Этап урока | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Постановка темы урока. | Коммуникативные Учащиеся слушают учителя Строят самостоятельные высказывания. Регулятивные: управление своей деятельностью. Познавательные: Пытаются решить задачу известным способом. | Поздороваться.Записать число,классная работа. На доске запись(килограмм,метр,сантиметр,грамм,километр). Каким понятием можно объединить все эти единицы измерения? Правильно это величины. -Что такое величина? - это то, что можно измерить и результат выразить числом . Правильно сегодня мы будем говорить о величине. (открыть первую часть темы.) А какую именно величину мы будем вспоминать вы мне сейчас расскажете сами. -Наш урок мне бы хотелось начать с одного интересного исторического факта. Посмотрите на экран.В английском городке Хай-Вайкомб каждый избранный мэр подвергается этой процедуре на городской площади. Эта традиция берёт своё начало в 1678 году, когда жители решили покончить с поведением мэров, воровавших деньги из казны, после чего толстевших от сытной жизни. После года службы мэра взвешивают снова, и глашатай кричит «Прибавилось!» или «Не прибавилось!». В старые времена горожане, услышав слово прибавилось, могли освистать мэра и закидать тухлыми яйцами, сейчас эта часть традиции отменена. _Как вы думаете, что могло прибавиться за год у мэра города? -Правильно.Масса.Какую величину мы сегодня повторям?(открывается вторая часть темы.)
| Учащиеся слушают учителя,отвечают на вопросы. |
2 этап. Мотивационный (самоопределение к деятельности) Актуализация и постановка учебной задачи. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные:формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать свое мнение и позицию. | У вас на партах лежат листочки с заданием.Нужно соотнести названия животных Калининиградского зоопарка и их массы.(работа в парах). 3 пары работают у доски. -Давайте сравним ваши решения. На доске запись. Бурый медведь Фима 890кг 8ц90 кг 890 000г Амурский тигр Тайфун 2ц 200 000г 200кг Енот полоскун Пухлик 8кг300г 8300г 8кг 300г Посмотрите численные значения массы получились разные? Кто прав? Все.Масса представлена в разных единицах измерения. Цель нашего урока:вспомнить какая взаимосвязь существует между разными единицами измерения массы. И как переводить численное значение из одной величины в другую. | Дети работают в парах. Обсуждают,приходят к одному мнению,записывают решение.Формулируют цель урока. |
3 этап. Совместное исследование проблемы. | Познавательная цель: Ученики анализируют,доказывают аргументировано свою точку зрения. Коммуникативная. Ученики осознанно строят речевые высказывания. Регулятивная. Ученики исследуют условия учебной задачи,обсуждают предметные способы решения. | В течении всего урока мы с вами будем составлять технологическую карту измерения массы. У вас на партах лежат листочки Давайте запишем название нашей карты. Масса (на доске табличка). Какую самую маленькую единицу массы мы с вами изучали?(грамм) Массу каких предметов удобно измерять граммами? Очень часто чтобы приготовить какое-нибудь вкусное блюдо.Хозяйки используют рецепт.В рецептах масса продуктов часто представлена в граммах. Яблочный пирог. Пирог Разрыхлитель теста (15 г) — 1 пач. Молоко — 90 мл Масло растительное — 2 ст. л. Сахар — 70 г Мука — 60 г Яблоко (крупные) — 3-4 шт Яйцо — 2 шт Корочка для пирога. Миндаль (листиками) — 2-3 ст. л. Масло сливочное (растопленное) — 3 ст. л. Сахар (80 г ) Выпишите в тетрадь и посчитайте сколько нужно сахара для изготовления пирога. 80гр+70гр=150гр. (работа в группах) У вас на парта стоят рычажные весы и набор гирек. Попробуйте свесить 150 гр сахара. Почему не получилось? Не хватает гирек. Что делать? Свесить массу сахара в одной чайной ложке и посчитать количество ложек. Проведение опыта Почему масса сахара в одной ложке получилось разной? Вывод мерка измерения должна быть одинаковой.Попробуйте набрать сахара в ложку с горкой и измерить величину массы. 1чайная ложка-10гр. Как посчитать сколько чайных ложек необходимо,чтобы поучить 150 гр сахара?(запись в тетради) Теперь насыпьте в стакан 150 гр сахара. В нашей карте записываем первую единицу измерения г Какая единица измерения больше чем грамм?(кг) Какова взаимосвязь между граммом и киограммом? 1 кг=1000гр (Устная работа) Перевести:5000гр в кг,6300гр в кг и гр,2005гр в кг и гр. -Какое арифметическое действие нужно выполнить при переводе гр в кг? (на доске запись гр-кг :1000) -
| Дети измеряют массу на рычажных весах.Записывают результаты опыта.Делают вывод. |
4 этап. Переход к этапу решения частных задач. | Познавательная: Осуществляют работу по выполнению отдельных операуций. Коммуникативная: Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Еулятивная осуществляют самоконтроль деятельности. | (Работа в группах) Чтобы осанка была правильной необходимо сокращать нагрузку на позвоночник. Собираясь в школу вы берёте с собой необходимые веши.Давайте сейчас измерим массу осоновных школьных принадлежностей и посчитаем какую нагрузку получает ваш позвоночник.(расписание четверга) 1 группа измеряет массу пустого рюкзака. 2 группа массу сумки с сменной обувью. 3 группа массу учебников для 5 уроков. 4 группа массу тетрадей и пенала 5 группа масса принадлежностей для рисования. 6 группа массу сотового телефона и планшета. На доске записываются результаты, складываются,переводятся в кг. Делается вывод как уменьшить нагрузку на позвоночник. Скоро вы перейдёте в пятый класс количество уроков увелится,рюкзак станет тяжелее.Какие советы вы можете дать для уменьшения нагрузки на позвоночник? Физминутка. | Ученики проводят практический опыт.Записывают результаты,делают выводы. |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой | Познавательные определять этапы решения учебной задачи; различать обоснованные и необоснованные суждения; производить анализ и преобразование информации; Коммуникативные Умение строить рассужедние понятное для собеседника. Регулятивные осуществление пошагового контроля за результом | Самостоятельная работа -(Карточки в конвертах). Эти карточки трех уровней сложности. Красная более сложная, жёлтая - менее, зелёная – самая простая. Выберите для себя одну карточку и выполните задание. Покажите, кто какие карточки выбрал. (дифференцированная, на цветных карточках) Дети решают сами (взаимопроверка по образцу) Красная карточка. Задачи со старинными мерами веса Крестьянину нужно заплатить оброк за свою семью из 12 человек. За каждого нужно отдать 30 фунтов зерна. Сможет ли он увести оброк верхом на лошади, если сам весит 5 пудов, а лошадь поднимает 15 пудов? Решение: 1)Найдем, сколько весит оброк:30 * 12 = 360 фунтов 2) Так как 1 пуд = 40 фунтам то:360 / 40 = 9 пудов 3) Сколько весит хозяин с оброком:5 + 9 = 13 пудов. Ответ: да. Зелёная карточка. Выполни действия с величинами и вырази в новых единицах измерения: а) ( 5 т 6 ц + 2 ц 5 кг) : 9 = ___________________________________________ Ответ: ______ ц _______ кг жёлтая карточка.(посчитать,соединить ответы на рисунке по точкам). Масса оленя 1 ц 20 кг. Выразите вес оленя в кг. Сова весит 3000 г. Выразите ее вес в кг. Масса ежа 900 г. На сколько г еж легче совы? Заяц имеет массу 6000 г. Выразите его вес в кг. Медведь весит 300 кг. Узнайте вес в центнерах. Сколько граммов весят сова и заяц вместе? | Дети выюирают и решают задание самостоятельно. |
6 этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Познавательные: Применять известный способ действий для решения задачи. Отработка операций на которых допущены ошибки. Коммуникативные: Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные: Осуществляют самоконтроль. | Сравнение решений с образцом на доске. | Ученики исправляют свои ошибки. |
| | | |
7 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | | | |