Просмотр содержимого документа
«ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ (на примере темы «Показательная функция») »
Нижегородская область Ветлужский район
Муниципальное образовательное учреждение
Белышевская средняя общеобразовательная школа
ЛЕКЦИОННО-СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ
(на примере темы «Показательная функция»)
606860 Нижегородская область Ветлужский район
с. Белышево МОУ Белышевская средняя школа
тел.8831(50)32-125
Работу выполнила:
Чистова Елена
Николаевна
Учитель математики
2010 год
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы организации лекционно-семинарской системы обучения математике в средней школе. 4
1.1. Лекционно-семинарская система обучения как крупноблочная модель изучения учебного материала. 4
1.2. Урок-лекция как особая форма уроков в средней школе. 6
1.3. Семинарские занятия как особая форма уроков в средней школе. 8
2. Методические рекомендации по проведению лекционно-семинарской системы занятий по теме «Показательная функция». 10
2.1. Анализ темы «Показательная функция». 10
Система уроков по теме «Показательная функция» 18
2.2. Конспекты уроков по теме «Показательная функция». 20
Урок-лекция по теме «Показательная функция, ее свойства и график». 20
Урок-семинар (практикум) по теме «Виды показательных уравнений и неравенств». 25
Контрольная работа 31
Заключение 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Образование как процесс целенаправленного духовного, интеллектуального и физического развития человека осуществляется через обучение. Математика есть часть общего образования. Она призвана содействовать гармоническому развитию личности, формировать её интеллект и дать опору в будущей профессиональной деятельности. Перед учителем стоит задача – помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развить самостоятельность, способствующую умению открывать новые знания. Работа учащихся в процессе обучения математике должна быть организована так, чтобы она способствовала формированию у них положительной мотивации к изучению математики, повышению интереса к ней.
В старших классах школы наличие большого количества теоретического материала приводит к необходимости использования в процессе обучения математике лекционно-семинарской системы занятий. Она реализуется посредством 10 основных видов уроков:
крупноблочное изучение теории в ходе урока-лекции;
урок усвоения теории;
урок решения ключевых задач;
уроки-практикумы;
урок-консультация;
зачет по практикуму;
урок коррекции;
обобщающий урок;
семинарское занятие;
урок контроля или (и) зачет по теме;
Лекционно-семинарская система обучения способствует лучшему усвоению учащимися материала, повышению результативности обучения, росту творческой активности и самостоятельности работы учащихся.
Цель работы развитие познавательного интереса при изучении темы «Показательная функция» в рамках лекционно-семинарских занятий.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования с целью выделения условий организации и осуществления лекционно-семинарской системы занятий в школе.
Выделить основные виды уроков, входящих в лекционно-семинарскую систему занятий, особенности их проведения.
Разработать методические рекомендации по проведению лекционно-семинарских занятий по теме «Показательная функция».
1. Теоретические основы организации лекционно-семинарской системы обучения математике в средней школе.
Лекционно-семинарская система обучения как крупноблочная модель изучения учебного материала.
Цели математического образования на современном этапе его развития представлены в проекте концепции математического образования в 12-летней школе. «Основными целями математического образования являются:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности; формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности».
В результате, содержание общего математического образования включает в себя:
предмет и метод математики, ее ведущие идеи и понятия, математический язык, связь с другими науками и практикой, математическое моделирование;
процесс познания в математике;
специфику творческой математической деятельности как сплав интуиции и логики;
методы научного познания;
эстетику математики;
культуру мышления;
историю математики;
информационный компонент.
Основной формой организации обучения любому предмету, в частности, математике является урок. Ведущим типом учебного занятия остается комбинированный урок, нарушающий логику учебной деятельности и особенно нежелательный в старших классах школы. Названные выше задачи сложно решить в рамках традиционных уроков.
Участие ученика в получении нового знания, овладение им новыми способами математической деятельности, его эмоциональное напряжение – все это в единстве отражает дидактические, развивающие и воспитательные цели урока.
Д
Мотивационно-ориентировочная часть:
мотивация дальнейшей деятельности учащихся, актуализация знаний, постановка учебной задачи.
Содержательная часть:
Открытие и формирование новых знаний и способов действий, формирование умений и навыков.
Рефлексивно-оценочная часть:
осознание и осмысление деятельности и ее результатов, сопоставление результатов с целью урока, подведение итогов.
ля проектирования урока учителю важно знать его структуру. В качестве дидактической структуры урока принимается структура учебной деятельности.
В свою очередь, методическая структура каждого этапа урока зависит от типа урока.
Таким образом, урок как целостный педагогический процесс должен, в первую очередь, отвечать основным задачам общей методики преподавания математики, а именно, зачем учить, что надо учить, как надо обучать математике.
Учащихся старших классов характеризует устойчивая склонность к умственной работе, умение долго и сосредоточенно работать, стремление самостоятельно понимать глубинную сущность явлений, способность осмысливать большую информацию. В то же время программа по математике усложняется, ставятся новые задачи. Поэтому нужны новые формы учебных занятий, в том числе контроля и оценки знаний.
В старших классах все большее распространение имеет лекционно-семинарская система занятий. Она позволяет изучать материал крупными блоками с тем, чтобы иметь возможность проведения последовательной серии уроков-практикумов, обеспечивающих формирование умений и навыков в решении математических задач разного уровня сложности. К тому же, эта система предполагает большую самостоятельность учащихся, в том числе и в работе с дополнительной литературой.
В теории и методике обучения математике проблему организации и проведения лекционно-семинарской системы занятий исследовали Григорьева Т.П., Иванова Т.А., Кузнецова Л.И., Перевощикова Е.Н., Саакян С.М., они отмечают, что развитие учащихся в процессе обучения возможно лишь при организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Развитию именно такой деятельности и способствует проведение системы различных форм учебных занятий.
Необходимость использования лекционно-семинарской системы занятий в процессе обучения математике отмечена также в статье Ивановой Т.А., Саакян С.М.
Лекционно-семинарская система изучения учебной темы включает в себя 10 основных видов уроков, которые представлены в таблице:
Крупноблочное изучение теории (раздела, темы, блока тем)
Урок усвоения теории
Урок решения ключевых задач
Уроки-практикумы
Урок-консультация
Зачет по практикуму
Урок коррекции
Обобщающий урок, в т.ч. семинарское занятие
Контрольная работа
Зачет по теме
Конечно, не удается организовать изучение каждой темы в форме десяти выделенных типов уроков. Такие уроки, как семинарские занятия обобщающего типа, зачеты, проводятся по наиболее значимым темам курса или же по нескольким темам. Уроки консультации и коррекции знаний также не всегда удается провести учителю из-за отсутствия времени.
Урок-лекция как особая форма уроков в средней школе.
Как правило, это один-два урока, на которых излагается весь теоретический материал изучаемого раздела.
Одна из существенных особенностей школьной лекции заключается в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала непосредственно на уроке. Достижению более эффективного конечного результата способствуют элементы первичного контроля и оценка усвоения учащимися содержания лекции.
На этих же уроках рассматриваются примеры применения теоретического материала к выполнению несложных упражнений. Образцы решения показывает учитель.
Выделяются основные случаи, в которых предпочтительнее организовать урок математики в форме лекции.
Когда содержание материала не опирается на ранее изученное и учитель не сможет с помощью эвристической беседы подвести учащихся к гипотезе.
Когда учебный материал является слишком сложным для самостоятельного изучения учащихся, либо важным с точки зрения целостности его восприятия.
В случае укрупненной подачи информации, расширения тематического диапазона каждого урока, на котором учитель изучает несколько вопросов темы. Для изучения материала крупными блоками эффективным является и применение метода укрупнения дидактических единиц. Ярким примером является совместное изучение арифметической и геометрической прогрессий методом УДЕ.
В форме лекции целесообразно проводить уроки, посвященные новым методам решения задач: решение показательных (логарифмических, тригонометрических) уравнений и неравенств, решение геометрических задач аналитическими методами и др. Здесь учитель выделяет основные типы или виды уравнений, неравенств, задач, показывает приемы или алгоритмы их решения, дает образцы записи. Это уроки решения ключевых задач, которые служат основой для последующих уроков по формированию умений и навыков в решении задач по теме, т.е. для уроков-практикумов.
Возможно в форме лекции проведение уроков обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким темам. В этом плане имеет смысл проведение обзорных лекций, например, о развитии понятия числа, о равносильности уравнений и неравенств, об алгебраических методах в геометрии и др.
Уроки-лекции, показывающие применение математических знаний для решения практических задач. Например, в форме лекции можно провести урок, связанный с применением производной в физике, технике. Тип лекции определяется темой и целью урока. Лекция может быть вводной, текущей, обзорной.
Остановимся на методике проведения урока-лекции, его организационной стороне.
При проведении лекции учитель должен составить для себя четкий ее план, а иногда полезно довести его и до сведения учащихся. Лекционные формы занятий требуют от учителя четкой организации учебной деятельности школьников, привлечения их внимания к содержанию лекции. Поэтому начинать лекцию важно с создания проблемной ситуации и формулировки проблемы. В качестве основного метода должен выступать метод проблемного изложения. Он состоит в том, что учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств.
Учащиеся же следят за логикой изложения, контролируя ее, соучаствуют в процессе решения. В соответствии с этим изложение учебного материала учителем сопровождается большим числом вопросов, на которые он обычно сам и отвечает, т.е. учитель как бы ведет диалог сам с собой. Однако иногда для ответа на возникающие вопросы он может привлекать и учащихся. Большое значение при этом имеет яркая, доходчивая, эмоциональная речь учителя.
В соответствии с планом лекции изложение должно отличаться логической стройностью, последовательностью, соответствующими выводами по каждому пункту плана и логическими связями при переходе от одного раздела к следующему. В случае необходимости применяются и технические средства обучения. Если план лекции учащимся заранее не сообщался, то им может быть дано затем задание по составлению плана или тезисов лекции.
Большое значение имеет темп чтения лекции, чтобы учащиеся смогли сделать необходимые записи. В связи с этим, учитель должен продумать их содержание, форму, а также то, что учащиеся должны записывать.
В последнее время получает распространение запись текста лекции в краткой форме в виде схем, таблиц и т.д. С этой целью учитель заранее готовит основные контуры (канву) этих таблиц и раздает их учащимся перед началом лекции. На уроке в процессе изложения материала учителем идет их заполнение. Таким образом, у учащихся остается краткий наглядный конспект основного содержания лекции.
Материал в конспекте должен быть разделен на несколько самостоятельных, логически связанных между собой блоков. В него желательно внести вспомогательные вопросы, с помощью которых готовится введение нового, узловые вопросы темы и ее практическое применение.
В конспект желательно включить хотя бы один чертеж, или график, или какой-нибудь рисунок, которые выполняют при составлении и последующей работе конспекта роль стимулирующих звеньев.
Использование конспектов изменяет характер домашнего задания. Например, учащимся можно предложить сделать дома следующее: сопоставить таблицу с содержанием соответствующего раздела учебника; пересказать конспект; научиться воспроизводить его; придумать упражнения, соответствующие каждому блоку таблицы.
Лекционное изложение по математике должно сопровождаться примерами, образцами записи решений упражнений и задач. Во всех случаях необходимо привлечение исторического материала. Это с одной стороны, способствует поддержанию интереса, устойчивого внимания к содержанию лекции, с другой – формирует научное мировоззрение учащихся.
Итак, лекция как особая форма занятий в школе обладает очень важной особенностью: помогает изложить учебный материал в большем объеме, большей сложностью, чем рассказ. Это имеет большое значение в процессе обучения, так как проблема нехватки времени на подробное изучение учебного материала все чаще встает перед педагогами и мешает повышению качества знаний учащихся.
Семинарские занятия как особая форма уроков в средней школе.
Развитие творческой активности и самостоятельности старшеклассников, учет их интересов, особенностей умственного и психического развития требуют проведения отдельных уроков в форме семинарских занятий.
Цель проведения уроков-семинаров состоит в том, чтобы сделать теоретические обобщения изученного материала, выделить основные методы, способы и приемы решения математических задач, показать связь математики с жизнью, с практикой. Подготовка к семинарам расширяет самостоятельную работу учащихся, приучает их к углубленному изучению различных источников, написанию докладов, рефератов. Проведение семинарских занятий учит учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьника к участию в общественной жизни и продолжению образования, способствует формированию у них познавательных и исследовательских умений. Наиболее полно реализовать указанные цели семинарских занятий позволяют обобщающие уроки по теме. Подготовка и проведение таких уроков требует больших усилий как от учителя, так и от учащихся.
План семинарского занятия составляется заблаговременно и в соответствии с ним разрабатывается программа подготовки к нему. За 2-3 недели до начала занятий план вывешивается в кабинете математики, указывается наиболее важная литература. Учитель предлагает желающим читать литературу и искать ответы на поставленные вопросы. В то же время, по основным вопросам семинара назначаются докладчики, а иногда и оппоненты к ним. К темам докладов учитель должен составить небольшие указания, или же провести для докладчиков устную консультацию. Вместе с этим, к уроку необходимо дать обязательное задание и всему классу.
При проведении семинарских занятий стоит проблема активизации мыслительной деятельности учащихся-слушателей. С этой целью учитель продумывает, какие записи и как должны вестись всеми учениками с тем, чтобы после прослушивания содержания докладов они смогли на них ответить.
Важно, чтобы доклад занимал в среднем не более 10 минут. После окончания доклада докладчику задаются вопросы учащимися, а затем и учителем. При оценке учитывается степень самостоятельности ученика при работе над докладом, его интерес к теме, изучение им дополнительной литературы, содержание доклада, заинтересованность класса сообщением докладчика, а также ответы на вопросы, которые выступающему задают ученики.
Учитель делает выводы и ставит новые проблемы, которые раскрываются в следующем сообщении. В конце учитель делает общее заключение по теме занятия, так и по работе учащихся на уроке.
Семинарские занятия обобщающего типа целесообразно в старших классах проводить двухчасовые. Их можно посвятить различным методам решения задач. Суть их состоит в том, что в качестве домашнего задания к этому уроку учитель предлагает решить одну-две задачи всеми доступными ученику способами. На уроке идет обсуждение найденных способов решения, отмечаются достоинства и недостатки каждого из них, делается вывод. Уместно к некоторым задачам или методам их решения давать исторические справки.
В форме семинарского занятия возможно проводить и уроки по изучению материала новой темы, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися.
Возможен и другой вариант. Вводные уроки по теме учитель проводит в форме лекции или рассказа, на которых особое внимание уделяется разъяснению основного в содержании учебного материала. Вслед за этими уроками проводится урок-семинар (или несколько таких уроков), на которых учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником (а иногда и другой литературой) изучают материал, выполняют упражнения, закрепляющие знания, умения решать задачи.
При проведении уроков-семинаров последних двух видов нецелесообразно распределять темы сообщений и докладов. Каждый ученик должен готовиться по всему плану семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову учителя, так как в плане таких занятий в основном стоят вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик. Здесь учащиеся изучают материал самостоятельно в основном по учебнику.
Остановимся еще на двух моментах.
Рассматриваемые уроки лекций и семинарских занятий не должны быть изолированными от других уроков темы. Наоборот, их проведение предполагает отказ от традиционного планирования. Приступая к изучению темы, важно спланировать самому учителю (в зависимости от реальных условий) систему уроков, где были бы представлены различные методы и формы обучения так, чтобы каждый урок был логически связан с предшествующим и служил основой для последующего. При таком подходе реализуется принцип многократного сквозного повторения материала.
Ценность проведения уроков-лекций и семинарских занятий состоит еще и в том, чтобы они стимулировали учащихся к работе с дополнительной литературой после урока.
Действующие школьные учебники математики содержат материал, часто недоступный учащимся, излагаемый иногда чрезмерно кратко, сухо, а иногда и слишком подробно. Поэтому, выбирая материал для самостоятельной работы с учебником, учителю приходится прежде всего учитывать уровень доступности соответствующего текста учебника. При этом большую помощь оказывает сочетание различных методов. Например, часть нового материала учитель объясняет сам, а несколько абзацев из учебника предлагает изучить самостоятельно.
Итак, семинар, как самостоятельный урок, так и один из уроков лекционно-семинарской системы занятий имеет большое значение в процессе обучения математике. Это одна из тех форм занятий, которая способствует повышению интеллектуальных и творческих качеств учащихся, формированию исследовательских умений, стремления к самостоятельности. К тому же, урок-семинар позволяет не только использовать интеллектуальные и творческие особенности учеников, но и развивать их. Несмотря на то, что урок-семинар требует больших усилий в его подготовке, его желательно проводить как можно чаще.
2. Методические рекомендации по проведению лекционно-семинарской системы занятий по теме «Показательная функция».
Анализ темы «Показательная функция».
Тема «Показательная функция» - это классическая тема курса алгебры и начал анализа. Изучение показательной функции предоставляет большие возможности обогатить знания учащихся о функциях вообще, о способах их задания, о связи способа задания функции с ее свойствами. На примере показательной функции можно развить представления о функциях как о модели процессов и закономерных связей явлений.
Тема «Показательная функция» тесно связана с темами «Степени с различными показателями», «Степенная функция» и «Логарифмическая функция», поэтому в различных учебниках представлены разные последовательности изучения этих тем.
Ш. А. Алимов в своем учебнике придерживается следующей последовательности изложения материала:
1) Действительные числа
2) Степенная функция
3) Показательная функция
4) Логарифмическая функция.
Проведя структурный анализ содержания темы «Показательная функция» по учебнику Алгебра и начала анализа 10-11 кл., авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В. Сидоров и др. приходим к следующим выводам:
Функция, уравнение и неравенство – важнейшие понятия математики. В частности показательная функция является математической моделью явлений и процессов реальной действительности, то есть в данной теме представлено практическое применение знаний о показательной функции: чаще всего закономерности, выражающиеся с помощью показательной функции, встречаются в физике (закон радиоактивного распада вещества, барометрическая формула, описывающая зависимость давления воздуха от высоты над уровнем моря, и др.). Данный материал находит свое отражение в тексте §11. «Показательная функция, ее свойства и график».
Поэтому при изучении темы имеется возможность акцентировать внимание учеников на то, что предметом математики являются математические модели.
Наиболее значимым материалом является изучение свойств показательной функции, а также их применение к решению показательных уравнений и неравенств. Решение всех показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших показательных уравнений и неравенств. Решение простейших показательных уравнений и неравенств, в свою очередь, основано на свойстве монотонности показательной функции.
Общелогической основой изучения данной темы являются такие понятия, как функция, свойства функции, построение графика функции, уравнение (неравенство), корень уравнения (решение неравенства), что значит «решить уравнение (неравенство)», обоснование процесса решения, общие и специфические способы и приемы решений, применение которых зависит от видов и типов уравнений (неравенств). Осознанием учащимися этих связей свидетельствует об определенном уровне культуры их математического мышления.
Содержательная общность основных понятий темы определяет способы решения показательных уравнений и неравенств. Решение уравнения и неравенства основаны на применении свойства монотонности показательной функции.
Основные дидактические единицы данной темы:
Определение показательной функции;
Определение показательной функции дано через род и видовые отличия.
Свойства показательной функции
Область определения – множество всех действительных чисел (R).
Множество значений функции – множество всех положительных чисел (ах0, для всех х є R).
При а1 функция возрастает, то есть если х12, то ах1х2 . При 012, то ах1ах2 . Верно и обратное.
Теорема. Показательное неравенство ах1ах2 при а1 равносильно неравенству х1 х2 , а при 012 .
Теорема: ах1=ах2 тогда и только тогда, когда х1 = х2 .
(теоремы сформулированы в главе «Действительные числа. Степень с рациональным и с действительным показателем», но в данной главе на их основе строится объяснение как свойств показательной функции, так и обоснование решения показательных уравнений и неравенств).
Понятие показательного уравнения, показательного неравенства;
Методы решения показательных уравнений и неравенств.
Методологические знания.
Понятия степени, показателя степени учащимся известны, поэтому не случайно в первой главе учебника дается обобщение понятия степени, определяются понятия степени с рациональным показателем и степени с действительным показателем. Здесь учителю необходимо уделить достаточно времени отработке свойств степеней.
На основе имеющихся у учащихся знаний о понятии степени формулируется определение показательной функции, а также ее свойства. Обоснование свойства монотонности (возрастание, убывание) также дается на основе ранее изученного материала и иллюстрируется с использованием частных примеров.
Уже при изложении первого параграфа «Показательная функция, ее свойства и график», при изучении данной темы необходимо проведение соответствующей пропедевтической работы, направленной на отработку алгоритмов решения простейших уравнений и неравенств. На основе свойств показательной функции дается геометрическая интерпретация решения простейшего показательного уравнения (уравнение aх = b , где а0, а ≠1, b0, имеет единственный корень, то есть геометрически это означает, что прямая y= b пересекает график функции y = aх в одной точке, абсцисса которой является корнем уравнения aх = b).
Решение простейших показательных уравнений и неравенств основано на свойстве степени, то есть на свойствах показательной функции, поэтому при выполнении упражнений по данной теме систематически повторяются эти свойства. Решение более сложных показательных уравнений и неравенств сводится к решению простейших показательных уравнений и неравенств.
При решении показательных уравнений выделяют следующие методы решения:
Функционально-графический метод. Он основан на использовании графических иллюстраций или каких-либо свойств функции.
Метод уравнивания показателей. Он основан на следствии 2).
Метод введения новой переменной.
Метод разложения на множители.
Решение однородных уравнений.
Использование при решении уравнений свойств функции.
В учебнике Ш. А. Алимова основным является второй метод, то есть решение большего числа показательных уравнений сводится к решению уравнения вида aх = ab , где а0, а ≠1 (так как из равенства степеней с одинаковыми основаниями следует равенство показателей, то данное уравнение имеет единственный корень х=b).
В результате проведенного анализа приходим к выводу, что в этой теме можно выделить два блока теоретического материала. Первый блок содержит понятие показательной функции, ее свойства и график. Второй блок содержит способы и методы решения показательных уравнений и неравенств, а также систем показательных уравнений и неравенств.
Выделенные блоки адекватно определяют соответствующие уроки изучения нового.
Анализ задачного материала показал, что в теме можно выделить следующие группы задач по дидактическим единицам:
- на построение графика показательной функции: №192, 194, 201, 205. Среди них ключевые: №194, 201.
- № 194. Изобразить схематически график функции
1) y= 0,4x ; 2) y= (√2)x ,
01, следовательно, показательная
функция является убывающей функция является возрастающей
y= 0,4x y= (√2)x
1 1
- № 201 . Постройте график функции.
1) y= 3x - 2, 3) y= 2x+1,
y= 3x y= 2x+1
y= 2x
y= 3x - 2
- на использование свойств показательной функции: №195, 196, 199, 202,203,204,. Среди них ключевая: №199.
- № 199 Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция:
Решение. Перегруппируем слагаемые, стоящие в левой и правой частях уравнения, и вынесем общий множитель за скобки. После всех преобразований уравнение будет иметь вид
(9√х-3 - 3√х-3 -6)(√х - 3) = 0.
Последнее уравнение равносильно системе
х2 – 3 ≥0, х≥√3, х≥√3, х = 9,
х≥0, 3√х-3 = 3, х2 – 3 = 1, х = 2.
9√х-3 - 3√х-3 -6 = 0, х = 9; х = 9;
√х =3;
Ответ: х = 9, х = 2.
б) 6х - 8·3х - 9·2х + 720.
Решение. Разложим левую часть неравенства на множители, получим
(2х – 8)(3х – 9)
2х – 80, х3,
3х – 9
2х – 8
3х – 90; х2;
Ответ: 2
- показательные уравнения и неравенства, в решении которых используется метод введения новой переменной, вида:
№ 213,223,233 и примеры из дополнительной литературы.
1. №213. 2. №233.
1) 9х - 4·3x + 3= 0, 1) 9х - 3x – 6 0,
пусть t = 3х , тогда пусть t = 3х , тогда
t2 - 4t + 3=0, t2 - t – 6 0,
t1 · t2 = 4, t1 · t2 = 1,
t1 + t2 = 3, t1 + t2 = - 6,
t1 = 1, t2 = 3, t1 = -2, t2 = 3,
а) 3х = 1, б) 3х = 3, (t + 2)(t - 3)0,
3х = 30 , х=1.
х=0. – 2 3
Ответ: х1=0, х2=1. так как аx 0 для любого действительного
числа, то t 3,
3х 3, так как 31, то функция y=3x –
возрастающая, значит х1.
Ответ: х1.
3. 125х + 20х = 23х+1,
Данное уравнение после применения свойств степени примет вид:
125х + 20х = 2·8х,
Разделим обе части уравнения на 8х (8х 0 в силу свойства показательной степени), получим уравнение, равносильно предыдущему
(125/8)х + (20/8)х = 2 (5/2)3х + (5/2)х – 2 = 0.
пусть t = (5/2)х , тогда
t3 + t - 2=0 (t – 1)(t2 + t + 2)=0, решением последнего уравнения имеем t=1. Решим уравнение (5/2)х = 1, откуда х = 0.
Ответ: х = 0.
4. ___1___ ≤ ___1___.
3х + 5 3х+1 – 1
Обозначим t = 3х , и учитывая, что t + 5 0 (то есть на это выражение умножим обе части неравенства), имеем неравенство равносильное данному
3t – 1 – t – 5 ≤ 0, приведем подобные и получим 2t - 6 ≤ 0, решением
3t – 1 3t – 1
неравенства будет полуинтервал (1/3;3]. Далее решим двойное неравенство
1/3 х ≤ 3, функция y = 3х – возрастающая, поэтому -1
Ответ: -1
- однородные показательные уравнения и неравенства: 226 и примеры из дополнительной литературы.
2·81х+1 – 36х+1 - 3·16х+1 = 0.
Данное уравнение равносильно уравнению
2·92(х+1) – 9х+1·4 х+1 - 3·42(х+1) = 0, решение которого сводится к решению однородного уравнения 2u2(x) - u(x)v(х) - 3v2(х) = 0, где u(x) = 9х+1 , v(х) = 4х+1 . Поскольку 4х+1 0, то уравнение можно разделить на 42(х+1) , получим уравнение равносильное исходному 2·(9/4) 2(х+1) - (9/4) х+1 - 3 = 0. Сделаем замену t = (9/4) х+1
2t2 - t - 3=0 t=3/2. Исходное уравнение равносильно (9/4) х+1 = 3/2 х = - ½ .
Ответ: х = - ½.
32х - 2·3х+х+6 + 32х+12 0.
Неравенство является однородным, его можно представить в виде
32х - 2·3х3х+6 + 32(х+6) 0. Преобразования, которые необходимо сделать, аналогичны преобразованиям, проведенным с уравнением из предыдущего примера. Имеем 3х - 2· 3х + 1 0 (3х-х-6 ) - 2·3х-х-6 +10. Введем замену
3х+6 3х+6
t = 3х-х-6 , получим t2 - 2t + 10. Решением последнего неравенства являются все действительные числа, кроме тех, где t-1=0, то есть значения t=1 из рассмотрения надо исключить: 3х-х-6 ≠1 х2-х-6≠0 х≠3, х≠-2.
Ответ: х≠3, х≠-2.
- показательные уравнения и неравенства, при решении которых используются свойства показательной функции: №227,235 и примеры из дополнительной литературы.
5х-2 = 8 – х.
Заметим, что х = 3 – корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как левая часть уравнения представляет возрастающую функцию, а правая – убывающую. Графики этих функций могут иметь не более одной точки пересечения. Значит, х = 3 – единственный корень уравнения.
3х + 4х ≥ 25 .
Левая часть неравенства как сумма двух возрастающих функций, есть функция возрастающая. Поскольку для хf(x)=3х + 4х f(2)= 25, а для х≥2
f(x)≥ f(2)= 25, то множество решений исходного неравенства есть х≥2.
Ответ: х≥2.
Вывод. В соответствии с проведенным анализом сформулируем учебные задачи изучения темы: «Показательная функция»:
«открыть» новый вид функций: показательную функцию;
рассмотреть основные виды и способы решения показательных уравнений и неравенств;
формировать навыки решения задач на применение определения и свойств показательной функции.
В результате изучения темы ученик:
Знает:
определение и свойства показательной функции;
правило построения графика показательной функции;
понятие показательного уравнения и неравенства;
основные методы, способы, приемы решения показательных уравнений и неравенств;
Умеет:
строить график показательной функции;
решать показательные уравнения и неравенства различных видов.
Система уроков по теме «Показательная функция»
№
Тема.
Дидактические единицы
Тип урока
Основные цели.
1
Показательная функция, ее свойства и график.
Лекция
Ввести понятие показательной функции, исследовать ее свойства, построить график функции в зависимости от показателя степени, умение определять свойства функции по графику.
2
Показательная функция, ее свойства и график.
Усвоение теории
Проверить уровень усвоения теоретического материала, устранение пробелов в знаниях теоретического материала, решение дидактических задач по теме.
3
Показательная функция, ее свойства и график.
Решение ключевых задач
Выделить ключевые задачи по теме: на построение графика показательной функции, умение преобразовывать график показательной функции, определение свойств показательной функции по графику, применение вида графика и свойств показательной функции, решение простейших показательных уравнений, неравенств, сравнение чисел.
4,5
Показательная функция, ее свойства и график.
Уроки-практикумы
Формирование навыков в построении графика показательной функции, применении свойств показательной функции при решении различных задач.
6
Виды показательных уравнений и неравенств, способы их решения.
Урок решения ключевых задач.
Рассмотреть основные преобразования, с помощью которых решаются простейшие показательные уравнения и неравенства. Выделить преобразования, которые приводят к равносильным уравнениям и неравенствам, а какие к уравнениям(неравенствам) -следствиям.
7
Виды показательных уравнений и неравенств.
Семинар-практикум
Выделить виды показательных уравнений и неравенств и способы их решения в ходе заслушивания выступления учеников.
8,9,10
Показательные уравнения и неравенства, способы их решения.
Уроки-практикумы
Учить выделять способы решения уравнений и неравенств, использовать свойства показательной функции при решении уравнений и неравенств, осознать, что способы решений уравнений и неравенств аналогичны.
11
Показательная функция.
Урок обобщения и систематизации
Организовать осмысление полученных результатов изучения темы и способов их достижения.
12
Показательная функция.
Контрольная работа
Выявить уровни усвоения изученного материала.
2.2. Конспекты уроков по теме «Показательная функция». Урок-лекция по теме «Показательная функция, ее свойства и график».
Урок №1 в системе уроков по теме «Показательная функция».
Тема урока: Понятие показательной функции, ее свойства, график.
Учебная задача: Ввести новый вид функций – показательную, вывести ее свойства, построить график.
Диагностируемые цели:
Ученик знает:
определение показательной функции;
свойства показательной функции;
способ построения графика показательной функции;
умеет:
использовать определение и свойства показательной функции при решении задач;
строить график показательной функции;
выполнять задания на чтение графика показательной функции;
понимает:
основные свойства показательной функции.
Метод обучения: метод проблемного изложения.
Средства обучения: учебник, мел, доска, канва-таблица.
Форма работы: фронтальная.
Структура урока:
Мотивационно - ориентировочная часть (10 мин)
Содержательная часть (30 мин)
Рефлексивно – оценочная часть (5 мин)
Ход урока.
Мотивационно - ориентировочная часть.
- Вы ранее изучили степень с действительным показателем. Домашним заданием было повторить основные свойства степени.
Ученики: Пусть a0, b0, х, х1 и х2 – любые действительные числа, тогда
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(9)
- Сегодня мы переходим к изучению нового вида функций – показательной, которая связана с понятием степени с действительным показателем.
Показательная функция часто используется при описании различных физических процессов. С ее помощью описывается формула радиоактивного распада, выражается давление воздуха в зависимости от высоты подъема, ток самоиндукции в катушке после включения постоянного напряжения и т.д.
- Целью урока является изучение показательной функции, ее свойств, построение графика. Урок будет проходить в форме лекции. Но для начала определим план, по которому мы будем изучать показательную функцию. Для этого вспомним, по какой схеме мы ранее исследовали степенную функцию.
Ученики: 1) определение функции;
2) исследование свойств функции;
3) построение графика функции;
4) рассмотрение задач на применение изученных свойств функции, на построение графиков.
- По аналогичному плану пройдет сегодняшний урок.
План:
Определение показательной функции.
Свойства показательной функции.
График показательной функции.
Применение изученного материала при решении задач.
- Для удобства конспектирования вам розданы рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу лекции (Приложение1).
Содержательная часть.
- В практике часто используются функции y = 2x , y = 10x , y = (½)x , y = (0,1)x и так далее, то есть функции вида y = аx , где а – заданное число, х – переменная. Такие функции называют показательными. Это название объясняется тем, что аргументом показательной функции является показатель степени, а основанием степени – заданное число.
- Запишите определение показательной функции в канву-таблицу:
Показательной функцией называется функция вида y = аx , где а – заданное число, а 0, а ≠ 1.
- Какие вы помните свойства функций?
Ученики: Область определения – это множество всех значений, которые может принимать аргумент.
Множество значений – это множество всех значений, которые может принимать функция.
- Вспомните определение возрастающей (убывающей) функции.
Ученики: функция y=f(х) называется возрастающей (убывающей) на промежутке, если для любых двух значений х1 и х2 из этого промежутка, таких что х12 , выполняется неравенство f(х1)f(х2) (f(х1)f(х2)).
- Рассмотрим свойства показательной функции.
Свойство1. Областью определения показательной функции является множество всех действительных чисел.
Свойство2. Множеством значений показательной функции является множество всех положительных чисел.
- Как обосновать эти свойства?
Ученики: Свойство1 следует из того, что степень аx , где а0 определена для всех действительных чисел.
- Правильно. А свойство2 следует из того, что число а такое, что а0, а ≠ 1, в любой степени – положительное число.
Свойство3. Показательная функция y = аx является возрастающей на множестве всех действительных чисел, если a1, и убывающей, если 0a
- Далее переходим к пункту плана «График показательной функции». Построим графики функций y = 2x и y = (½) x , используя рассмотренные свойства и построив несколько точек, принадлежащих графику.
Отметим, что график функции y = 2x проходит
через точку (0,1) и расположен выше оси Ох.
Если х
приближается к оси Ох(но не пересекает ее);
если х0 и возрастает, то график быстро
поднимается вверх.
Такой же вид имеет любой график функции y = аx ,
если a1.
- График функции y = (½) x также проходит
через точку (0,1) и расположен выше оси Ох.
Если х
поднимается вверх;
если х0 и возрастает, то график быстро приближается
к оси Ох(но не пересекает ее).
Такой же вид имеет любой график функции y = аx ,
если 0a
- Построим схематически график показательной
Показательная функция y = аx , где a 0, а ≠ 1 .
а 1
0 a 1
1) О.О.Ф.: R
2) Множество значений: _R+__
3) возрастающая при х0
3) убывающая при х0
График функции проходит через точку (0 , 1)
функции, заполняя канву-таблицу.
- Итак, мы рассмотрели понятие показательной функции, ее свойства и график.
- Теперь посмотрите на построенный график функции y= 2x и скажите, какое значение принимает эта функция при х=2 и х= - 1.
Ученики: эта функция принимает значения y=4 и y= ½ соответственно.
- Посмотрите на график функции y= (½)x и скажите, какое она принимает значение при х= - 3 и х=1.
Ученики: эта функция принимает значения y=8 и y= ½ соответственно.
- Теперь выполните обратное задание. Скажите, при каких значениях х функция y= 2x принимает значения y=2 и y=8.
Ученики: при х= 1 и х=3.
- При каких значениях х функция y= (½ )x принимает значения y=4, y=1 и y=2.
Ученики: при х= -2, х=0 и х= - 1.
- № 194. Изобразить схематически график функции
1) y= 0,4x ; 2) y= (√2)x ,
01, следовательно, показательная
функция является убывающей функция является возрастающей
y= 0,4x y= (√2)x
- № 195. Сравнить числа: 1) 1,73 и 1
Решение: 1) 1 = 1,70 . Так как 1,7 1, то функция y= 1,7x является возрастающей; 30, следовательно, 1,73 1,70 , значит 1,73 1.
- № 199 Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция:
1) y= 0,3-х, 3) y= 1,3-2х.
1) y= 0,3-х ↔ y= (1/0,3)х , 1/0,3 1, следовательно функция y= 0,3-х является возрастающей.
Ученики: Изучить показательную функцию, ее свойства и график.
- Достигли мы ее?
Ученики: Да, достигли.
- Как мы ее достигли?
Ученики: Мы узнали о существовании нового вида функций – показательной. Мы изучили определение показательной функции, ее свойства и график, увидели, где и как можно применить полученные знания.
Домашняя работа. № 199 Выяснить, является ли возрастающей или убывающей функция: 2) y= (1/7)-х , 4) y= 0,7-3х .
2) y= (1/7)-х ↔ y= 7х, 71,следовательно, функция y= (1/7)-х является возрастающей.
4) y= 0,7-3х ↔ y= (1/0,7)3х , 1/0,71, значит функция y= 0,7-3х является возрастающей.
- № 194. Изобразить схематически график функции
3) y= (1/√2)x ; 4) y= (√3)x ,
01/√21, следовательно, показательная
функция является убывающей функция является возрастающей
y= (1/√2)x y= (√3)x
- № 195. Сравнить числа: 2) 0,32 и 1, 3) 3,21,5 и 3,21,6 .
Решение: 2) 1 = 0,30 . Так как 0y= 0,3x является убывающей; 20, следовательно, 0,320 , значит 0,32
3) 3,21,5 и 3,21,6 . Так как 3,21, то функция y= 3,2x является возрастающей; 1,61,5, следовательно, 3,21,51,6 .
Урок-семинар (практикум) по теме «Виды показательных уравнений и неравенств».
Урок №7 в системе уроков по теме «Показательная функция».
Учебная задача: выделить основные виды показательных уравнений и неравенств и способы их решения в ходе заслушивания выступлений учеников.
Диагностируемые цели:
Ученик знает:
основные виды показательных уравнений и неравенств;
способы решения показательных уравнений и неравенств различных видов;
умеет:
использовать общие методы при решении показательных уравнений и неравенств;
различать показательные уравнения и неравенства по видам;
понимает:
способы решения показательных уравнений и неравенств.
Средства обучения: учебник, мел, доска, канва-таблица.
Структура урока:
I. Мотивационно - ориентировочная часть (10 мин)
II. Содержательная часть (30 мин)
III. Рефлексивно – оценочная часть (5 мин)
Подготовка к уроку: За 2-3 недели до урока четырем ученикам раздаются темы докладов. Докладчиков выбирает учитель по уровню знаний, умений и навыков с учетом пожеланий учащихся. Далее в течение 2-3 дней учащиеся подбирают и решают показательные уравнения и неравенства того вида, которое ему задал учитель для доклада. Доклад, содержащий объяснение способа решения показательных уравнений и неравенств и примеры, учащийся сдает учителю на проверку.
Затем в течение 2-3 дней до урока учащийся исправляет допущенные ошибки, если такие ошибки имеются, и готовится к своему выступлению на уроке.
План урока:
Показательные уравнения и неравенства, которые решают разложением на множители:
Показательные уравнения и неравенства, в решении которых используется метод введения новой переменной, вида: А0а2f(х) + А1аf(х) + А2 = 0 ,
Однородные показательные уравнения и неравенства.
Показательные уравнения и неравенства, при решении которых используются свойства показательной функции.
Ход урока.
Мотивационно - ориентировочная часть.
Вы изучили понятие показательной функции, ее свойства и график. При этом указывалось, что можно графическим методом решать показательные уравнения и неравенства. Но при этом не всегда можно получить точный ответ. Таким образом, для решения показательных уравнений и неравенств нередко учатся применять и другие методы и способы. Для того, чтобы выделить все методы и способы решения, показательные уравнения и неравенства разделяют по видам. Некоторые из них мы с вами уже изучили. Какие именно?
Ученики: мы изучили простейшие уравнения и неравенства вида аf(x) = ab ,
аf(x) ab , аf(x) ab, показательные уравнения и неравенства, для решения которых используются приемы сведения к одному основанию, деление (умножение) уравнения (неравенства) на выражение, содержащее одну из степеней, переход к одному показателю степени.
- На сегодняшнем уроке вы узнаете о других видах показательных уравнений и неравенств. О них вам расскажут наши докладчики, все что они будут писать на доске, вам нужно будет записать.
Таким образом, целью сегодняшнего урока является выделить виды показательных уравнений и неравенств и способы их решения в виде выступления учеников.
Содержательная часть.
- Первый вид показательных уравнений и неравенств – это уравнения и неравенства, которые решаются методом разложения на множители.. Об этом виде показательных уравнений и неравенств нам расскажет первый докладчик.
1 докладчик. Показательные уравнения и неравенства, которые решаются методом разложения на множители рассмотрим на примерах.
Примеры.
1. №211. 2. №232.
1) 32х-1 + 32x = 108, 1) 3х+2 + 3x-1
вынесем за скобки 32х-1 и получим вынесем за скобки 3х-1 и получим
32х-1 (1+3) = 108 , 3х-1 (33+1)
32х-1 = 27, 3х-1
представим 27 в виде степени представим единицу в виде
Решение. Перегруппируем слагаемые, стоящие в левой и правой частях уравнения, и вынесем общий множитель за скобки. После всех преобразований уравнение будет иметь вид
(9√х-3 - 3√х-3 -6)(√х - 3) = 0.
Последнее уравнение равносильно системе
х2 – 3 ≥0, х≥√3, х≥√3, х = 9,
х≥0, 3√х-3 = 3, х2 – 3 = 1, х = 2.
9√х-3 - 3√х-3 -6 = 0, х = 9; х = 9;
√х =3;
Ответ: х = 9, х = 2.
6х - 8·3х - 9·2х + 720.
Решение. Разложим левую часть неравенства на множители, получим
(2х – 8)(3х – 9)
2х – 80, х3,
3х – 9
2х – 8
3х – 90; х2;
Ответ: 2
- Второй докладчик расскажет вам о показательных уравнениях и неравенствах, в решении которых используется метод введения новой переменной, вида:
2 докладчик. Показательные уравнения и неравенства в решении которых используется метод введения новой переменной, вида: А0а2х + А1ах + А2 = 0, запишем в таблицу:
уравнение вида
А0а2f(х) + А1аf(х) + А2 = 0
неравенство вида
А0а2f(х) + А1аf(х) + А2 0
пусть t = ах , тогда
↕
А0t2 + А1t + А2 = 0
↕
А0t2 + А1t + А2 0
решим нер-во методом интервалов
найдем t1 и t2 – корни квадратного уравнения
а) ах = t1 б) ах = t2
ур-е вида
аf(x) = аb
а) ах t1 , ах t2 б) t1 ах t2
ур-е вида
аf(x) аb
Примеры. 1. №213. 2. №233.
1) 9х - 4·3x + 3= 0, 1) 9х - 3x – 6 0,
пусть t = 3х , тогда пусть t = 3х , тогда
t2 - 4t + 3=0, t2 - t – 6 0,
t1 · t2 = 4, t1 · t2 = 1,
t1 + t2 = 3, t1 + t2 = - 6,
t1 = 1, t2 = 3, t1 = -2, t2 = 3,
а) 3х = 1, б) 3х = 3, (t + 2)(t - 3)0,
3х = 30 , х=1.
х=0. – 2 3
Ответ: х1=0, х2=1. так как аx 0 для любого действительного
числа, то t 3,
3х 3, так как 31, то функция y=3x –
возрастающая, значит х1.
Ответ: х1.
3. 125х + 20х = 23х+1,
Данное уравнение после применения свойств степени примет вид:
125х + 20х = 2·8х,
Разделим обе части уравнения на 8х (8х 0 в силу свойства показательной степени), получим уравнение, равносильно предыдущему
(125/8)х + (20/8)х = 2 (5/2)3х + (5/2)х – 2 = 0.
пусть t = (5/2)х , тогда
t3 + t - 2=0 (t – 1)(t2 + t + 2)=0, решением последнего уравнения имеем t=1. Решим уравнение (5/2)х = 1, откуда х = 0.
Ответ: х = 0.
4. ___1___ ≤ ___1___.
3х + 5 3х+1 – 1
Обозначим t = 3х , и учитывая, что t + 5 0 (то есть на это выражение умножим обе части неравенства), имеем неравенство равносильное данному
3t – 1 – t – 5 ≤ 0, приведем подобные и получим 2t - 6 ≤ 0, решением
3t – 1 3t – 1
неравенства будет полуинтервал (1/3;3]. Далее решим двойное неравенство
1/3 х ≤ 3, функция y = 3х – возрастающая, поэтому -1
Ответ: -1
- Третий докладчик расскажет вам об однородных показательных уравнениях и неравенствах.
3 докладчик. Рассмотрим примеры решения однородных показательных уравнений и неравенств.
Примеры.
2·81х+1 – 36х+1 - 3·16х+1 = 0.
Данное уравнение равносильно уравнению
2·92(х+1) – 9х+1·4 х+1 - 3·42(х+1) = 0, решение которого сводится к решению однородного уравнения 2u2(x) - u(x)v(х) - 3v2(х) = 0, где u(x) = 9х+1 , v(х) = 4х+1 . Поскольку 4х+1 0, то уравнение можно разделить на 42(х+1) , получим уравнение равносильное исходному 2·(9/4) 2(х+1) - (9/4) х+1 - 3 = 0. Сделаем замену t = (9/4) х+1
2t2 - t - 3=0 t=3/2. Исходное уравнение равносильно (9/4) х+1 = 3/2 х = - ½ .
Ответ: х = - ½.
32х - 2·3х+х+6 + 32х+12 0.
Неравенство является однородным, его можно представить в виде
32х - 2·3х3х+6 + 32(х+6) 0. Преобразования, которые необходимо сделать, аналогичны преобразованиям, проведенным с уравнением из предыдущего примера. Имеем 3х - 2· 3х + 1 0 (3х-х-6 ) - 2·3х-х-6 +10. Введем замену
3х+6 3х+6
t = 3х-х-6 , получим t2 - 2t + 10. Решением последнего неравенства являются все действительные числа, кроме тех, где t-1=0, то есть значения t=1 из рассмотрения надо исключить: 3х-х-6 ≠1 х2-х-6≠0 х≠3, х≠-2.
Ответ: х≠3, х≠-2.
- Четвертый докладчик расскажет вам о показательных уравнениях и неравенствах, при решении которых используются свойства показательной функции.
4 докладчик. Рассмотрим примеры показательных уравнений и неравенств, при решении которых используются свойства показательной функции.
Примеры:
5х-2 = 8 – х.
Заметим, что х = 3 – корень данного уравнения. Других корней уравнение не имеет, так как левая часть уравнения представляет возрастающую функцию, а правая – убывающую. Графики этих функций могут иметь не более одной точки пересечения. Значит, х = 3 – единственный корень уравнения.
3х + 4х ≥ 25 .
Левая часть неравенства как сумма двух возрастающих функций, есть функция возрастающая. Поскольку для хf(x)=3х + 4х f(2)= 25, а для х≥2
f(x)≥ f(2)= 25, то множество решений исходного неравенства есть х≥2.
Ответ: х≥2.
Рефлексивно-оценочная часть.
- Итак, мы с вами выслушали всех докладчиков. О каких видах показательных уравнений и неравенств вы сегодня узнали? Сколько всего видов мы выделили?
Ученики: Мы выделили 4 следующих видов показательных уравнений и неравенств:
Показательные уравнения и неравенства, которые решают методом разложения на множители.
Показательные уравнения и неравенства, в решении которых используется метод введения новой переменной, вида: А0а2f(х) + А1аf(х) + А2 = 0 ,
х = 2 – корень исходного уравнения. Покажем, что других корней уравнение не имеет. Преобразуем уравнение к виду (3/5)х + (4/5)х = 1. Функция
f(x) = (3/5)х + (4/5)х – убывающая, как сумма двух убывающих функций, значит, каждое свое значение принимает лишь один раз.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Сравните числа:
а) 5-8,1 и 5-9;
б) .
Вариант 2
1. Сравните числа:
а) (0,5)-12 и (0,5)-11;
б) и .
Решите уравнение:
а)
б) 4x+2x-20=0.
2. Решите уравнение:
а) (0,1)2x-3=10;
б) 9x-7*3x-18=0.
Решите неравенство:
.
3. Решите неравенство:
.
Решите неравенство:
а) ;
б) .
4. Решите неравенство:
а) ;
б) .
Решите систему уравнений:
5. Решите систему уравнений:
Решите уравнение:
7x+1+3*7x=2x+5+3*2x.
6. Решите уравнение:
3x+3+3x=5*2x+4-17*2x.
Заключение
Одна из существенных особенностей школьной лекции заключается в том, что учитель непрерывно следит за процессом усвоения материала непосредственно на уроке. Достижению более эффективного конечного результата способствуют элементы первичного контроля и оценка усвоения учащимися содержания лекции.
По ряду причин, связанных с методикой изложения отдельных вопросов в учебном пособии, необходимостью отбора основного материала и представления его в доступной форме, часто оказывается целесообразным обеспечить конспектирование учащимися лекции. С этой целью учителю необходимо выбрать оптимальный темп ведения урока, постепенно приучать учащихся вычленять из объяснения главное и записывать по ходу лекции. Эта работа, безусловно, не освобождает школьников от самостоятельной работы дома над текстом учебника.
С целью интенсификации учебного процесса на уроках используются технические средства обучения, различные таблицы и другое, что позволяет увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, способствует лучшему его усвоению.
Наибольшее распространение у учителей математики получили семинары, посвященные повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они могут служить также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях и другое.
Эффективность семинарского занятия в значительной мере зависит от организации его подготовки. На подготовку к семинару необходимо выделить не менее двух недель. Учащимся сообщается тема семинара, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос; указываются номера задач из учебника, приемами решения которых должны овладеть все учащиеся; дается некоторый набор нестандартных упражнений, в процессе решения которых необходимо проявить элементы творчества. Учащимся предлагается самим подобрать такие упражнения и показать на семинаре рациональные способы их решения. В процессе подготовки к семинару по рекомендации учителя учащиеся изучают дополнительную литературу, читают научно-популярные книги, работают над задачным материалом.
Подготовка к семинару является для учащихся одновременно подготовкой к очередной контрольной работе и к зачету по теме.
Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия подводится итог, делается обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе.
В результате теоретического исследования и практической разработки были получены следующие выводы:
Выделены основные типы уроков, входящие в лекционно-семинарскую систему занятий, а именно, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, зачет. Рассмотрены их основные особенности, как уроков лекционно-семинарской системы занятий и как самостоятельных занятий в условиях школы. Основная цель таких уроков – развитие активности, самостоятельности учащихся, рационализации их учебной деятельности.
Разработаны методические рекомендации по проведению лекционно-семинарских занятий по теме «Показательная функция». А именно, проведен логико-дидактический анализ теоретического и задачного материала по теме, разработана система уроков по теме посредством лекционно-семинарской системы занятий, приведены конспекты урока-лекции по теме «Показательная функция» и урока-семинара по теме «Виды показательных уравнений и неравенств».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В. Ткачева и др. – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
В помощь учителю математики (Методические рекомендации к проведению уроков-лекций и семинарских занятий по математике в старших классах). Горький: ГГПИ им. М.Горького, 1987.
В помощь учителю математики (Методические рекомендации по применению активных форм при обучении математике в старших классах). Горький: ГГПИ им. М.Горького, 1990.
Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.
Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в двенадцатилетней школе)//Математика в школе. – 2000. - №2.
Куценок В. Е. Еще раз о системе уроков // Математика в школе. – 1989. - №6.-с.29-32.
Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. – М., 1985.
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов/ В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Просвещение, 1980.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
Перевощикова Е.Н. Составление конспекта-таблицы во время школьной лекции//Математика в школе. – 1988. - №3. – с.21-24.
Саакян С.М., Иванова Т.А. и др. Лекционно-семинарская система преподавания математики//Математика в школе. – 1987. - №3 – с.8-19.
Теоретические основы обучения математике в средней школе: Учебное пособие/ Под ред. Т.А. Ивановой. – Н. Новгород: НГПУ, 2003.
Теория и технология обучения математике в средней школе: Учебное пособие/ Под ред. Т.А. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – Н. Новгород: НГПУ, 2009.
Элементарная математика: Общие методы решения уравнений и неравенств. Ч.1, 2: Учеб. - метод. пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2007, 2008.