика и биология: точки соприкосновения»
Интегрированный урок по теме «Дыхание растений» в 6 классе
Ф.И.О. Игошина Юлия Геннадьевна
Куницина Маргарита Олеговна
Место работы МБОУСОШ№22- ЦО г. Казань
Должность учитель
Предмет биология, математика
Класс 6 класс
Базовый учебник Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа». 2016.
А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко, Москва, «Вентана-Граф», 2016 г.
Цель урока: Организация продуктивной деятельности учащихся для успешного овладения определение роли дыхания для живых организмов, направленной на достижение учащимися результатов:
Предметные результаты
устанавливать взаимосвязь: процессов фотосинтеза и дыхания, растений с другими организмами;
понять процесс дыхания: как происходит, для чего необходим.
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
закрепить практические умения и навыки действий с числами, применять знания при решении задач экологического содержания.
Метапредметные результаты
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
воспитывать интерес к деятельности по улучшению окружающей среды, воспитывать экологическую культуру.
Личностные результаты
коммуникативной компетентности в общении, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Средства обучения: карточки с задачами, проектор, презентация «Дыхание»; карточки с теоретическим материалом по теме «Дыхание».
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
Эпиграф к уроку:
«Я дышу, а значит, я живу!»
Владимир Семенович Высоцкий
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель математики:
Расшифруйте, о чем говорил великий русский ученый К. А. Тимирязев: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, ... Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас». (слайд 2)
С
19-26
О
-2,3+(-0,6)
З
25+(-90)
И
-2+1,5
Ф
4,23 ∙ (-0,1)
Н
-4,23 : 0,1
Е
-4 : (-8)
Т
2,5- (- 4,5)
-0,423
-2,9
7
-2,9
-7
-0,5
-42,3
7
0,5
-65
Учитель биологии:
Какой орган растения обеспечивает процесс фотосинтеза?
Что такое фотосинтез?
На столах таблица «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания», заполните 2 столбик, пользуясь словами, которые предложены ниже. (Приложение 1) (слайд 3)
Какие еще функции выполняет лист?
Устно решают примеры, определяют.
ФОТОСИНТЕЗ
лист
процесс образования органических веществ из неорганических: воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растений
работают с таблицей
испарение
дыхание
газообмен
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель математики: «Расшифруйте название темы урока, решив примеры, которые лежат у вас на столах, и определите еще одну функцию листа, противоположную фотосинтезу» (слайд 4)
-17,2+9,6
5,6 : (-0,7)
-0,82+(-0,18)
2,8+(-5,5)
4-(-10)
1,6∙(-5)
2,4-5,6
-33-(-18)
– (-7-7)
-0,25∙4
-6+3,3
(-0,6) 2
а
д
е
и
й
н
р
с
т
х
ы
-8
14
-2,7
0,36
-1
-3,2
-15
-7,6
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
(Слайд 5)
Каждая группа решает примеры, выходит к доске и записывает ответ
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Первичное усвоение и закрепление новых знаний.
Перед вами карточки «Дыхание растений» ознакомьтесь с ними, продолжите заполнять таблицу. (Приложение 2)
Проверка таблицы (слайд 6)
Зачем растения и другие живые организмы дышат?
Организмы постоянно поглощают кислород при дыхании, почему его количество не уменьшается?
Работа в группах с карточками
Взаимопроверка между группами
энергия
при фотосинтезе растения выделяют кислород
Физминутка (слайд 7)
Если дробь сократимая – хлопаем, если несократимая - топаем
Учитель математики: Роль растений огромна, как в природе, так и в жизни человека.
Леса являются легкими нашей планеты. Дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Вот почему мы обязаны беречь каждое дерево. От количества деревьев зависит количество вырабатываемого кислорода, а значит и жизнь любого существа, и продолжительность нашей жизни.
Мы предлагаем решить несколько задач.
Выполнение задачи № 1 в рабочих тетрадях. (слайд 8)
Сколько деревьев могут выделить кислорода, необходимого для дыхания 30 человек. Один человек потребляет в сутки 350 г кислорода, а одно дерево за 1 час выделяет 43,75 г кислорода.
Решение:
350 ∙ 30 = 10 500 (г) – кислорода потребляют 30 человек в сутки.
Выполнение задачи № 2 в рабочих тетрадях (слайд 9)
Человек в среднем за сутки потребляет 350 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно столько же углекислого газа, сколько выдыхает 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5 млн. человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?
Решение:
350 ∙ 5000000 = 1750000000 (г) = 1750000 (кг) – кислорода необходимо жителям города.
1 га – 80 кг
Х га – 1750000 г
1750000 : 80 = 21875 (га)
Ответ: 21875 га – площадь зеленых насаждений в городе.
(Решения задач – слайды 10, 11)
Учитель биологии
Задания по группам: 1 и 3 группы - фотосинтез, 2 и 4 группы - дыхание. (Используется раздаточный материал).
Тестовые задания: (слайд 12)
1) Какой газ поглощается?
а) азот;
б) кислород;
в) водород;
г) углекислый газ.
2) Какой газ выделяется?
а) азот;
б) кислород;
в) водород;
г) углекислый газ.
3) При каких условиях протекает?
а) только в темноте;
б) только на свету;
в) на свету и в темноте;
г) во всех живых клетках растения;
д) в зелёных клетках растения.
4) Что в результате происходит?
а) испарение;
б) образование органических веществ;
в) органические вещества расходуются;
г) энергия выделяется;
д) энергия поглощается.
Ответы: (слайд 13)
Отметка «5» - нет ошибок
Отметка «4» - 1, 2 ошибки
Отметка «3» - 3 ошибки
1 и 3 группы
2 и 4 группы
1) - г
2) - б
3) - б, д
4) - б, д
1) - б
2) - г
3) - в, г
4) - в, г
Выполнение задачи № 3 в рабочих тетрадях (при наличии времени).
(слайд 14,15)
1 тонна макулатуры сохраняет 5 кубометров леса. В школе обучается 280 учащихся. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберет 10 кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры, если выход бумаги 60%? Вес учебника составляет 0,5 кг.
Учитель биологии: «Дыхание – процесс получения энергии, необходимой для жизнедеятельности. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ – конечными продуктами» (слайд 16)
Решают задачи в группах.
Каждая группа сдает на проверку решения.
Проверяют решения задач
Выполняют тест по группам.
Взаимопроверка между группами
Домашнее задание
Прочитать материал учебника п.17 и ответить на вопросы.
Составить кроссворд по одной из тем «Фотосинтез» или «Дыхание растений».
«Нарисуйте смайлик с тем настроением, с которым вы заканчиваете урок» (слайд 18)
В конце урока подводится итог, выставляются отметки.
Приложение 1
таблица «Сопоставление процессов фотосинтеза и дыхания»:
Черты процесса
Фотосинтез
Дыхание
Какие вещества необходимы для процесса
вода и углекислый газ
органические вещества и кислород
Какие вещества образуются в результате процесса
органические вещества и кислород
вода и углекислый газ
Что происходит с кислородом
выделяется
используется
Что происходит с органическими веществами
образуется
разлагаются
Энергия в процессе
используется
выделяется
Слова для заполнения таблицы: вода, углекислый газ, кислород, органические вещества, образуется, выделяется, используется
Приложение 2
Дыхание растений.
Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания, такое расщепление происходит под воздействием кислорода, в результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.
Вода остаётся в клетке, а углекислый газ покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.
Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами.
Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая в сложных молекулах путём фотосинтеза.
Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.
Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.
В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:
устьица;
чечевички.
Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.
Рис. 1. Устьица под микроскопом.
Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях.
Рис. 2. Чечевички на стволе берёзы.
Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.
Дыхание и фотосинтез
Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные, и в растении следуют один за другим.
Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются вещества, содержащие энергию.
Дыхание – это способ освобождения энергии, запасённой в питательных веществах.
Дыхание в разных частях растения
Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:
прорастающие семена;
распускающиеся цветы;
растущие органы.
Не рекомендуется ставить срезанные цветы в спальной комнате, поскольку они поглощают большое количество кислорода и выделяют углекислый газ.
Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.
Что влияет на интенсивность дыхания
Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:
температура;
влажность;
содержание кислорода в воздухе.
При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.
Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего возду