kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход в обучении математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Если в недавнем прошлом социальный заказ нацеливал педагогическую общественность на то, что главное в образовании обучение, передача информации, то сегодня  главное в образовании – развитие.   Одним из направлений развития является личностно-ориентированный  подход. Понимание специфичности личностного подхода легко не дается. Урок строится не просто для получения знаний, а как личностное образование, где объединяются мотивационно - потребностные,  эмоциональные и операционные компоненты. Начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития. Постоянное наблюдение за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, позволяет накопить банк данных о формирующихся индивидуальных познавательных знаниях, которые меняются от года к году.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении математики »

Личностно - ориентированный подход в обучении математики

Смирнова Е.Л., учитель математики



В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Если в недавнем прошлом социальный заказ нацеливал педагогическую общественность на то, что главное в образовании обучение, передача информации, то сегодня главное в образовании – развитие. Одним из направлений развития является личностно-ориентированный подход. Понимание специфичности личностного подхода легко не дается. Урок строится не просто для получения знаний, а как личностное образование, где объединяются мотивационно - потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития. Постоянное наблюдение за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, позволяет накопить банк данных о формирующихся индивидуальных познавательных знаниях, которые меняются от года к году.

Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Основные требования к дидактическому обеспечению личностно-ориентированного процесса:

  • Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая его предшествующее обучение;

  • Изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого учащегося,

  • В ходе обучения необходимо постоянно согласовать опыт учащегося с научным содержанием задаваемых заданий;

  • Активное стимулирование учащегося к самооценосной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

  • Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решения задач;

  • Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и исполнению наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

  • При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

  • Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет учащийся, усваивая учебный материал;

  • Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности.

Рассмотрим личностно - ориентированный подход на теме «Производная функции». На первом этапе учебная деятельность для лучшего понимания и усвоения материала разбивается на 7 этапов (Приложение №1), проводится входной контроль с целью проверки базовых знаний учащихся и устранения препятствий для объяснения нового материала. Анализируются результаты входного контроля и выстраиваются комплекс заданий для коррекции знаний, в виде устной работы или карточек-заданий для индивидуальной работы (карточки разработаны по шести основным темам в четырех вариантах). (Приложение№2)

Второй этап. Основной формой изучения материала по теме «Производная функции» является урок, который проводится с использованием ТСО. По данной теме составляется опорный конспект, который представляет собой информацию, необходимую для успешного усвоения базового минимума. (Приложение№3)

Третий этап разбивает весь теоретический материал на три блока:

  • нахождение физического и геометрического смысла производной,

  • вычисление производной суммы и произведения функций,

  • вычисление производной частного и сложной функции

На этом этапе проверяются знания и отрабатываются умения в нахождении производной. Учащиеся разбиваются на две группы: первая работает с преподавателем, вторая самостоятельно по предложенному алгоритму. Индивидуально проводится работа с учащимися, которые плохо усвоили данную тему. Индивидуальные материалы я составляю дифференцированно, что позволяет фиксировать избирательность познавательных предпочтений учащегося, устойчивость их проявления, активность и самостоятельность учащихся в их осуществлении через способы учебной работы. Так же составляю тестовые задания, математические пазлы, задания в виде плоских многоугольников, пасьянсы, домино, лото, лабиринтов.(Приложение№4) Задания, соответствующие оценке «удовлетворительно» - это задания на воспроизведение основного материала, «хорошо» - направлены на умение обобщать, применять знания, «отлично» -задания на сравнение, систематизацию. Учащийся в праве выбрать себе уровень самостоятельно.

Между первым и вторым блоком , провожу самостоятельную работу, которая состоит из трех вариантов (А,Б,В). Работа выполняется в группах. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

    • Постановка познавательной задачи

    • Инструктаж о последовательности работы

    • Раздача дидактического материала

  2. Групповая работа:

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе

  • Индивидуальное выполнение задания

  • Обсуждение индивидуальных результатов в группе

  • Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения, обобщение)

  • Подведение итогов группового задания.

  1. Заключительная часть:

  • Сообщение о результатах работы в группах

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия

  • Общий вывод о групповой работе и достижение поставленной цели.результатах работы в группах

0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Заключительная часть:

ния.

руппой(замечания, дополнения, уточнения, обобщение)

ние производной.чебной работы.й учащегося, устойч

Выполняя работу самостоятельно в течение 10 минут, учащиеся образуют пару с одинаковой буквой, задание прежнее, но работают вместе в течение 10 минут, рассказывают свои решения и находят ошибки друг у друга, затем пары меняются, но задание остается прежнее. И в конце работы образуются четверки, которые выносят коллективное решение. Оценивается каждый учащийся по своим заданиям. Такая же работа проводится между вторым и третьим блоком. Работая в паре, группе, учащиеся развивают свои управленческие и коммуникативные способности, способность к самоутверждению. (Приложение№5)

После третьего блока провожу урок в виде игры под названием «Своя игра».(Приложение №6) Игра состоит из 5 блоков, которые команды преодолевают решая задания на нахождение производной. Очень важен настрой группы на положительную мотивацию успеха, только тогда возникает потребность в максимальной реализации своих возможностей. В конце игры подводятся итоги.

Пятый этап – это тестовая работа, которая состоит из четырех вариантов. Подводя итоги работы, анализирую, на каком этапе усвоения темы находится каждый учащийся. Цель - проверить уровень усвоения материала.

Шестой этап – это специальное повторение. Он служит для систематизации и обобщения всех знаний по теме «Производная функции». Коррекция знаний проходит по уже использованным схемам, а учащимся, которые усвоили материал можно предложить тест другого варианта.

Завершающий седьмой этап – это диагностическая контрольная работа, цель которой проверить знания учащихся по теме «Производная функции». Анализ этой работы позволит скорректировать работу на следующих темах программы.(Приложение№7)

Подводя итоги и анализируя результаты, можно сделать вывод:

  • учащиеся постоянно проявляют активность, действуя в условиях выбора, преодолевая возникшие трудности;

  • формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения учащихся;

  • появляется уверенность в своих силах, в том числе и у слабых учащихся;

  • развиваются навыки самостоятельной работы.




















3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Личностно-ориентированный подход в обучении математики

Автор: Смирнова Евгения Леонидовна

Дата: 28.09.2014

Номер свидетельства: 115323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства