Личностно-ориентированный подход в обучении математики
Личностно-ориентированный подход в обучении математики
В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Если в недавнем прошлом социальный заказ нацеливал педагогическую общественность на то, что главное в образовании обучение, передача информации, то сегодня главное в образовании – развитие. Одним из направлений развития является личностно-ориентированный подход. Понимание специфичности личностного подхода легко не дается. Урок строится не просто для получения знаний, а как личностное образование, где объединяются мотивационно - потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития. Постоянное наблюдение за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, позволяет накопить банк данных о формирующихся индивидуальных познавательных знаниях, которые меняются от года к году.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении математики »
Личностно - ориентированный подход в обучении математики
Смирнова Е.Л., учитель математики
В методике преподавания математики есть три ключевых вопроса: что преподавать, как преподавать, зачем преподавать? Если в недавнем прошлом социальный заказ нацеливал педагогическую общественность на то, что главное в образовании обучение, передача информации, то сегодня главное в образовании – развитие. Одним из направлений развития является личностно-ориентированный подход. Понимание специфичности личностного подхода легко не дается. Урок строится не просто для получения знаний, а как личностное образование, где объединяются мотивационно - потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. Начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития. Постоянное наблюдение за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, позволяет накопить банк данных о формирующихся индивидуальных познавательных знаниях, которые меняются от года к году.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Основные требования к дидактическому обеспечению личностно-ориентированного процесса:
Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая его предшествующее обучение;
Изложение знаний в учебнике (преподавателем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого учащегося,
В ходе обучения необходимо постоянно согласовать опыт учащегося с научным содержанием задаваемых заданий;
Активное стимулирование учащегося к самооценосной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность выбора при выполнении заданий, решения задач;
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и исполнению наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
Необходимо обеспечить контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет учащийся, усваивая учебный материал;
Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъективной деятельности.
Рассмотрим личностно - ориентированный подход на теме «Производная функции». На первом этапе учебная деятельность для лучшего понимания и усвоения материала разбивается на 7 этапов (Приложение №1), проводится входной контроль с целью проверки базовых знаний учащихся и устранения препятствий для объяснения нового материала. Анализируются результаты входного контроля и выстраиваются комплекс заданий для коррекции знаний, в виде устной работы или карточек-заданий для индивидуальной работы (карточки разработаны по шести основным темам в четырех вариантах). (Приложение№2)
Второй этап. Основной формой изучения материала по теме «Производная функции» является урок, который проводится с использованием ТСО. По данной теме составляется опорный конспект, который представляет собой информацию, необходимую для успешного усвоения базового минимума. (Приложение№3)
Третий этап разбивает весь теоретический материал на три блока:
нахождение физического и геометрического смысла производной,
вычисление производной суммы и произведения функций,
вычисление производной частного и сложной функции
На этом этапе проверяются знания и отрабатываются умения в нахождении производной. Учащиеся разбиваются на две группы: первая работает с преподавателем, вторая самостоятельно по предложенному алгоритму. Индивидуально проводится работа с учащимися, которые плохо усвоили данную тему. Индивидуальные материалы я составляю дифференцированно, что позволяет фиксировать избирательность познавательных предпочтений учащегося, устойчивость их проявления, активность и самостоятельность учащихся в их осуществлении через способы учебной работы. Так же составляю тестовые задания, математические пазлы, задания в виде плоских многоугольников, пасьянсы, домино, лото, лабиринтов.(Приложение№4) Задания, соответствующие оценке «удовлетворительно» - это задания на воспроизведение основного материала, «хорошо» - направлены на умение обобщать, применять знания, «отлично» -задания на сравнение, систематизацию. Учащийся в праве выбрать себе уровень самостоятельно.
Между первым и вторым блоком , провожу самостоятельную работу, которая состоит из трех вариантов (А,Б,В). Работа выполняется в группах. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
Подготовка к выполнению группового задания:
Постановка познавательной задачи
Инструктаж о последовательности работы
Раздача дидактического материала
Групповая работа:
Знакомство с материалом, планирование работы в группе
Индивидуальное выполнение задания
Обсуждение индивидуальных результатов в группе
Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения, обобщение)
Подведение итогов группового задания.
Заключительная часть:
Сообщение о результатах работы в группах
Анализ познавательной задачи, рефлексия
Общий вывод о групповой работе и достижение поставленной цели.результатах работы в группах
Выполняя работу самостоятельно в течение 10 минут, учащиеся образуют пару с одинаковой буквой, задание прежнее, но работают вместе в течение 10 минут, рассказывают свои решения и находят ошибки друг у друга, затем пары меняются, но задание остается прежнее. И в конце работы образуются четверки, которые выносят коллективное решение. Оценивается каждый учащийся по своим заданиям. Такая же работа проводится между вторым и третьим блоком. Работая в паре, группе, учащиеся развивают свои управленческие и коммуникативные способности, способность к самоутверждению. (Приложение№5)
После третьего блока провожу урок в виде игры под названием «Своя игра».(Приложение №6) Игра состоит из 5 блоков, которые команды преодолевают решая задания на нахождение производной. Очень важен настрой группы на положительную мотивацию успеха, только тогда возникает потребность в максимальной реализации своих возможностей. В конце игры подводятся итоги.
Пятый этап – это тестовая работа, которая состоит из четырех вариантов. Подводя итоги работы, анализирую, на каком этапе усвоения темы находится каждый учащийся. Цель - проверить уровень усвоения материала.
Шестой этап – это специальное повторение. Он служит для систематизации и обобщения всех знаний по теме «Производная функции». Коррекция знаний проходит по уже использованным схемам, а учащимся, которые усвоили материал можно предложить тест другого варианта.
Завершающий седьмой этап – это диагностическая контрольная работа, цель которой проверить знания учащихся по теме «Производная функции». Анализ этой работы позволит скорректировать работу на следующих темах программы.(Приложение№7)
Подводя итоги и анализируя результаты, можно сделать вывод:
учащиеся постоянно проявляют активность, действуя в условиях выбора, преодолевая возникшие трудности;
формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения учащихся;
появляется уверенность в своих силах, в том числе и у слабых учащихся;